Где она, страна Амазония?

                При слове «дуэль» в памяти невольно возникают картины
             читанных в юности увлекательных рыцарских романов, где храбрые и
             благородные герои выходят на смертный поединок, чтобы с оружием в
             руках отстоять не только свою собственную честь, но и честь
             оскорбленной злодеями Прекрасной Дамы. При этом даже завзятому
             книголюбу бывает трудно припомнить произведение, где бы
             упоминались случаи, когда к барьеру со шпагой или пистолетом
             выходили сами представительницы прекрасного пола.
                Между тем женские поединки на протяжении многих веков не были
             таким уж экзотическим явлением. История хранит имена многих
             дуэлянток, которые великолепно владели оружием и прибегали к нему
             всякий раз, когда требовалось отстоять правоту или наказать
             обидчика, не зависимо от того, кто им был - мужчина или женщина.
             И редко когда у барьера дамы в чем-то уступали мужчинам. Более
             того, женские поединки отличались особой жестокостью. Подсчитано:
             каждый восьмой  из них заканчивался смертельным исходом (в
             мужских «разборках» это соотношение равнялось четырем из десяти).
             Поистине так: оскорбленная женщина не знает снисхождения и
             пощады.
                Откуда шла эта жестокость? Не из древних ли тяжких и лихих
             времен, когда нередко женщина, чтобы сохранить право на жизнь и
             достоинство, должна была надеяться только на  саму себя?
             Надеяться – значит уметь не уступать сильному в искусстве
             владения оружием. Другого часто не было дано.

                ПО СЛЕДАМ ПРЕДАНИЙ И ЛЕГЕНД

        Не стоит думать, что в  извечном соперничестве с мужчинами женщины только в последние два-три века достигли серьезных успехов во многих сферах человеческого бытия, в том числе и в такой специфической, казалось бы, исконно мужской сфере, как военное ремесло, что и  позволило им,  начиная с какого-то этапа, быть готовыми при необходимости самостоятельно защищать не только свою честь и достоинство, но и свою жизнь. Как свидетельствуют героические эпосы, народные песни, сказания, былины, саги и руны, прекрасная половина человечества с незапамятных времен мало в чем уступала сильному полу даже в боевых походах и на полях сражений. Мифический, овеянный легендами образ женщины-бойца, женщины-воительницы у многих народов из поколения в поколение передавался на протяжении десятков столетий. Одной из самых древних, интересных и - будем честными! - волнительных легенд этого плана является легенда об амазонках.

      «Этим именем древнее сказание называет народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Для сохранения потомства амазонки вступали в связь с соседними народами, отсылая им детей мужеского пола, девочек же оставляли у себя для приучения их к войне и выжигали им правую грудь, чтобы она не мешала натягиванию лука. Отсюда произошло название «амазонки», то есть безгрудые...» Так говорится о легендарных воительницах в одном из самых солидных источниках - Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Но здесь необходимо сделать уточнение: ни на одной из сохранившихся до нашего времени античных скульптур, росписей амфор, рельефов фриз храмов и гробниц, на которых изображены амазонки, нет ни единого изображения безгрудой женщины.

     Согласно греческой мифологии,  воинственное племя женщин проживало на побережье Понта Аксинского (Черного моря) в собственном государстве, которым управляла царица Антиопа (другое ее имя Ипполита). Древнегреческий историк Геродот утверждает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон, протекавшая по территории современной Турция. Существует также версия, согласно которой ареал обитания амазонок - северное побережье Меотийского озера (Азовского моря). Именно оттуда, якобы, они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь до Эллады, Сирии, Египта, успешно воевали с Фригией и Ликией, нападали на Ливию. По мнению еще одного древнегреческого историка, Диодора Сицилийского,  жившего в первом веке до новой эры, как и некоторых более поздних историков, амазонки обитали вовсе не в Малой Азии, близ южных берегов Черноморья, а в Ливии - так  древние греки называли территории Северной Африки, прилегающие к Средиземному морю.

