Гипромез - ликвидация

Центральный институт по проектированию металлургических заводов (Гипромез) был одной из крупнейших проектных организаций в бывшем СССР. Институт  был основан в 1926 году по приказу наркома Серго Орджоникидзе. Это был первый  в стране, уникальный для того времени проектный институт, задачей которого стало обеспечение проектами крупнейших строек первых пятилеток: Магнитогорского, Кузнецкого, Криворожского, Нижнетагильского металлургических комбинатов, Сталинградского тракторного завода и многих других металлургических и машиностроительных предприятий, ставших основой индустриализации страны.

Могу с уверенностью сказать, что Гипромез был родоначальником отечественной школы проектирования не только в металлургии, но и в других отраслях промышленности, в том числе в машиностроении и химии.

В послевоенные годы Гипромез был первым институтом в истории отечественного проектирования, приступившим к разработке и реализации проектов крупных промышленных предприятий за рубежом -  металлургических заводов в Китае, Индии, Египте, Польше, Болгарии и в других странах.

Авторитет института был столь высок, что практически ни одно из совещаний  в Государственном Комитете по делам строительства (Госстрой СССР) не проходило без участия представителей института.

Практически во всех крупных промышленных регионах страны: Свердловске, Днепропетровске, Челябинске, Магнитогорске, Мариуполе, Новокузнецке, Ленинграде, Темир-Тау, Рустави, Харькове и в Кривом Рогу, - были созданы филиалы и отделения Гипромеза, которые в дальнейшем стали самостоятельными проектными институтами (региональные Гипромезы, Гипроруды, Гипросталь, Гипрококс и др.).
Оставаясь головным проектным институтом черной металлургии, центральный институт в Москве координировал техническую политику в проектировании металлургических предприятий  и по поручению Государственного планового комитета (Госплана СССР) вел разработку планов развития и размещения черной металлургии. Специалисты института осуществляли авторский надзор за строительством металлургических предприятий за рубежом и были постоянными участниками технических переговоров со специалистами многих стран мира, у которых пользовались заслуженным авторитетом. Мощная сеть проектных институтов отрасли, в составе которых работало сыше 23 тысяч инженерно-технических работников, не имела себе равных в отечественной и зарубежной практике. С развалом СССР, развалилась и вся система проектирования и структура проектных организации металлургии. Региональные институты и их филиалы, объединившись с проектно-конструкторскими службами крупных заводов, вошли в их состав. Утратив свои головные функциии и, соответственно, бюджетное финансирование, Гипромез в условиях кризиса начала 90-х годов растерял значительную часть своих специалистов. Из 1700 сотрудников в 1990 году к 2005 году в центральном институте осталось немногим более 200 человек и в наследство огромное здание площадью около 30 тыс. кв. метров на проспекте Мира 101 в Москве.
По решению дирекции, которое руководствовалось модными в это время тенденциями, институт был приватизирован и преобразован в открытое акционерное общество (ОАО Гипромез). Для получения дополнительной прибыли значительная часть здания института была сдана в аренду многочисленным российским и зарубежным фирмам. В конце концов, как это часто имеет место в современной России, здание института в центре Москвы, стоимостью 40-45 млн. долларов, стало объектом пристального внимания «новых русских», заинтересованных в создании в здании института крупного бизнес-центра. Для реализации этой идеи были привлечены риэлторские организации, «перепрофилировавшие» таким образом не одно московское предприятие.
Первая попытка силового захвата здания ОАО Гипромез была предпринята 3-го июня 2005 года. Именно тогда, пишет «Коммерсант-Металлургия» 27 июля 2005 года, стало известно, что компания «Wortmant Invested Ltd», зарегистрированная на Британских Виргинских островах, располагает документами о покупке части здания института. Представители офшора заявили, что вынуждены применить силу, поскольку ОАО Гипромез заявил, что никому здание института не продавал и, на этой основе, отказался выполнить требования нового владельца-захватчика.

Первая попытка силового захвата здания была с помощью милиции отбита, но уже через 2 недели, 16 июня 2005 года, силовой захват здания был осуществлен. С этого дня сотрудники института были лишены права занять свои рабочие места и институт практически прекратил свое существание. Попытки перенести рассмотрение этой проблемы в суд и добиться судебного решения успеха не имели. Обращение в управление внутренних дел и прокуратуру Москвы также не принесли результата. Федерация защиты предпринимателей  ограничилась предложением решать подобные вопросы силами общественности. Интересно в этой связи высказывание заместителя начальника управления по экономической безопасности правительства Москвы В.Иванова: «Подобные методы захвата собственности набрали популярность в России, а причина тому - передел собственности и несовершенство законодательства. Кремль подобным образом захватить нельзя, однако все, что дальше исторического музея, можно» (Издание Металлрейд, 20.07.2005).

Небезинтересно, что в условиях так называемого свободного рынка и ничем законодательно не ограниченного беспредела в России, история с захватом и практической ликвидации проектного института, не заинтересовала даже металлургические предприятия, имевшие договора с ОАО Гипромез на разработку проектной документации, которые заявили, что смогут, при необходимости, привлечь с этой целью западные инжиниринговые компании.

По принципу «спасение утопающих дело рук самих утопающих» ряд ведущих главных инженеров проектов собрали группы оставшихся без работы высококвалифицированных специалистов и организовали самостоятельные фирмы для проектирования металлургических предприятий.

В современной России в условиях так называемого свободного рынка безжалостно, в угоду наживе, разрушается многое из того, что было создано в предыдущий период.  Невосполнимые потери в связи с этим понесли организации интеллектуального труда, науки и техники. Многие известные ученые и специалисты этих организаций эмигрировали из России и работают в США, Германии, Израиле, Канаде и в других странах. А жаль!

В России теперь часто вспоминают реформаторов царского периода, таких как Столыпин и Витте. Возможно, в будущем вспомнят и других. Вспомнят и сделают грустные выводы.

Бывший заместитель директора института   Л.Донской      


Рецензии