Глава 69. Мегрэ

— Что же будут делать богатые, когда бедные придут к власти? — спросила однажды мадам Сименон.

— Мы их убьём! — гневно ответила одесситка-нигилистка Фрида Ставицкая.

Юный Жорж слушал её, разинув рот.

Только не подумайте, что после таких разговоров он вырос истым революционером. Жорж Сименон с младых ногтей был себе на уме и уже в юности твёрдо знал, что станет великим писателем, что литературный труд сделает его очень богатым человеком. Он и впрямь оказался выдающимся графоманом, и при этом имел весьма своеобразные взгляды на жизнь — был как бы вне общества, имея свои понятия о добре и зле.

Приведу пример. Сразу после прихода Гитлера к власти Сименон запретил издание своих произведений в фашистской Германии. В годы Второй мировой войны богатый и уважаемый оккупационными властями Сименон помогал бельгийским беженцам, которым грозил угон в Германию. В доме писателя даже скрывались английские парашютисты*. А, с другой стороны, во время войны он не только активно публиковал новые книги, но и при поддержке фашистских властей снял девять фильмов о Мегрэ! Именно по этой причине сразу после войны писателя обвинили в коллаборационизме, и он был вынужден на десять лет эмигрировать в США, о чём нередко забывают упомянуть восторженные поклонники Сименона.
___________________
* Говорят, что именно это событие стало основой сюжета французской кинокомедии с Луи де Фюнесом и Бурвилем «Большая прогулка».

В течение своей творческой жизни Сименон написал более 400 романов, 20 книг воспоминаний, огромное число репортажей. Один роман он в среднем писал в течение недели — десяти дней. Ради справедливости отметим, что подавляющее большинство его произведений сделаны на достойном уровне, а некоторые даже признаны литературными шедеврами. В любом случае, технику работы писателя в своё время изучали и обсуждали в московском литинституте и на литературных кафедрах крупнейших университетов мира.

Около восьмидесяти произведений Сименона, в том числе семьдесят шесть романов, посвящены знаменитому литературному герою — комиссару Мегрэ. Остальные ныне не переиздаются и мало интересуют читателей и издателей.

Жорж Сименон родился 13 февраля 1903 г. в бельгийском городе Льеж в семье скромного служащего страховой компании. Родители его были религиозными людьми, и мать мечтала о том, чтобы сын в будущем стал кюре или кондитером.

Жили Сименоны бедно. Обычно рассказывают следующую историю: когда в доме не было денег, мать будущего писателя, чтобы соседи думали, будто их семья вполне обеспеченная, нарочно гремела в кухне пустыми кастрюлями, делая вид, будто готовит обед.

При этом Сименоны были домовладельцами и сдавали комнаты с пансионом иностранным студентам, среди которых было немало русских, в том числе и революционеров. Студенты познакомили Жоржа с русской классической литературой. Как впоследствии утверждал сам Сименон, он воспитывался на шедеврах Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Именно их произведения заставили мальчика задуматься над проблемой преступления и наказания, научили заглядывать в глубины человеческой души.

Кроме литературы Жорж интересовался медициной и правом, что впоследствии помогло ему при работе над книгами о комиссаре Мегрэ.

Однако решающее влияние на Сименона оказали детективные романы французского писателя Гастона Леру*. Главным героем их был сыщик-любитель Рультабиль; обычно он ходил в плаще и курил коротенькую трубочку. Впоследствии эти особенности Сименон придал своему Мегрэ, а вначале жизненного пути сам старался подражать Рультабилю, в том числе до конца жизни не расставался с трубкой.
_______________________
* Гастон Леру (1868—1927) — выдающийся французский писатель, мастер мистической и остросюжетной романистики. Самые знаменитые ныне произведения Леру — романы «Тайна жёлтой комнаты» и «Призрак оперы». Поклонниками творчества Леру были С. Эйзенштейн и Х.Л. Борхес.

Обучаясь в коллеже, Сименон начал подрабатывать в редакции «Газетт де Льеж». Там он вёл полицейскую хронику, по два раза на день обзванивал шесть полицейских участков Льежа и обязательно забегал в Центральный комиссариат.

В шестнадцатилетнем возрасте Жорж был вынужден уйти из коллежа, поскольку серьёзно заболел его отец, после смерти которого молодой человек уехал в Париж.