       Со времен Александра Македонского существует легенда о том, как однажды в лагере великого полководца появилась царица амазонок Талестрис,  сопровождаемая тремя сотнями молодых красавиц-соплеменниц, и предложила весь этот «гарем» и себя лично Александру, чтобы получить от знаменитого правителя как можно большее потомство девочек, таких же воинственных, сильных, решительных и умных, как он сам, великий, не знающий поражений воитель.
В эпической поэме о Трое и Троянской войне «Илиаде», авторство которой приписывается Гомеру,  амазонки храбро сражаются на стороне Трои против греков, пока Ахилл, храбрейший герой эллинов, не вносит в их ряды смятения, убивая в бою царицу воительниц Пенфесилию. При этом  Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины), а вот Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин). Битва жителей Афин с амазонками породила самостоятельный жанр древнегреческого искусства  «амазономахию» - изображение воинственного племени женщин на поле боя. Римский поэт Марон Публий Вергилий в героическом эпосе «Энеида» так рисует представительницу этого племени Камиллу:
        Там, где сеча кипит, амазонка ликует Камилла:
        Левая грудь открыта у ней, колчан за плечами,
        То посылает она все чаще гибкие дроты,
        То боевой свой топор рукой неслабеющей держит;
        Лук золотой за спиной звенит - оружье Дианы.
        Даже когда отступить заставляет Камиллу противник,
        Стрелы она посылает назад, на бегу обернувшись.

        После падения Трои сотни амазонок были пленены и на трех парусниках отправлены в Элладу. Но добраться до нее  никому не было суждено: в недобрый час корабли попали в жестокий шторм. Воспользовавшись тем, что команды были измучены борьбой со стихией, пленницы каким-то образом умудрились расправиться с греками. «Бабий бунт» хотя и завершился полной победой, но был отнюдь не осмотрительным. Перебив греческих воинов всех до одного, амазонки в азарте боя забыли самую малость - никто из них совершенно не знал морского дела. Ничего не оставалось, как доверить корабли вместе со своей судьбой слепой стихии волн и ветров.  Но Проведение было на их стороне.

        После долгого и утомительного плавания парусники выбросило на берег. Земли, где оказались невольные путешественницы, принадлежали  воинственным скифским племенам. Однако это ничуть не смутило нежданных гостей. Захватив табун лошадей, женщины тут же приступили к своему традиционному ремеслу - начали грабить селения, не останавливаясь перед стычками с вооруженными отрядами скифов. Ряды воительниц таяли, а пополнения ждать было неоткуда. Казалось бы, судьба амазонок была предрешена. Однако конец этой легенды совсем не трагичен. Узнав, что перед ними женщины, скифы-воины повели себя  как настоящие мужчины - с выдержкой, пониманием и милосердием. Со временем это возымело действие. С помощью молодых и красивых мужчин недавних врагинь удалось «приручить», а некоторых даже сделать женами, для чего, впрочем, по настоянию амазонок,  мужьям пришлось покинуть родные очаги и отправиться вслед за женами и их соплеменницами на новые земли.

       Древнегреческий историк  Геродот в IV книге своей «Истории» утверждает, что от соединения амазонок  со скифами произошло племя савроматов. Причем, представляет это не как легенду, а как реальную действительность. Савроматские женщины, пишет историк, сохранили свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, участвуют в походах, носят одинаковую с мужчинами одежду. В семьях строго выполняется еще  один обычай: девушка не может выйти замуж до тех пор, пока не убьет врага. По этой причине некоторые умирают старухами, так и не став ничьей женой.

                В ПОИСКАХ СЧАСТЛИВОГО ОСТРОВА

        Мифы, легенды, сказания о племени прекрасных женщин воительниц в той или иной интерпретации существуют у народов Индии, Африки, Латинской Америки. В период Великих географических открытий  интерес к амазонкам необычайно возрос. Он подогревался преданиями американских аборигенов о таинственных островах, населенных женщинами, которые владеют сказочными богатствами. Один остров, согласно легенде, имел точное название - О'Бразиль (Счастливый остров). Он в первую очередь и манил к себе путешественников, а еще больше рисковых авантюристов.

       С открытием  Америки остров все чаще стал появляться на географических картах. И, видимо, не было в те времена мореплавателя, который бы  не мечтал оказаться на этой манящей и таинственной части суши. Христофор Колумб,  Эрнандо Кортес и Франсиско Писарро, три самых выдающихся мореплавателя, чьи имена связаны с открытием Американского континента, тоже отдали дань мечте отыскать страну амазонок. Колумб был настолько уверен в удаче, что намеривался даже привести с собой в качестве подарка испанскому королю Фердинанду и его жене Изабелле несколько обитательниц этой страны. И, предвкушая удачу, поспешил назвать открытые Малые Антильские острова - Виргинскими  островами, то есть, островами Дев. Однако никакого цпрства дев на них не оказалось.

