Четыре дня Майдана

Услышать запах войны и не дай Бог почувствовать
её вкус…


Действующие лица:
«Кияночка» ; Киевский хореографический колледж;
Оля – моя соседка, с которой мы вместе снимали комнату;
Слава и Алла – брат и сестра, снимавшие соседнюю комнату;
Таня и Аня – мои сокурсницы по хореографическому колледжу (Аня так же моя близкая подруга);
Наталья Владимировна – секретарь колледжа;
Ирина Ивановна – заведующая кафедрой современного отделения в «Кияночке»;


Новости на сайте segodnya.ua от 14 марта 2014 года:
«С 30 ноября в ходе противостояний в Украине погибли 102 человека, сообщает Минздрав. По состоянию на 11 марта, после обострения противостояния в центре Киева 18 февраля 2014 года, к бригадам экстренной медицинской помощи и в медицинские учреждения обратился 1221 пострадавший, 795 из них были госпитализированы.
На данный момент на лечении находится 179 человек, сообщает Минздрав.
Напомним, что большинство из погибших были участниками кровавого противостояния протестующих и силовиков в Киеве 18-21 февраля».

Меня события, происходившие до 18 февраля, практически никак не касались. Иногда, правда, перекрывали метро Майдан Незалежности и Хрещатик, что усложняло мне путь к работе. Работала я в магазине «Zara», который находился в трёх минутах ходьбы от метро Хрещатик.
Ещё за два месяца,18 декабря, за полчаса до открытия Зары все сотрудники магазина вдруг повалили к окнам с восклицаниями и возмущениями. Дело в том, что в окне было видно, как правительство, чтобы разогнать митингующих, поливало их из брандспойтов водой. Думаю, не очень приятно, когда тебя в мороз поливают водой. Когда я смотрела в окно на происходящее, мне в голову пришли строчки:

Народ собой раздражает
Неспокойная эта зима,
И я в окно наблюдаю,
Как Майдан сходит с ума.

В тот день Зару закрыли, и магазин не работал в течение дня из-за беспорядков на площади.
Тогда было страшно, что ситуация усугубится и начнётся военное противостояние, но, слава Богу, всё поутихло. Но спустя два месяца на этой площади уже убивали
людей…

18 февраля 2014 г.

