Всё дивно в этом мире

О паломнической поездке по Югу Украины в 2002 году
    
     "Что унываешь ты душа моя, что смущаешься?
     Уповай на Бога, ибо я ещё буду славить его
     Спасителя и Бога моего".
                Псалом 41:6,12

Надежды светлый луч проникнет в сердце к вам, стремящиеся к Веры берегам,  а я букет чудесных мгновений вам дарю – воспоминаний о поездке по Святым местам.
При ожидании и время замирает, так ночь томит - рассвет не наступает. Хранитель Ангел тонкий колосок души моей прими, плети диковинный венок, в подарок Господу.
В час ранний поднимусь я до восхода солнца. Облекусь в одежды скромные, на голову - платок. Не опоздать бы - отправление в срок. Вот Александра Невского собор в час ранний, утренний открыл гостеприимно двери.
"О путешествующих", служится молебен. Протоиерей нас в путь благословил. Автобус освященный ждёт и благочинный список утверждает соборною печатью -вручает его паломникам, и время ускоряет течение. Жизнь изменяет ход.
В былое, щедро вносит правку время, отходят в прошлое неверия ступени. И страстотерпцев - Время прославляет. Иконки с ликом страстотерпца Николая нам вручают...
Автобус тронулся, и время полетело на крыльях Веры в  солнечный простор, с рассветом Ялты мы пределы покидаем. Нам встречи новые дорога обещает. Нас провожает благовеста звон.
Прости Господь народу тяжкий грех. Руси былой Иудино предательство, как Еву прежде обольстил в Эдеме змий, так и её прельстил - предать семейство царское. Мир на кровавый возложил Престол Помазанника Божьего на царствие. Забыты клятвы верности Царю, Отечеству и вот в доме Ипатьевых семейство царское ввели в Небытие. Змий ослепил глаза коварством пастырей. Ложь и разбой в величие возвёл.
Царь Николай! Прости грех праотцов: дедов и прадедов. Когда тебя убили, зеницы глаз туманом облекли, а головы будёновки покрыли. Не слышны здравицы: "Храни Господь Царя!" И над Россиею встаёт кровавая заря.
Чтобы из глоток шёл победный крик, колокола утратили язык, и переплавили тот Благовест в металл, и бесов возвели на пьедестал. Русь Матушка и ты, как всё Творение испытываешь адское падение. В язычестве погрязшая земля. Забыт Закон - "не сотвори кумира". И вот восстал кумир, он правит миром, а над Землёю знамя Октября водрузил неблагодарный род. И вот уже поёт хвалу народ...
Творца благого заменил творением. Три поколения ждали вожделенно, когда наступит коммунизма царство. В ранг возведённые - Ложь, Зависть и Коварство, чтоб ближнего бессовестно предать, убить пророков. Монахов, старцев - Веру истребить. И в стаде рассеянном вырастить рабов, и в цепи заковать. Послушай!
Замёрз Глагол - и омертвели души... И ты Святая Киевская Русь, за Будущее я твоё страшусь, чтоб ты с пути благого не свернула, чтоб в Вечности свою познала суть. Ты начинала святость от земель Тавриды славной.    В ней ты приютила Эллады, Византии изгнанников – кормила их плодами Крымской, выжженной степи. Когда повсюду христианство гнали, в каменоломни Крымские ссылали Архиепископов и Пап. Рубили ступени в камне - святые отцы. Являя нам терпенья и смирения, и святости, и Веры образцы. Так появились в Инкермане кельи, Чуфут-Кале, священные ступени. Свято Климентский возрождённый монастырь, и Рождество Пресвятой Богородицы воспел Свято Успенский монастырь.
Обитель женская в селении Тополёвка. И, Слава Богу! - позади маёвки. Лишь в память прошлому - соцреализму дань, на каждой площади страны большой, с рукой простёртой истукан. Простите мне от темы отступление, но как постичь, какое искупление в освобождение души нести? Какой молитвой к Господу молиться, чтоб Русь могла Святая возродиться и жизни плод достойный принести? Автобус движется вперёд с попутным ветром. До Симферополя уж считанные метры. Нам Крым врата торжественно открыл. Храм Свято-Троицкий сейчас мы посетим.

1.К архиепископу Луке
               
Бруно Войно-Ясенецкий,  исповедниче Лука -  ты сосуд, в который влилась дара Божьего река  -  крест держал Архиерея. Скальпели в руках держал,благодать Святого духа - в изобилии стяжал.               