Во Франции Сименон подрабатывал в отделах судебной хроники различных газет и журналов. Однажды Жорж решил написать собственное крупное произведение. Так появился «Роман машинистки», который был опубликован в 1924 г. После этого в течение десяти лет, до 1934 г. включительно, Сименоном было написано и издано триста романов и рассказов!

Писатель женился на своей землячке и успешной художнице Тижи. На полученные гонорары они купили яхту, назвали её «Остгот» и отправились в путешествие по рекам Бельгии и Голландии. Зиму 1929 г. было решено провести на севере Голландии, в городке Делфзейл. Там за одну неделю был написан первый роман о комиссаре Мегрэ «Питер Латыш».

Сименон принёс его издателю Фейару. Тот сомневался в успехе книги, но согласился её опубликовать. Более того, заказал писателю ещё пять романов о Мегрэ. Все пять были написаны в течение месяца! Книги вышли в свет в 1931 г. И дело завертелось… Серию романов о Мегрэ Сименон создавал более сорока лет. Практически каждое произведение серии имеет прекрасно разработанный сюжет и отличается глубоким социально-психологическим анализом. Рассуждая о книгах про Мегрэ, Андре Жид* даже назвал Сименона «Бальзаком нашего времени».
__________________
* Андре Жид (1869—1951) — прославленный французский писатель, лауреат Нобелевской премии 1947 г.

Жорж Сименон создал особое направление в детективной литературе — социально-психологический детектив.

Классический детектив первоначально выработал принцип полукомического изображения полицейских. Особенно это заметно по инспектору Лестеру у Конан Дойла — самодовольный глуповатый человек, не способный ни на логический анализ, ни на ведение расследования в целом; как правило, он постоянно мешает гениальному сыщику-любителю, а под конец присваивает себе всю славу победителя.

Жорж Сименон был одним из первых, кто создал образ полицейского — нормального человека: не дурака и не гения, с обычными чувствами и сомнениями, живущего и на работе, и в кругу семьи. Комиссар Мегрэ настолько реален, что мы можем даже коротенько рассказать его вырисовавшуюся на страницах многочисленных романов Сименона биографию.

Жюль Жозеф Ансельм Мегрэ родился в 1915 г. в деревне Сен-Фиакр под Матиньоном в семье управляющего поместьем графа Сен-Фиакра. Женился он совсем молодым, и хотя супруги всю жизнь прожили в любви и согласии, детей у них никогда не было. Их единственная родственница — сестра мадам Мегрэ.

Дом — главная опора в жизни Мегрэ. Там комиссара всегда ждут заботливая жена и вкусный обед (или ужин). Мегрэ чрезвычайно предан своей супруге, с которой он много лет прожил в Париже на бульваре Ришар-Ленуар. Когда комиссар вышел на пенсию, он купил домик в деревне и переехал туда с женой.

У комиссара самые заурядные мужские привычки. Так, он любит пропустить кружку-другую пива в ближайшем кабачке, не откажется от пары стаканчиков белого вина или рюмки чего-нибудь покрепче. Доставляют ему удовольствие прогулки по весеннему Парижу и совместные походы с женой в кино. Словом, Мегрэ — типичный зажиточный французский обыватель, методично и умно выполняющий свои служебные обязанности.

Французский комиссар полиции резко отличается от его англоязычных (британских и американских) коллег. Не зря его метод исследования преступления называют интуитивным, в отличие от дедуктивного. Обыватель Мегрэ одарён удивительным чутьём на людей, поскольку отличается здравым смыслом и имеет огромный жизненный опыт. Занимаясь тем или иным преступлением, он в первую очередь старается понять, почему человек стал преступником, и дотошно изучает его прошлое. Мегрэ стремится не просто задержать преступника, для него гораздо важнее предотвратить преступление. Видимо, поэтому впервые в детективной литературе появился сыщик, способный сострадать неудачникам и проигравшим.

Часто, отыскав и отправив преступника для наказания, комиссар испытывает чувство ненужности такого результата, поскольку восторжествовал закон, но не справедливость! И это, должно быть, главное в образе Мегрэ: в мире капитала закон, каким бы справедливым он ни казался на бумаге, на деле чаще оказывается безнравственным по своей сути. Не может быть равенства между богатым и бедным, а следовательно, не должна быть равной их ответственность перед законом.

Римское право установило всеобщее равенство граждан перед Законом и тем самым ввергло человечество в тысячелетнюю ложь. Большевики в начале существования Советского государства попытались изменить это положение, но, абсолютизируя значение социального неравенства, пошли на ещё большее преступление — месть побеждённым: оправдание преступников они попытались прикрыть фиговым листком изначальной честности любого человека и социального преимущества бедных над богатыми.