Утро началось у меня, как обычно: завтрак, сборы на работу, работа, пары на Владимирской, затем пары на Борщаговской. До Борщаги я добиралась всегда сначала на метро, а затем на трамвае – у меня проездной. Это был вторник, а по вторникам у нас по учёбе История хореографии. Ребята с моей группы решили дружно прогулять эту пару, но я и Настя отказались участвовать в этой «провокации». Мы, как гордые птицы, твёрдо заявили, что поедем на пару. И поехали. Кто бы мог подумать, что уехать оттуда вечером будет практически невозможно…
После пар я, как и прежде, доехала на трамвае до метро Политехническая. Обратила внимание, что все (нет, вы не поняли – абсолютно ВСЕ) идут мне навстречу, когда обычно шли в одном со мной направлении. Услышала разговор одного парня, как он говорил кому-то по телефону: «Метро перекрыли, я иду на маршрутку».
Я подумала: «Наверно, как обычно в последнее время, перекрыли центральные станции Майдан, Хрещатик, Театральная и т.д.» Но на этот раз перекрыли всё метро полностью, закрыли двери и выключили свет.
Однако я продолжала двигаться к метро. Когда я уже подошла к нему, то увидела наглухо запертые двери и несколько человек столпившихся у входа, непонятно на что надеющихся. По рупору объявили, что метро закрыто и открываться сегодня не будет. Там же у входа в метро была женщина, бившаяся в истерике и слёзно требовавшая, чтобы её впустили в метро, несколько человек пытались её успокоить. Как мне показалось, её ребёнок в тот момент находился где-то на другой станции метро и не мог добраться до дома и она не могла никак до него добраться, от того была в ужасе, так как не знала, что делать.
В кошельке у меня была всего одна гривна, так как я рассчитывала на проездной метро-трамвай и денег с собой не взяла. Как другим путём добраться до дома, я не знала. В такие моменты благодаришь Бога, что у тебя есть деньги на счету телефона и что батарея не разряжена. Я позвонила нескольким своим друзьям, чтобы мне помогли найти способ добраться до дома. Оля посмотрела в интернете возможные варианты.
Мобильная сеть была перегружена – все тогда в волнении и переживании за своих близких «обрушились» на телефон. После 3-4 безуспешных попыток повторно связаться с Олей, да и с другими друзьями, я решила самостоятельно решить проблему. Опять же одна гривна в кармане была для меня серьёзным препятствием.
Наконец, я дозвонилась Анютке. Тогда я так же, как и все, шла от метро к трамваю. Анютка посоветовала мне сесть на маршрутку. Я ей: «Ань, у меня всего одна гривна в кармане, как я доеду?» Мимо проходила пожилая женщина и услышала мой разговор: «Доча! Сколько денег тебе не хватает? Не переживай, я добавлю». Это было настолько неожиданно для меня. В тот момент я почувствовала, как в критической ситуации людям свойственно помогать друг другу. А для меня ещё более отчётливо стало, что положение в городе, действительно, напряжённое. Как будто ты на войне. Сложно описать это чувство – слов не хватает. Всеобщее волнение, граничащее с паникой, абсолютное непонимание, что происходит и что делать.
Я попросила у женщины две гривны, она дала мне. Теперь у меня было три гривны в кошельке, и я могла оплатить маршрутку. Но прямых маршруток с Политеха не было, и я решила на трамвае доехать до Индустриального моста. Впервые в жизни попала в трамвайную пробку!
Из-за перекрытого метро трамваи пускали даже не по времени, а на расстоянии ста метров друг от друга. Трамваи были переполнены. Так много людей желали добраться до дома хотя бы на трамвае, что в какой-то момент мы застряли минут 15 и ждали, когда высадятся люди из предыдущих пяти трамваев.
Ещё когда я стаяла в трамвайной пробке по направлению к Индустриальному мосту, до меня дозвонилась Оля и сказала мне ехать к железнодорожному вокзалу. А это в противоположную сторону!
Я выстояла в трамвайной пробке, вышла на остановке Индустриальный мост, перешла на противоположную платформу и поехала назад. Тогда казалось: главное – добраться до городской электрички, а там уже спокойно доеду до дома. Я ошибалась…
Раньше я никогда не ездила на городской электричке со станции Вокзальная, поэтому не знала, где же она находится. Как все привокзальные площади в особо крупных городах, киевская привокзальная площадь была очень запутана и понять, где же останавливается городская электричка, было трудно, особенно в общей суматохе.
Я зашла в ж/д вокзал и спросила у мужчины в форме, где садиться на городскую электричку. Он указал мне направление. По пути ко мне прибился такой же, как и я, растерянный мужчина. Решили вместе искать городскую электричку. Нашли автовокзал – но это не то, что нам нужно. Потом нашли платформу пригородных поездов. С неё я тоже могла добраться до нужной мне остановки Левобережная, но билет стоил 5грн, а у меня было только 3грн.