Собор стоит прекрасный кафедральный в нём мощи чудотворные. С слезами покаяния, с надеждою и верою к тебе идёт народ - к архиепископу Луке. Молись о нас архиепископе Лука, чтобы Господь благословил путь дальний, чтобы слезами сердца, с покаянием, избавились от прежнего греха.
Благослови нас протоиерей, чтоб не мешали в суете своей: идти по жизни с духом усмиренным, чтобы домой явиться верой окрылёнными.
Благословенный путь. Дорога в небо скатертью стремится, летит автобус трассою, как птица. Молитвою наполнились сердца и жаждут встречи с святыней древней. Поскорей бы вечер.

2. Мелитополь

Как веха на пути встал Мелитополь. Храм Саввы Освящённого, у храма старый тополь. Здесь возрождается старинный монастырь, в степи Украинской, простёртой вдаль и вширь, на месте прежнем. Братия в молчанье привносит в стены  новое звучание обители терпенья и смирения. И научается Великому Служению. От Оптинских святых отцов приняли эстафету: Нектария, Амавросия - Борис, достойный ученик, здесь братию собрал и в годы давние обитель основал.
Здесь старая монахиня - Ревекка печётся о хозяйстве и столах.
Перед отъездом проповедь сказал иеромонах: - О том, что мы - Господняя свеча, что в мире нам гореть Господь поставил благословенно. Небо не коптить. Во Славу Господу свой путь определить, чтоб начинался новый день с молитвы. Тропою узкою с терпеньем восходить. Смирением и кротостью одеться, и в чистоте хранить свой ум и сердце, и по святым законам в мире жить.
Нас на дальнейший путь благословил. И крестным знамением нас он осенил. На землю тихая спустилась ночь, сомнения молитвой гоним прочь...               

3. Полтава

Огромная луна из-за холмов свой лик кроваво-красный показала. Дорога в Бесконечность зазывала. Просторы неохватные нам открывала, безмолвная украинская ночь. В ней вознесли кресты высоко в небо - святыни древние украинской земли. Главами гордыми над спящею Полтавой, овеянною боевою славой, несут в ночи дозор монастыри. К обители подъехали мы женской, чудесной  Свято
Кресто - Воздвиженской. Нам страж врата массивные открыл. Ворота монастырские от нас закрыли мир.
Соборы гордые свои возносят главы - благовестят округе весть о том, что рано праздновать победу тем, кто Веру распял в дни давние на Крестном дереве...
Мы с материнским молоком впитали неверие - невеждами взрастали. С усмешкой бабок слушали рассказы о Господе, как юродивых сон. Нас речь простая очень удивляла - живым старославянским языком. Для нас она казалась архаичной и деревенской, в общем - не приличной. Травой мы сорною росли, ходили строем.Клеймили веру их на пионерских слетах. Считали суеверием, а вера их была свята. Но рухнул Богоборческий колосс, стоявший на костях. И в сердце каждом затаился страх, не так живём, и думаем не так. Теперь возможность есть покаяться и верить. Мы в будущее роду своему откроем двери, чтобы стяжать с молитвой - дух смирения и Веру во Христово  Воскресенье.
Отбросив прочь тревоги и сомненья, мы, вскормлены  духовным молоком, с молитвою за Верою идём. Идём по жизни, часто спотыкаясь, о камни острые поступков спотыкаясь, сердцами к Свету, к Богу простираясь из мрака прошлого с молитвой в жизнь идём...

4.Ночь в монастыре

Храм Троицы Пресвятой белокаменный взывает: "Свят, Свят, Свят! Бог Саваоф! Уста в благодарении и сердце. Прости Владыка, только ты наш Бог и мы другого Господа не знаем...
На всех строениях лежит ночная тень - Господь святит, Архангел охраняет, Мать Богородица Покровом покрывает. Храм Иоанна Крестителя нас на ночлег впустил.
Молись о нас Предтеча Иоанне, ночь провели, как миг мы в Божьем храме. Со стен хранили нас Святые лики и на подсвечник от луны ложились блики. Паломники, кто под Крестом ютился, а кто на клиросе удобно примостился, кто под стеной алтарною прилёг, и сон хранил в обители сам Бог.               
Над всею Русью Киевской издревле, покров невидимый - чудесный омофор. Святая Присно Дева простирает.К ней с тёплою молитвой притекают, чтоб заступила нас
в Небесном Царстве, в нём перед Сыном Божьим  ходатайствует - молитвою сменился в сердце страх.
Мать Богородица, Твои в молитве руки к груди прижаты. Кроткий ясный взор. Ты, упование всех жаждущих спасенья. Молитва скорбная - души извечный стон.
Сон поиска Отечества Небесного               

