О Пушкине - с благодарностью

Вот уже более двух десятков лет процветает стремление охаять русскую культуру, литературу, историю. Какие-то жалкие завистники высказывают потрясающие по невежеству и злобности суждения. Наших поэтов и писателей они называют безнравственными циниками, продажными и лживыми людьми и так далее. Вот, например, высказывание одного из них (правке не подвергаю):

«...я не Пушкин сидящий у трона, и пишущий правду в масках...Пиковых Дам,Котов учёных...коим и сам был... Кто-то же обязан писать - как есть».

Конечно, самомнение, снобизм и невежество здесь налицо, и это поражает, как и безграмотность подобных мыслителей и «пророков». Где они такие познания черпают? Не в трудах же лучших учёных, не в документах, хранящихся в наших сокровищницах, и не в произведениях самих классиков. Кто и что руководит этими мозгами?
ТАК СУДИТЬ Пушкина могут только те, кто не читал его политические стихи и не знает, что за вольнолюбие, за критику самодержавия и крепостничества, за призывы к борьбе сослал его царь в ссылку. Выходит, эти "знатоки" и Лермонтова не читали? А он к Пушкину ближе, чем современные «ценители и судьи», и написал после убийства Пушкина стихи на смерть поэта, где есть такие слова:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Убийцами, которые устроили травлю Пушкина и потом спровоцировали дуэль, Лермонтов считает как раз «стоящих у трона», куда Пушкин никогда не стремился! Да, он сказал добрые слова о делах царя Петра, при котором, кстати, «сидеть у трона» не мог: разница в датах жизни огромная. Пушкин родился через 74 года после смерти Петра I. А вот при Александре I высказал в 1817 году очень опасный призыв:

Тираны мира, трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы! (ода «Вольность»)

И крепостничество считал злом, призывал отменить крепостное право, называя его рабством:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца... (ст. «Деревня»)

Как же можно ставить себя выше Пушкина, который ещё в начале 19 века мечтал о реформах с целью построения цивилизованного общества?!

Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый
И рабство, падшее по манию царя?
И над Отечеством свободы просвещённой
Взойдёт ли, наконец, прекрасная заря?

Печальный напрашивается вывод. Похоже, мечты Пушкина нескоро осуществятся, так как невежество крепчает, а просвещение в таком упадке, что в пору  кричать «караул»!
Вряд ли добьются эти деятели уважения при такой дремучести и невероятном самомнении. Однако следует, видимо, усилить борьбу за сердца и умы наших граждан, надо бороться с людьми, решившими победить народ России в этой информационной войне. Вспомним слова А.М.Горького, который в начале 20 века о противостоянии ЛЖИ и ПРАВДЫ напоминал, что «ПОЛЕ БИТВЫ – СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА».

Пушкин нам дорог, и потому нельзя молчать. О поэте мелко, невежественно берутся судить обыватели, подвергшиеся зомбированию, или же те, кто сам Пушкина не читал, но получил чёткие указания, как вред наносить в образовании и культуре, уничтожая добрую память, низвергая с пьедесталов памятники. Потому и клевещут, будто и ПРАВДУ Пушкин не писал, и перед царём выслуживался.
Одуматься надо бы украинцам, а также российской оппозиции и всем прочим, кому хочется втоптать в грязь нашу историю, культуру и даже писателей (в том числе, Шолохова, Чехова и других), лежащих в могилах. Зло опасно не только для россиян, зло имеет тенденцию распространяться и бить, не разбираясь, кто какой нации и в какой стране живёт. Напрасно не боятся греха  русофобы, как и партия войны в Америке и Украине.

Видимо, раздражают капиталистов всех стран русские классики и их борьба за свободу, за права человека. Похоже, некоторым господам не нужны умные и мыслящие люди из народа. Хозяева хотели бы считать трудящихся рабочим скотом, «стадами», которые предназначены для того, чтобы их «стричь и резать». Используя данные слова А.С.Пушкина из стихотворения "Свободы сеятель пустынный", Сергей Кургинян пишет в газете "Суть времени" об отношениях работодателей и работников.
Ситуация, когда (говоря словами А.С.Пушкина) «народ безмолвствует», приводит к усилению зависимости работников от хозяев. Именно поэтому в стихах Пушкина мы видим горечь по поводу пассивности народа, который сильные мира сего считают стадом.

Сам Пушкин был уверен, что восстаниями и бунтами достичь прогресса невозможно, о чем писал в «Капитанской дочке»: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Но при этом напоминал, что надеется увидеть народ неугнетённым, что справедливости и свободы следует добиваться путём образования и воспитания, чтобы сделать Отечество просвещённым. И с помощью реформ эти вопросы должны были решить представители передового дворянства.
Когда призывы Пушкина, как он думал, не были услышаны, остались без внимания лучших сынов Отечества, а его самого преследовала по политическим мотивам власть, то приходит разочарование, и Пушкин пишет резкие слова и по отношению к дворянству, к крепостникам, и по отношению к крепостным крестьянам. Это и отражено в стихотворении «Свободы сеятель пустынный»:

...В порабощённые бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Действительно, надо помнить нашим современникам о горьких мыслях поэта, выраженных в этом произведении:

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.

