Людовик XIII и его окружение. Часть 3

   




Брат короля Гастон Орлеанский и маршал Монморанси подняли
мятеж против королевской власти. Гастон собрал восьмитысячное войско, герцог де Монморанси примкнул к мятежникам. Однако мятеж был подавлен маршалом де ла Форс. Герцог Монморанси, ослабленный двенадцатью серьёзными ранами, был пленён, не имея сил сопротивляться.
 Знаменитого маршала Франции, победившего англичан на море, а испанцев и кальвинистов - на суше, приговорили к смертной казни. Вся знать,выступив за отмену приговора, упрашивала Людовика помиловать заслуженного маршала.
 Король долго был непреклонен, а когда стал склоняться к изменению приговора, к нему приблизился кардинал Ришелье:
 -Ваше Величество! Я рад, что Вы так мудро решили этот вопрос.
 Я тоже за помилование. Но не в моём характере скрывать что-либо от Вас.
  -В чём дело, Ришелье?
 -Не знаю, всё-таки, стоит ли Вам говорить об этом...
 -Да говорите уже! Что за увёртки? Вечно Вы, кардинал, интригуете!
 -Это не я интригую, Ваше Величество, это интригует маршал Монморанси. Он не даёт проходу королеве. Считаю своим долгом
сообщить, что он носит на груди медальон с портретом Анны Австрийской, Вашей супруги.
 Произнося эти слова, Ришелье как-то странно ухмылялся, предчувствуя результат.
 Король побледнел и произнёс:"Монморанси умрёт! Я не прощу ему связи с Анной. За его воинские заслуги я разрешаю вести его на эшафот не связанным."
 Маршал говорил друзьям:"-Если бы я умирал на поле сражения, я бы знал, как себя вести, а на эшафоте - не представляю"...
 Палач объяснил ему, что нужно встать не близко от края, чтобы голова не упала с помоста. И позвал к узнику парикмахера, чтобы тот остриг волосы маршала, дабы они не помешали палачу выполнить отлично свою работу.
 Генрих Монморанси отдал один локон парикмахеру, второй просил передать жене, а третий - Анне Австрийской и сказать последней, что он умер с мыслью о ней.
 Вспомнив о жене, маршал попросил врача передать ей записку:
"Сердце моё! Говорю Вам последнее прости с любовью, которая постоянно связывала нас. Спокойствием души моей и неизреченным милосердием Божиим заклинаю Вас не предаваться отчаянию. Утешайтесь мыслью, что Господь даровал душе моей желанное  спокойствие. Ещё раз простите.
  Генрих, герцог  Монморанси."
 Крестник и тёзка короля Генриха IV, храбрый Монморанси на эшафоте крикнул палачу:-"Бей смелее!"
 А затем произнёс:"-Господи, в руки Твои предаю дух мой!"
 Так погиб отважный маршал, отдавший свою жизнь за Гастона Орлеанского, забывшего о нём и трусливо бежавшего с поля боя за границу...
 Маркиз де Сен-Мар, любимый фаворит короля, решил организовать заговор против кардинала, чтобы отомстить за гибель многих дворян. Он должен был отдать приказ об убийстве Ришелье, но, взглянув в его глаза, вдруг оцепенел и не смог вымолвить ни слова. Заговор не удался...
 Шпионы кардинала донесли ему о заговоре, и Ришелье, будучи мстительным человеком, отправился к королю, повторяя про себя: "Всякий, кто узнает мои мысли, должен умереть!"
 Сообщив королю о заговоре, он предложил разобраться с Сен Маром. К этому времени Сен Мар уже поднадоел Людовику, и он распорядился казнить двадцатилетнего красавца.
 Сен Мар, "господин Главный"(его называли так, поскольку он являлся главным распорядителем королевского гардероба) любил одеваться изысканно. На эшафот этот ветренник взошёл в элегантном коричневом костюме, расшитом золотым кружевом, и в чёрной шляпе с фазаньим пером.
 Когда королю сообщили об исполнении казни, он засмеялся и произнёс:-"Теперь наш красавчик делает весьма нехорошую гримасу!"
 Мария Медичи, мать короля, узнав об этом сказала:
 -" Людовик - король по имени, а Ришелье - на деле".
 И она была права.

        http://www.proza.ru/2015/04/04/2196


Рецензии
История всегда интересна, а этот период Франции "Три мушкетера" наша молодость. Спасибо. С теплом, Ирина.

Ирина Бабкина   12.04.2015 17:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина! Это любимая тема и моей молодости тоже. Люблю Францию, поэтому и пишу о ней. Спасибо, что заглянули.
С весенним солнышком! Мира и тепла вашей семье! Людмила.

Попкова Людмила   12.04.2015 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.