       В 1539 году Гонсало Писарро, сводный брат завоевателя Перу Франсиско Писарро,  с отрядом испанцев специально отправился на поиски «страны золота». Встретившись с огромными трудностями, отряд разделился на две части: Писарро, после череды неудач, вынужден был возвратиться в Перу, а  его подчиненный лейтенант Франсиско де Орельяна с несколькими участниками экспедиции  добрался до большой полноводной реки и отправился на лодке вниз по течению. Во время этого путешествия не раз довелось вступить в столкновения с местными аборигенами. Одно из столкновений  произошло с женщинами, «дравшимися как настоящие воины-мужчины», о чем сохранилось документальное сообщение самого лейтенанта Орельяны.

        Более подробно об этом случае написал еще один участник экспедиции монах-доминиканец Гаспар де Карвахаль: «Индейцы являются подданными амазонок и платят им дань. Когда они узнали о нашем приближении, то отправили за помощью к своей королеве Конори посланца. В ответ явилось около дюжины светлокожих и совершенно обнаженных женщин, вооруженных луками, копьями и дубинками. Они встали во главе отрядов и дрались с такой доблестью, что никто из индейских воинов не осмеливался повернуться к нам спиной».

       Под натиском индейцев и женщин испанцы вынуждены были отступить. Экспедиция закончилась ничем. Но с тех пор название одной из крупнейших американских рек Мараньон исчезло с географических карт, а вместо нее появилось другое - Амазонка. Старое же название сохранилось за верхним течением. Не есть ли это подтверждение того, что за многочисленными легендами о прекрасных воительницах лежит вполне реальная основа. Как считали многие ученые мужи далеких времен. И как считают некоторые современные ученые. Считают, надо сказать, имея веские на то основания. На территории Турции, России, Украины и других стран археологам все чаще встречаются погребения женщин с набором различных вооружений. А на Тамани было найдено захоронение целого племени женщин - с кинжалами, колчанами; в черепе  одного из скелетов торчал наконечник стрелы.

        Нет, видно, не случайно в русских былинах под именем «поленницы» (от слова «поле» - отечественного варианта предшественника  дуэли) упоминаются славянки-воительницы. «Поленицы,  девицы удалые» часто пируют у князя Владимира Красного Солнышка. Из тех же былин можно узнать, что это «воины-женщины, богатырского роду, воинству ученые...» Самые удалые из них выходят замуж за богатырей, которым не уступают в мужестве и воинском искусстве. Как гласит старинное предание, однажды спасла Киев от лютых ворогов, переодевшись в мужское платье, жена Ильи Муромца поленица Савишна.

        Впрочем, до времен эарождения «поля» и полениц - еще долгие столетия, а в более древнюю пору женщина  вынуждены были не только рядом с мужьями, братьями или сыновьями участвовать в различных войнах, но и по прихоти властителей выходить на арену, чтобы  мечом  отстаивать свое место под солнцем, а порой и право на жизнь. Причем это касалось не только простолюдинок и рабынь…


 


Рецензии
Спасибо, Николай! Интересно читать. Что-то знакомое, но есть и просто новое. Большое удовольствие получил от Вашей конструктивной полемики с Юлией Грицай, за что ей отдельное спасибо! Тема интересна исторически, культурологически... и как повод для психоанализа и размышлений о подсознании, как таковом. Ещё раз хочется высказать Вам самую искреннюю признательность за разработку нетривиальной темы.
Всего самого доброго! Здоровья, свободного времени и творческих удач!
С уважением и теплом, Виктор

Виктор Афсари   13.03.2016 12:29     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю, Виктор, за теплый отклик на публикацию и за букет добрых пожеланий. Со своей стороны, хотелось бы ответить Вам не менее раскошным букетом пожеланий, даже не добавляя собственных, поскольку, боюсь, тогда из букета получится целая цветочная клумба.
Искренне,

Николай Калмыков   15.03.2016 11:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.