В отличие от меня, у моего случайного попутчика нашлись 5грн, и он поехал на пригородной электричке, а я отправилась искать городскую (кольцевую) электричку, проезд на которой стоил 1грн 70коп.
Спросив у людей, я поняла, что мне опять нужно двигаться в обратном направлении. Таким образом, обойдя кругом всю вокзальную площадь, я вернулась туда, откуда начала «изучать» привокзальную площадь. Это была конечная остановка трамвая, на котором я сюда приехала.
Нервы шалили не по-детски. Я не давала себе паниковать, заставляя спокойно и бесстрастно двигаться к цели. Наконец, я нашла, откуда отправляется городская электричка. И тут невиданное счастье – в связи с ситуацией в городе пропускают бесплатно, турникеты опущены вниз. Я сэкономила 1грн. 70коп! И смешно и грустно.
Казалось бы, всё – я почти у цели, но и здесь рано было радоваться. На перроне стояли сотни людей, не попавших в метро. Сотни и сотни! Казалось, что ты находишься в переполненном вагоне, а это был перрон! Электричка ходила не по расписанию. Кто-то сказал, что её не было уже сорок минут, хотя в это время она должна ходить с периодичностью в пятнадцать минут. И, когда подойдёт очередная, никто не знал, даже кассиры.
Но, слава Богу, электричка подошла минут через пять. Люди хлынули к дверям. Сначала двери не могли открыться, из-за того что их прижали снаружи тела отчаянно желающих попасть внутрь. Это было нарушение всех правил безопасности. Когда, наконец, открыли двери, входящие не давали выйти выходящим. Мужчины кричали, женщины визжали. Я начала бегать от одной двери к другой, чтобы хоть в одну из них войти, но не смогла: вагоны были набиты до отказа, но и, несмотря на это, множество людей толпилось возле дверей, так что я даже подступиться к ним не смогла. Электричка уехала. Сколько ждать другую, неизвестно. А люди всё приходят и приходят.
Но и тут капелька радости: следующая электричка подошла так же минут через пять. Она была уже не так забита. Я зашла, то есть протиснулась, и даже заняла неплохое стратегическое положение. Однако ноги запутались в каких-то железных прутьях, видимо, это была подставка для велосипедов. Я была настолько прижата со всех сторон людьми, что при неудачном стечении обстоятельств, эта толпа могла переломать мне ноги, запутанные в этих железных прутьях. Но, слава Богу, обошлось.
Когда поезд тронулся, то я могла наблюдать изнутри настроение растерянной и почти отчаявшейся толпы.
Когда все стояли на перроне, то никто друг друга не видел, все неслись, движимые инстинктом самосохранения, за вагоном, руками хватаясь за двери. Самая главная цель – попасть внутрь вагона, а количество «растоптанных» тобой людей неважно. Зайдя в вагон, люди некоторое время приходили в себя. Я встретилась взглядом с парнем, который чуть ли не сидел у меня на плечах. Этот взгляд тоже не опишешь словами. Вспомнился эпизод из фильма «Титаник», когда все осознали, что корабль идёт ко дну, и вот показывают момент, как взгляд главной героини пересекается со взглядом какого-то мужчины. Они смотрят вроде друг на друга, но как будто сквозь друг друга. Где-то в сознании ещё шевелится понимание того, что перед тобой живой человек, но на данный момент ты отрекаешься об этом думать. И этот ещё две секунды назад бывший для тебя живым человек становится в твоём сознании мясом, таким же мясом, как и ты, в этой мясорубке.
Вот это чувство стало ещё одним особенно ярким переживанием того вечера: в толпе нет чувств, есть только инстинкты.
Постепенно, когда люди осознали, что они уже в безопасности и, пусть и в стиснутом состоянии, но едут ДОМОЙ, их настроение поменялось. Все начали шутить, помогать друг другу пройти и даже кокетничать.
Наконец, я вышла на станции Левобережная и через двадцать минут была уже дома. Меня встречали взволнованные друзья, которые в отличие от меня успели добраться до дома ещё до 16.00. Именно в это время перекрыли метро.
Несмотря на то, что я не ем по вечерам, а тем более сладкое, я съела приличную порцию конфет и печенья. Мне нужно было чем-то заглушить тот стресс, который я пережила, пока добралась до дома. Казалось бы, просто перекрыли метро, но это стало практически неразрешимой проблемой для всех желающих добраться домой. Я с ужасом понимала, что в такой же ситуации, как и я, мог оказаться какой-то ребёнок! Думаю, такие дети были.
Ещё по пути домой я позвонила своей начальнице. Она, конечно же, сказала, что завтра не работаем. Какая работа на Хрещатике, когда там стреляют?! Думала, что, наконец, смогу отдохнуть от работы и учёбы. Было очевидно, что в ближайшие пару дней, обычная жизнь в городе не восстановится.