Комиссар Мегрэ со справедливой опаской относится к миру богатых, в котором он видит питательную среду преступности, силу, которая способна разрушить личность. Но такой подход вовсе не ставит его в ряды социальных борцов за справедливость.

Популярность комиссара Мегрэ в XX столетии была необычайно велика. Детективные романы Сименона переведены более чем на сорок языков мира и изданы общим тиражом более пятисот миллионов экземпляров. Ещё при жизни автора в 1966 г. в Делфзейле, где Жорж Сименон написал «Питера Латыша», комиссару Мегрэ был установлен памятник.

У прославленного полицейского огромная кинематографическая судьба, гораздо более значительная, чем у его коллег — Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро. За воплощение образа комиссара Мегрэ брались многие выдающиеся актёры, но лучшим навсегда остался Жан Габен*.
__________________
* Жан Габен (1904—1976) — великий французский киноактёр; многие фильмы с его участием стали классикой мирового кино.

По образцу комиссара Мегрэ появилось большое число вторичных героев-следователей — как в литературе, так и на телевидении. Достаточно вспомнить немецкие сериалы 1970-х гг., самым известным из которых стал «Инспектор Дерик», или французские телесериалы вроде «Комиссара Новарро». Современные российские детективные романы и телесериалы о следователях и милиции (полиции) корнями также уходят в сименоновскую романистику о комиссаре Мегрэ.

В наше время популярность творчества Сименона и его героя быстро идут на убыль. Обычно этот процесс объясняют изменением читательской аудитории, падением её умственного и культурного уровня. Это привело, с одной стороны, к засилию на книжном рынке бездумных американских и отечественных стрелялок, а с другой — к подмене высокоинтеллектуальной литературы псевдоинтеллектуальными поделками.


Рецензии
Виктор!

Замечание к моим замечаниям о Ваших замечаниях к лит. Героям: мои замечания могут быть субъективными, могут быть поверхностными, могут быть обидными, могут быть глуповытыми. А могут быть и точными. Хоть иногда. Надеюсь. Но не надуманными. Точно.

Выбрав Мегрэ для чтения, вынуждена была констатировать, что я произведения Сименона мало знаю, хотя много о нем слышала и даже что-то когда-то читала. Не запомнился мне Сименон. И с ужасом думаю, что и Дорогая Агата, есть ли у Вас ее Герои, надо глянуть, наверное, и их постигнет такое же безучастное отношение с моей стороны, как добропорядочного Комиссара Мегрэ.
Засим остаюсь,
аккуратная читательница
Альвина Гукк

Гукк Альвина   10.01.2017 20:25     Заявить о нарушении
Уважаемая Альвина!

Безусловно, здесь речь может идти только о личных вкусах.

В книге три героя-детектива - Шерлок Холмс, Пуаро и Мегрэ. Первые двое являются примерами из кичевой литературы и к высокой литературе отношения не имеют. Об этом сказано в посвященных им главах.

Мегрэ - персонаж разработанный, с серьезной философской основой. В 20 столетии Сименон признан писателем-классиком, в отличие от Агаты Кристи. И романы о Мегрэ признаны классическими произведениями.

Конан Дойл вышел в классики мировой литературы не за Шерлока Холмса, а за побочные романы (если можно так сказать). Он сам признавал, что Шерлок Холмс уничтожил его как писателя, но финансовые проблемы вынуждали Дойла продолжать писать детективные рассказы.

Если Сименон не Ваш автор, значит, так тому и быть. Просто он не попал Вам в чтение в нужное время. Есть писатели, которых можно узнать и принять только в конкретные моменты жизни. Попадете при чтении на такое время - и писатель останется с Вами на всю жизнь. Не попадете - пройдет мимо и навсегда останется не Вашим. Ничего скверного в этом нет. Таков один из главных законов творчества, и с ним приходится мириться.

Это, бесспорно, моя личная точка зрения. Но я уверен, что она правильная.

С уважением.

Виктор Еремин   10.01.2017 22:45   Заявить о нарушении
Так что Вы не в обиде, что я ничего конкретного сказать о Мегрэ не могу.
Спасибо. А.Г.

Гукк Альвина   10.01.2017 23:24   Заявить о нарушении
Наоборот! Я Вам искренне благодарен за Вашу позицию.

С уважением.

Виктор Еремин   11.01.2017 15:31   Заявить о нарушении