Тюрючёк

   Не каждый знает, что это означает. А это просто юрок. И опять не все поняли о чём речь.  Это же названия одной и той же деревянной катушки для ниток! Сейчас уже выпускают пластмассовые, только и годные что для намотки ниток. А в дни моего детства они нам служили игрушками и материалом для всевозможных воплощений.
    Проснулся я на днях, на шестьдесят третьем году жизни, в собственной кровати и, открыв один глаз увидел увалы, провалы полушерстяного одеяла. Как в детстве, подумалось, а где же у меня любимый трактор-тюрючёк? В те дальние поры он всегда лежал под подушкой. В школьные каникулы и в дни болезни, когда была отмазка от школы, можно было не спешить с подъемом, а насладиться в теплой пещере пододеялья. В комнате еще холодно и печка только-только начинает потрескивать и тепла от неё еще в мой угол не дошло. Под одеялом накручиваю завод моего «трактора». И потом наблюдаю как он медленно вползает на складку местности одеяла, а потом переваливаясь падает в пропасть – щель между стеной и кроватью.  И там его уже ждет котенок и долго катает, и шуршит в темноте…
   «Трактор» делался просто. Нужен был тюрючёк, палочка и резинка от трусов. Ох уж эта пресловутая резинка! Сколь же разнообразна была в старину её жизнь! Вначале она служила по прямому назначению. Потом мы, мальчуганы, вытягивали из нее отдельные волокна и из них делали на пальцы рогатки. Воробья не убьёшь, но глаз можно выбить однокласснику… или стекло в портрете раскокать. Моя мама любила шить и поэтому резинки эти у неё были припасены в спецкоробочке для шитья и тюрючков с нитками. Периодически мне удавалось отрезать кусок резинки и отмотав от юрка остатки, бывало и не остатки, а пол юрка ниток, и ликвидировав улики путем скомкания пары сотен метров ненужного цвета и последующего предания их сожжению в топке печурки.
   На обеих сторонах юрка делались ножом надрезы в виде шестерёнки, для придания будущему трактору свойств вездеходства. В дырочку просовывалась сложенная вдвое и оплёванная, для лучшего скольжения труселёвая резинка и с другой стороны завязывалась узлом. Потом изыскивалась палочка из подручной веточки и отрезалась до нужного размера.  Бывшая веточка вставлялась в петлю резинки с одной стороны тюрючка, а с другой стороны можно было вставить две полспички из отцовского коробка. Потом сторона юрка где были спички, мазалась смолой или варом, для фиксации от проворота, а противуположная должна была натёрта мылом. Потом оплёвана для лучшего скольжения. Всё! Можно заводить транспортное средство.
   Палочку из веточки кручу до упора, удерживая катушку. Ставим на стол или на кровать это чудо и отпускаем… Оно делает скачок, прыжок и заваливается на бок вертя палкой.
   Долго приходится приноравливаться к капризам этого кузнечика. Но, изменив количество оборотов, а иногда и резинку заменив, добиваюсь того, что каракатица может продвинуться по одеялу сантиметров двадцать. Восторг! Можно нести в школу и показать всем.

     Самые ценные тюрючки, это было всем известно мамам, -  от ниток номер 10. Это те нитки, которых десять метров весили один грамм.  И поэтому катушки были гигантские! А предлагаемые нам нашими матерями юрки от номеров 40 или 50 не годились никуда.
   Если вбить два малюсеньких гвоздика без шляпок в торец большого тюрючка, а потом насадить его на специально выстроганную палку, намотать на тюрючок веревки с метр, на гвоздики надеть пропеллер из консервной жести, то можно этот пропеллер запендюрить в небо! Раза два - три. Потом или гвоздик выпадал, или пропеллер улетал и застревал на дереве.
   
   Как-то из Хохляндии привез я внукам в Германию запускалку в небо. С лампочкой. Вышли в центр города и зять мой, отец внуков, запулил этот хохловертолет повыше.  Только его и видели – сел на крышу банка. Никто ничего не понял и не пожалел. Все оттого что не сами делали!
   А железная дорога у них, внуков, снабжена паровозами и дрезинами на аккумуляторах! Не двадцать сантиметров может проехать, а пару километров верняком. Но что-то не играют они ею чаще чем мы в детстве…
   


Рецензии
Интересно, вроде мы с одного года и детство моё аж на другом краю Союза, а игры со станиной катушки без ниток с запуском жестянных пропеллеров вертолётиков: кто выше и дальше - одни и те же. Только "тюрючек" не называли. Помню, как с братом пытались приспособить для запусков шпульку ниточную из швейной машинки. Всё блестело хромированным блеском в миниатюре перед изумлёнными лицами наших приятелей с деревянными катушками. Конечно, нам досталось на орехи от мамы за лишение швейной машинки способности шить, но это тоже ничего. Это же детство!

Плюс!

Анатолий Святов   15.12.2020 11:51     Заявить о нарушении
А ещё, Анатолий, он ,,юрком, у нас назывался✋
А вас с братом отодрали за порчу? Я бы выдрал🎃
🐒🐒

Юрий Игнатюгин   15.12.2020 21:01   Заявить о нарушении
С улыбкой. Что интересно, отец никогда не шлёпал нас, ни ремнём ни ладошкой. Мы больше выслушивали нотаций нежели битьё. Мама же, так, по-лёгоньку иногда подзатыльник, если,) А швейную машинку отец отладил в два счёта (с его военным училищным образованием, был мастер самоучка на все руки: плотничал, столярничил, слесарничал токарил, перешивал одежду. обувь ремонтировал, перебирал двигатели на автомашинах и тракторах... и даже разььирал и собирал неисправные телевизоры, когда они только-только появились и частенько барахлили). Он лишь посмеялся над нашим изобретением и показал какие чудеса можно творить, где у нас ничего не летало, лишь блестело,)))

Анатолий Святов   16.12.2020 08:18   Заявить о нарушении
Хорошо когда вдруг отец друг!

Юрий Игнатюгин   16.12.2020 10:11   Заявить о нарушении
Это не вдруг в сердцах каждого отца, каждого родителя. Будьте уверены, мой друг! По разному, на взгляд, но в каждом.

http://www.proza.ru/2014/11/30/510

Анатолий Святов   16.12.2020 15:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.