19 февраля 2014 г.

Впервые, наверно, месяцев за 15 я встала не в 5 утра. Я встала, как выспалась. Но без преувеличения могу сказать, что 19-20 февраля стали одними из самых ужасных дней в моей жизни.
У меня было множество свободного времени, но к какому бы занятию я ни приступала, ничто не приносило удовлетворения. Есть не хочу, КВН смотреть не хочу, фильмы – не хочу, читать не хочу, кроссворды разгадывать не хочу, купаться в ванной не хочу, да вообще умываться не хочу, готовить еду не хочу, наводить порядок не хочу, – и ещё миллион «не хочу».
По интернету в ярких красках через онлайн-трансляцию и в новостях описывали, как активно разгоралась перестрелка на Майдане. Казалось, всё потеряло смысл. На улицу выйти страшно, да и опасно, в мыслях только и крутилось, что жизнь в городе остановилась из-за военных действий на Майдане. Всё бессмысленно, если нет мира! Жизнь в состоянии войны теряет будущее, все стремления потухают, всё, чем ты занимался в мирное время, становится ненужно и бесполезно.

20 февраля 2014 г.

Если 19 февраля я провела дома, то 20го вышла на улицу. Чтобы хоть немного развеяться и отвлечься, решила прогуляться. По пути зашла в продуктовый магазин и удивилась количеству пенсионеров, которые там скупались. Я бы не обратила на них внимания – настолько была погружена в свои мысли – но несколько раз мне пришлось «застрять в очереди» на пути к лотку с продуктами, так как дедушки и бабушки двигались достаточно медленно и были неповоротливыми, поэтому приходилось ждать, когда они «распутаются». Именно поэтому я отметила, что никогда такого не наблюдала в магазине. И вдруг поняла: они ещё помнят прошлые военные годы и, видимо, предчувствуя приближение чего-то подобного, беспокойно скупают все необходимые товары.
Ещё глубже погрузившись в себя, я вышла из магазина и пешком пошла до дома. Мне нельзя щелкать семечки, так как в зубе из-за них у меня образовалась выемка, но я пошла и купила себе пачку семечек. На улице было прохладно, у меня мёрзли руки, но я шла и щелкала – хотелось хоть чем-то занять себя. В воздухе стола тревога. Вдоль дороги, как и вчера и позавчера, выстроились машины, застрявшие в километровых пробках – метро так и не открыли. Оказалось, что гулять, что сидеть дома – одинаково невыносимо.
Домой я всегда иду через рядом расположенный супермаркет «Novus», где на входах стоят банкоматы и обменные пункты. Оба обменных пункта были закрыты (хотя было всего 4 часа дня), а у банкоматов выстроились очереди. Люди судорожно снимали деньги с карточек. Чуть позже прекратил свою работу ПриватБанк и банкоматы перестали выдавать деньги. Многие другие отделения банков, особенно в центре города, закрылись. Думаю, множество людей так и не успело снять деньги или обменять гривны на валюту.
Пришла домой и опять началось хождение из угла в угол. Через пятнадцать минут зашла Алла, сказала, что не смогла доехать до работы, поэтому вернулась домой. Решили ближе к вечеру сходить в супермаркет, купить продуктов и постряпать печенье. Зря! Надо было идти сразу, может, тогда бы мы успели купить хоть что-то.
Нам нужно было купить яйца, хлеб и муку. Ничего из того на полках огромного супермаркета мы не нашли. Насторожились и прошли по другим отделам: пустыми оказались и полки с гречкой, молоком, сахаром. Нетронутыми красовались торты, халва и конфеты. Пошли в другой магазин. Повезло – купили яйца, но молока, хлеба и муки там уже тоже не было. Поняли, что будем доедать то, что осталось со вчера.
В этот вечер мы все были дома:
Оля, как обычно - у неё работа на дому.
Я – у меня не было ни работы, ни учёбы, всё закрыли, так как это находилось вблизи от Майдана.
Алла – из-за перебоев с транспортом не смогла добраться на работу.
Слава – и его организацию закрыли в связи с военными действиями. И это тоже внушало тревогу, ведь закрыли огромный торговый центр «Ocean Plaza», находящийся в двух остановках метро от центра событий.
Так в этот вечер мы все сидели дома без работы и практически без продуктов, без
какого-ли о представления, чем же всё закончится.
Мы собрались на кухне и смотрели прямую трансляцию «Майдан-онлайн», где показывали, как именно в этот момент там, на площади, идёт перестрелка. Вдруг услышали выстрел за своим окном. Спустя минут тридцать услышали ещё один. Напряжение росло. Парни, казалось, были спокойны, девчонки, как ни старались себя контролировать, всё-таки выказывали беспокойство.
Тогда мы решили все вместе помолиться. Молились за свою жизнь, за урегулирование конфликта, за власти, за Украину. Не хотелось останавливаться, казалось, пока ты в молитвы, ты под какой-то особенной защитой, как под покровом. Когда мы закончили, сердце наполнили мир и покой. Оставалось только ждать и верить…
Ещё вчера мама предлагала выслать деньги, чтобы я вернулась домой. Сегодня я, наконец, решилась и попросила маму сделать это. Все мои родственники стояли на ушах, ведь по телевизору в новостях показывали ужасающие кадры. На тот момент я радовалась, что у мамы нет телевизора, иначе представляю, как бы она переживала. Но чем больше сгущались краски на Майдане, тем чаще маме звонили родственники с вопросами, как я там себя чувствую. Конечно, это вызывало беспокойство и тревогу в мамином сердце. Но она молодец – держалась достаточно спокойно и не принуждала меня ехать домой, ждала моего решения. Думаю, она вздохнула облегчённо, когда я сделала выбор в пользу Новосибирска.
Так в час ночи я начала собирать свои вещи – ВСЕ вещи, что ещё больше нервировало моих киевских друзей. Они и сами были бы рады уехать, но некуда. В три часа ночи я закончила сборы и легла спать.

