C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Этноминиатюры. Мари

     Вот и анапу, священное дерево, - огромный раскидистый дуб, величественный и мощный, с толстыми ветвями и кроной до самого неба. Выше только бог Ош кучу Юмо, ему поклоняются черемисы, он самый важный в жизни мари. Он может всё, потому что вода, воздух, земля, огонь – это его творение.
     Тукай опоясал ствол дерева лыком,  привязал  к  лыку  ветки рябины, положил у подножия дуба жертвоприношения  и  встал перед анапу на колени, помолиться. Он просил у бога прощения за ещё неубитого зверя, сломанную ветку и примятую подошвой обуви траву.  Мужчина  знал неписаный  закон своего народа: нельзя уничтожать деревья, птиц, пчёл, бабочек, потому что природа будет плакать, заболеет и погибнет.  «Когда я рублю дерево, я прошу у него прощения, когда я зачерпываю воду из ручья – я прошу разрешения у ручья, дарю ему взамен цветок», -  вспомнились   слова  отца.  Сегодня  Тукай  отправляется на охоту и  должен  помолиться у священного дерева  богу  Юмо.
     Мари опытные лучники  и  никогда лук  не выпускают из рук. Тукай лучший охотник в селении. Так хорошо стрелять  его научил отец.   В детстве он не позволял Тукаю садиться обедать, пока тот не пронзит стрелой намеченную цель. И этой целью никогда не было что-то  живое, бог Юмо  этого не простит.  Чемерис  мог стрелять в животное или птицу лишь тогда, когда по-настоящему овладеет искусством стрельбы. У мари есть священные птицы: дикие гуси, лебеди и журавли, которых убивать запрещено, об этом Тукай знал с детства. Как же можно убить журавля, если эта птица всегда рядом с самим Юмо.
     В их селении все умеют очень точно поразить цель  стрелой, даже женщины. Тукай слышал от своего деда рассказ о том, как женщины-черемиски отважно сражались с   царскими  солдатами, которые убивали  участвовавших  в восстании  мужчин мари.
    Будучи ребёнком Тукай  не мог понять, почему взрослые  тогда  не вызвали на помощь Чумбулата, марийского богатыря. Человеком  он был простым, трудолюбивым  и тихим, но, как только неприятель угрожал  его   родной  стране, богатырь поднимался на ее защиту. Верхом на буром коне с косматой белой гривой, вооруженный  луком и мечом, Чумбулат  воевал  за   свой  народ,  и всякий раз  побеждал  врага  и обращал  его  в бегство.
     Но бежать пришлось в то далёкое время черемисам, вот в эти леса, которые   помогли  жителям  их селения и ещё других сохранить марийскую религию, веру в бога Юмо. Русские преследовали тех, кто не желал креститься. По приказанию  властей  и  церкви  вырубались священные для мари  рощи, разгонялись моления, упорствующих наказывали. А потом, как рассказывал отец Тукая, пришли военные к святой горе Чумбулата и взорвали огромный камень, у которого мари молились. Русские думали, что черемисы молятся камню, а народ мари на этой священной горе молился природе, создал которую бог Юмо.  Камень взорвали, а люди по-прежнему приходят поклониться богу на Чумбулатову  гору.  Потому что народ мари хоть простой, но может проявить настойчивость,  упорство и даже упрямство.
     Тукай как-то был в городе и  слышал от русского человека о своём народе, что чемерисы  люди  бесхитростные, совсем не умеют обманывать других и удивляются, как легко  это могут делать русские или татары. А Тукай знает почему  черемисы  такие!  Потому что у мари есть вера в своего бога, а Юмо наказывает тех, кто обманывает.   
   На  ярмарке  Тукай был только до вечера, потому что по царскому  указу  марийцы не могут в городе оставаться на ночлег, селиться в  нём  и ещё заниматься кузнечным делом.  Им  также  запрещено  проживать на берегах больших рек.
    Род Тукая жил на Вятке, растил рожь, овёс, ячмень, капусту, морковь и хмель. Все в поле и огороде работали. Марийцам власть не нужна и богатство тоже. Они привыкли жить тем, что даёт  земля. А потом их деревня  перебралась  сюда. И теперь люди занимаются сбором мёда диких пчёл, пасут скот, ходят на охоту, как Тукай, и варят смолу. 
      Тукай  вернётся с охоты  и  будет  готовиться  к  празднику  деревенской общины, сюрэм. Жители нескольких деревень, входящих в тэвэ (союз) в складчину соберут скот для жертвоприношения и отправятся для моления в святую рощу, принадлежащую  всему тэвэ, вот как раз сюда, на это место.  Все придут  в белых  праздничных  одеждах, у священного дерева  поставят чаши с жертвенным мясом, лукошки  с хлебом и  кувшины  с бесхмельным пивом, зажгут свечи.  Жрецы-карты будут читать молитвы и перебирать струны гуслей. Под тихую мелодию люди станут молиться  марийскому богу и просить воды, утоляющей жажду, хлеба насущного, сытного и счастья. А потом жрецы раздадут освященное мясо из медных казанов. Кто поел этого мяса – начинает понимать язык зверей и птиц, камней и трав, грибов и деревьев.
 Тукай обошёл несколько раз по кругу священное дерево и  ушёл   в  сумрачный  лес.  Крупные лапы  елей  и  пихт,  со свисающими лишайниками,  мгновенно скрыли человека, и только лёгкий  хруст сухих веток под  ногами ещё некоторое время выдавал  его присутствие в этом таинственном лесу.
      Местные жители, «лесная черемиса», всегда были истинными хранителями и полными хозяевами  этих мест. Они обожествляли природу, а лес для них был местом проживания  богов. Этот мир мари ревностно охраняли от чужаков и сохранили от посягательств человека  первозданность леса, животного мира, чистоту рек, величавость светлых боров, сказочность и  красоту  озёр. Сохранили   для  своих потомков. 


Рецензии