5.В обители, день второй               
               
На службу утреннюю нас колокола призвали. В храм мы заходим: "Здравствуй Святой Симеон! О святой Симеон - Богоприимец, принявший в руки свои в день восьмой
Христа, с молитвой вознеси и наши души к Престолу Вышнего, Небесного Отца". Сменился глас молитвой "О насущном Хлебе", мы дружно от земли взываем к
Небу.                Со службы утренней на трапезу идём. А после трапезы в величие белых храмов направили паломники стопы. Здесь души на коленях предстоят пред вами, Святые Старцы - Святые Отцы, у стен с частицами мощей стоят ларцы.
Здесь взгляды строгие на нас с икон взирают, и наше дерзновение одобряют.
Проходим зал один, спускаемся в другой, безмолвной чередой к купели мы подходим голубой. Крестообразная чудесная купель. В ней совершают таинство крещения, чтоб страстей отреклись, их в жертвоприношение оставили, чтоб новой тварью стать и во Христе Иисусе - возрастать.
Чтобы был ярче  блеск живых очей, к иконам ставим множество свечей. С благодарением к Господу душа взывает. Здесь мы, не спеша, благоговейно преклоним колени, и слёзы застят взор. Душа в молении...
Икона  Чудотворца Николая миро точит и веру укрепляет. Взлетает благодарная молитва: "Отче Николае! Моли Бога о нас, пусть Духа Святого до нас доходит глас, чтоб каждая душа, как колос возрастала, полнилась, спела, к жатве поспевала. Чтоб каждая душа благоухала, благодеяньем тело украшала, Хранитель Ангел - путь устроил наш".
Перед отъездом крупный дождь пролился на наши головы из туч грозовой. Мы, знаем, что Господь нас омывает с небес хрустальной, чистою слезой.
Дорога ждёт, прощай обитель. Натужно песнь мотор поёт. Мы по маршруту мчим вперёд, за поворотом, кафедральный собор Полтавский группу ждёт. К иконе "Горбаневской" припадём. Твоею Богородица слезою кровавою, прошу, омой наш род. Не за себя прошу - за наш народ, чтоб Киевская Русь воскресла в Рождестве и в святости в Спасителе Христе.
Из центра города поедем дальше, к обители Полтавской - Козельщанской.
               
6.Монастырь Рождества Богородицы

Козельщина - столь маленький поселок прославлен Божьей милостью вполне. В чудесном Присно Девы Рождестве,здесь монастырь хранит чудесные явления: от недугов жестоких - исцеления. Предания, сказания о них поведают нам в тихих откровениях монахини. Всё в зелени деревьев утопает, и у обители, диковинный цветник, осенних красок роскошью сверкает.
В обитель мы войдём - кипят ремонтные работы... запах краски, тревожит сердце ожидание сказки, явившейся в были. К вечерней службе в храм идём  Преображения Господня.
Все в ожидании. Здесь дышится свободно - свечей, лампад мигают маячки. Стоят вдоль стен монахини, миряне стоят у стен - замерли в ожидании. Всё, кажется в мгновении застыло, но вот оно - не уловимо слухом, вдруг совершается веянием духа. Игуменья идёт - Мать Серафима, и перед ней горячею волной, мгновенно очищается пространство.Икону чудотворную несёт. С благоговением поклоны бьёт народ, икону чудотворную встречая - её ждёт уготованный киот. Икона ризой золотой сверкает, и в сердце радость тихая вселяется, что каждого здесь Божья Матерь ждёт.
Пред Богом предстоит - жалеет каждого, в страданьях утешает, от слепоты духовной исцеляет, для Господа готовит сладкий плод. Торжественно Вечерню отслужили, акафист благодарственный прочли. К иконе, благодатной приложились. На освященье  принесли мы образки, и Серафима их к иконе приложила. А после трапезы нас всех благословила на сон во храме. "На сон грядущим" дружно правило прочли. Причастники каноны тихо пели, готовясь к таинствам. И до утра звучала "Неусыпная псалтирь", молились в послушании монахини, сон у паломников бал лёгким, и не тяжким был пробуждения миг...