21 февраля 2014 г.

С утра по плану мне надо было получить денежный перевод от мамы и купить билеты на самолёт. В 9 утра я уже была в ближайшем отделении Сбербанка, слава Богу, он не был закрыт. Когда я подошла к кассе, неожиданно на компьютерах вышла из строя программа. Пятнадцать минут мучительного ожидания – удалось бы получить деньги! Спустя эти пятнадцать минут программа вновь заработала и, наконец, деньги были меня в руках.
Ещё пару часов назад я через интернет забронировала билет на самолёт, который мне надо было выкупить до 12.30 в одном из магазинов «Евросеть». Я потратила три часа, ездя по городу и пытаясь найти этот магазин хоть по одному из указанных адресов в интернете. После третьей безуспешной попытки я отправилась на ЖД-вокзал. Удивилась, когда увидела очереди в 30-40 человек у касс 32 и 33: люди сдавали билеты на опаздывающие поезда, которые задерживались на несколько часов.
Купила два билета: Киев-Москва и Москва-Новосибирск.
Дома я была часам к 13.00. Через час настроилась позвонить Ирине Ивановне и предупредить, что я покидаю страну на неопределённый срок. Она сказала мне приехать в колледж и написать заявление. Это было не по плану! Поэтому я попросила Олю подвести на такси мои сумки с вещами к вокзалу, если я не успею вернуться домой.
По коридору колледжа я шла хладнокровно, не позволяла, чтобы в голову лезли мысли, типа: «А вдруг это последний раз, когда я иду по этому коридору». Теперь, когда я пишу свои воспоминания, я с горечью понимаю, что, да, это был последний раз…
Я зашла в деканат, меня встретила Таня и Наталья Владимировна.
- Привет!
- Я пришла писать заявление – я уезжаю из Киева.
- Как?! – в один голос воскликнули они. – Ты что? Оставайся. Может, завтра уже всё кончится.
На глаза навернулись слёзы и хлынули, моё хладнокровие меня подвело. С этого момента слёзы катились без остановки на протяжении следующих четырёх часов. Сначала меня «мучили» своими вопросами, уговорами и советами Таня и Наталья Владимировна, потом декан, потом Ирина Ивановна. Все предлагали варианты решения проблемы, уверяя, что всё устроится. Но я была надломлена внутри. Я уже не понимала, чего хочу. Во мне страх за свою жизнь перемешивался с отчаяньем и безысходностью. Я не знала, что будет завтра: возможно, к власти придут правые, тогда всем русским не поздоровится, кто знает, смогу ли я вообще выехать из страны, а возможно, всё кончится и пойдёт своим чередом, как и раньше.
Мои друзья и родственники из Новосибирска в один голос кричали «возвращайся, даже не думай», администрация колледжа – «оставайся», а киевские друзья неуверенно говорили «мы не знаем, возможно, тебе действительно лучше на время уехать».
В итоге Ирина Ивановна убедила меня сдать билеты и даже отвезла меня на машине до вокзала. Было уже четыре дня. Мой поезд через два часа. Я позвонила маме, ревела навзрыд и еле выговорила, преодолевая всхлипывания:
- Мам, ты не против, если я сдам билет?
- Юль, поступай так, как считаешь нужным. Если хочешь остаться, оставайся, если хочешь домой – приезжай.
В тот момент я была искренне благодарна маме, что она не уговаривала меня уехать. В этом я увидела её поддержку и веру в меня, желание, чтобы я была счастлива. Я чувствовала свободу в принятии решений, тогда как Ирина Ивановна однозначно давила на меня своими увещеваниями.