В этих словах упрёк предназначен, прежде всего, дворянской интеллигенции, так как крестьяне стихи Пушкина не могли читать и клич поэта, естественно, не слышали. Идея свободы, о которой поэт написал в произведениях "Деревня", "Вольность", "К Чаадаеву", была поддержана будущими декабристами, знавшими эти стихи, но самому поэту в 1820 году ещё не было известно о существовании тайных обществ. Стихи его переписывались от руки, распространялись между членами этих обществ, и эти люди могли бы откликнуться на пламенные воззвания поэта. Однако никто не сказал тогда Пушкину, что многие его друзья, вынашивавшие планы преобразований, считают его настоящим борцом, идеологическим союзником. Поэтому в пушкинских словах о пассивности граждан заключена, видимо, мысль о том, какой видят судьбу народа господа-помещики:

К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.

То есть Пушкин говорит о позиции крепостников, которые видели предназначение «стада» в том, чтобы рабы безропотно служили привилегированным слоям общества. И будут господа использовать народы по прямому назначению: сначала "стричь", то есть наращивать свои капиталы за счёт эксплуатации дешёвой рабочей силы, а потом "резать", имея при этом опять-таки немалую выгоду.
О влиянии своих убеждений на развитие освободительного движения в России Пушкин узнает после возвращения из ссылки. В 1825 году состоялось восстание декабристов, и при обысках, арестах дворян жандармы искали у них стихи мятежного поэта.

Обращение политиков к произведениям А.С.Пушкина и напоминание о его убеждениях является очень своевременным, важным, так как в наше время некоторые деятели стремятся принизить роль русских классиков в борьбе за права человека. Есть даже странные измышления отдельных государственных деятелей, которые считают ошибкой отмену крепостного права в России. И это настоящее вредительство, когда образованные люди могут позволить себе вольную трактовку как высказываний писателей и поэтов, так и мнений самих тружеников, которые будто бы всегда желали оставаться рабами.

Великим наследием следует гордиться, на произведениях русской литературы всегда воспитывались граждане нашей страны. А потому заслуживают лучшие сыны России памяти и благодарности, а не клеветы, появляющейся в результате зависти к их таланту, в результате деятельности русофобов и прочих "надменных потомков", которых раздражает любовь классиков к Родине и народу.
А.С.Пушкин был уверен, что именно народ оценит по достоинству его вклад в культурное наследие России, о чём написал в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."
Да, "к нему не зарастёт народная тропа", потому что "в жестокий век восславил" Пушкин Свободу и пробуждал в людях "чувства добрые"!


Рецензии
Сразу вспоминается высказывание В.Г.Белинского: "Пушкин есть сознание народа цвет и плод его духовной жизни".
Оно всё так, кто ж спорит-то?!... Но и кто его нынче читает?!. Эта парадоксальная ситуация.. В школе - заставляют, в институте - только на литфаке, так сказать, "по зову сердца"...
Вы, наверное, преподаете литературу в институте?..Хотя нет...Скорее всего, в школе, раз уж называете своих подопечных "учениками". Естественно, что вам близко творчество великого А.С., без которого вообще немыслима наша русская литература... Но таких мало.... И есть множество умнейших и образованнейших в своей области деятельности личностей, которые вам о Пушкине и двух слов не свяжут, зато расскажут, "откуда берется свет" или "этиологию всех видов менингита"...

Парадоксальная ситуация... Пушкин настолько всем известен, что его никто толком и не знает, кроме школьной программы, которую давно забыли...

Самые известные стихи его "Во глубине сибирских руд / Два мужика..." Ой, кажется, я что-то путаю...

В условиях нашей пандемии коронавируса особенно хочется обратить внимание на стихи А.С. Пушкина "Румяный критик мой, насмешник толстопузый". Считаю это малоизвестное стихотворение незаслуженно забытым и одним из сильнейших в его творчестве... Хочу также обратить внимание на "Цветок" с его сильнейшими ситуационно-комплексными образами (см. эйдологию... хотя учение об образах весьма непроработано).

А вообще, закончу свой комментарий несколькими поэтическими цитатами:
"Уши лопнули от вопля:
— Перед Пушкиным во фрунт!

...
Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя
Благородное — как брань
Площадную — попугаи.
Пушкин? Очень испугали!"

"Бориса Годунова
Он выпустил в народ.
Убогая обнова,
Увы, на новый год.

Не поверите... вот прям сейчас прочитал "Станционного смотрителя"... раз, эдак, пятый за жизнь... на днях - "Дубровского" и "Барышню-крестьянку"..
А стихи его читать почему-то не люблю... Хоть иногда и наталкивают собратья по перу на что-то новенькое для меня, как это "насмешник толстопузый"...

После прочтения пушкинских строк как-то самому хочется творить... заражаешься его легкостью, чистотой и простотой стиля и языка (да простит меня А.Торшин, но "авторская речь" не прижилась в моем лексиконе)...

Всем, кто любит художественную литературу, рекомендую почаще обращаться к творчеству нашего любимого классика... Кстати, хотелось бы уточнить, реально ли в его полном собрании произведений 120 тыс. слов? И неужели настолько бедна речь других классиков, написавших значительно больше?!...

Павел Каргаполов   22.05.2020 23:14     Заявить о нарушении
Спорные утверждения, но уточнять не буду...
Пушкина любят и читают, а просчёты в нынешнем образовании рано или поздно устранят.
Насчёт 120 тысяч слова что-то новое... Раньше говорилось о 27 тысячах.

Всего доброго.

Зоя Орлова   23.05.2020 18:04   Заявить о нарушении
Опечатка: 120 тысяч слов

Зоя Орлова   23.05.2020 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.