Вот теперь и я встала в очередь кассы №32 на сдачу билетов, передо мной было около сорока человек. И начались мучительные два часа раздумий и терзаний:
Ехать домой? Но где тогда брать деньги на обратную дорогу? Где потом брать деньги на оплату учёбы и съёмной квартиры?
Допустим, я сдам билеты. Тогда с 2000грн мне вернут, в лучшем случае, гривен 700. Я не могу так поступить по отношению к маминым деньгам, она их тоже не с неба взяла.
Остаться? А не пожалею ли я потом? Уже некоторые поезда отменили и государственные трассы перекрыли. Смогу ли я выбраться, если ситуация усугубится?
Зазвонил телефон – Анютка. Не хотела брать, обнажать свои чувства, эмоционально я была на тот момент абсолютно беззащитна. Я сбросила звонок.
А голову терзали всё те же вопросы. К горлу подступал ком, я брала себя в руки и пыталась быть рассудительной. Опять ком к горлу, опять слёзы! Хотелось забиться в угол, спрятаться от всего того, что я не могу контролировать, от всего того, на что я не в силах повлиять.
Прошёл час стояния в очереди, которая стала короче всего человек на пятнадцать. Всё-таки решила посоветоваться с Анюткой, она, как никто другой меня понимает: так же, как и я не киевлянка, снимает квартиру, работает на двух работах, учиться в колледже, в котором души не чает. Она сказала именно то, что я хотела услышать: совсем не страшно уехать на время: «Съезди домой на месяц, отдохни, потом вернёшься».
На тот момент меня тошнило от мысли оставаться в Киеве и пугала идея окончательно вернуться в Новосибирск. А вот что-то среднее показалось выходом из положения. Где-то внутри я понимала, что моё возвращение в Киев слишком маловероятно: я уже очень устала за время обучения физически и морально, мои силы были на исходе, я просто «катилась по инерции» и из-за любого препятствия могла сойти с пути. И вот оно, не шуточное препятствие, окончательно подкосило меня.
Я успокаивала себя тем, что через месяц вернусь и буду учиться, как прежде. Но политический и экономический кризис пришедший на смену военному перевороту окончательно заглушили желание возвращаться в Киев.
Я плакала, разговаривая с Анюткой, её совет был как бальзам на рану. Я вышла из очереди и пошла по направлению к залу ожидания. Слёзы не переставали литься, я не могла остановиться. Сумки с вещами остались у меня дома. Ирина Ивановна уговорила меня не уезжать, я позвонила Оле и сказала, что вернусь, поэтому сумки подвозить не надо. В итоге за час до поезда я всё-таки решилась ехать в Новосибирск, поэтому сумки мне бы уже не успели привезти. У меня в рюкзаке было всё необходимое: паспорт, деньги и телефон, да и… босоножки, колонки от компьютера и вязальные нитки (то, что не вошло в сумки) – больше ничего. С таким глупым комплектом вещей я отправилась пересекать Европу.

Мои вещи и в том числе гитара до сих пор в Киеве. Я не могу их забрать даже почтой. В связи с обстановкой в Украине все транспортные компании отказываются доставлять оттуда груз.
И вот я села в поезд. Я не знала, что будет впереди. Моя мечта была разрушена – я оставляла Киев и дорогой моему сердцу хореографический колледж.
Три дня в пути – вот, что нужно было мне больше всего. Три дня нигде: ни в Киеве, ни в Новосибирске. Три дня без забот о деньгах, еде и завтрашнем дне. Три дня лежания на постели и размышлений ни о чём. Три дня душевного опустошения и надежды на лучшее…


Рецензии