7. День третий

Забрезжил лишь рассвет - и утреннее правило поспело,в молитве время незаметно пролетело.На Литургии помолились дружно "о городах" и "об Отечестве своём", вот первые причастники предстали пред нами,  и каждый с умиротворенным лицом.
"Благослови меня, сегодня, Честный Отче, на описание поездки сей, что словом, неожиданно, излилось - от радости духовной, как елей, на наши умягчённые сердца - рождая в них восторг, от силы духа. Мы чувствуем - Могущество руки
Господь - даруй нам совершенство слуха. В чём наша сила? - Не ломиться напролом... Могущество - рука, чтоб вдаль не простиралась. А дух чтоб укрепился - замолчать, чтоб сердце от стихии в мире не страдало. Во Славу Господу  творить и побеждать! В текущем миге строки излились. Обитель дивная, Полтавская святыня, ты - бриллиант в короне православной Украины, пришёл час расставания с тобой. В автобус сели мы.
Продолжилась поездка, Бичевской Жанны зазвучали песни.

8. К Харьковским Святыням

Прощай Полтавская земля. Пред нами Харьковские степи, и вдоль дороги расстилаются поля  подсолнухов, и лесополосы - ввысь тянутся деревья - на них растёт шарами омела. Растёт она - питаясь соками чужими. Даруй Господь трезвение душе,  чтоб помыслы в уме благие мы растили, не дали в мыслях паразитам прорасти, чтоб соками питать своими.
Нам в сердце тишину и благодать чудесные обители вселили.
В автобусе уютно, тишина, все отдыхают,  и глаза закрыли.
Под мерный шум мотора, отдыхать отрадно, если помыслы благие...
Дождь моросит, покрыли тучи небосвод. Автобус по маршруту мчит вперёд. Творение рук, биение сердец - поют Тебе Хвалу -  Велик Творец.
Храм кафедральный перед нами возник, как Харьковской Епархии венец. Войдём в него и встретимся с святыми - людьми, что жизнью Богу угодили. Здесь в раках покоятся:  священно мученик - отважный Александр, Солунянский Архиепископ - Афанасий, Владыка Харьковский - Милетий, он же Пермский Благочинный. В Небесном Царстве охраняют паству. И неустанно молятся Святые, чтоб Милостью Господь
не оставлял Земли Украины, Солуни и России.
Пределы без границ  всё -  в благодать, ведь только Вечности Творцу известно, кому где жить, любить, и умирать...
В далёком восемнадцатом столетие Архиепископ земли Украины посетил. К святыням в Луцке - голову склонил, и по пути домой, он в Харькове почил. По Византийскому обряду – погребенный, Господь хранит его для Вечности, не тленным -склонив главу, он в кресле восседает. Своим нетлением, нам, праведность являет.Он молчаливо, в Духе призывает: "Чтобы при жизни тело вы святили, делами и поступками своими. Чтоб вечно жить - при жизни умереть вам должно для греха...
И не блуждать в потёмках, в пагубе и тлении  до Светлого Христова Воскресенья".
Икона "Озерянской" Богородицы являет лик в печальной красоте. И те, кто рядом с нами - изменились, и кажется - совсем  не те, что в Ялте были - другие...
Нас чудеса твои Господь животворят, и сердце бьётся чаще и сильней. Взор очищается. Уходит в сторону гордыня.
К Святыням приложились. В сердце радость струится с кровью мощною волной, как будто в нём идёт соборование со всеми чадами земными. В ожидание - Адама Нового мы в Славе обретём!
Когда воспрянет он в своём нетление.
Так, Присно девы Богородицы Успение - несёт нам обновление земли, совсем в другой, чудесной ипостаси. В нём тление уходит восвояси.  Мир созданный - с славой неземной соприкоснётся, ветхозаветный, свой оставив грех.
Где Истина царит – там правит Слово. Оно всегда исполниться готово. Оно не маятник, - не мутное стекло, не шаткий помысел, всему венец,  оно - Творец!
Благою Вестью вдохновляют нас святые, о смерти помнить каждый день и час, чтобы  духовно, избегая тлена, из жизни сей - Египетского плена,  нам обрести в Спасителе - Исход.
Туда, где несказанный льётся свет. Где Солнцем Лик Спасителя сияет, там Вера радость жизни наполняет вне временной, чудесной теплотой и мир уже не властен
над тобой.
Подали поминальные записки "О здравии", и"О упокоении" близких.                Мы с кафедральным распрощались храмом, по Харьковской земле, продолжив путь.
Как широки вы, степи Украины. Казацкий, вольный дух в веках растили. Молитвы чистые и песни удалые - чистосердечные, вам казаки дарили, и с верою Отечеству служили.               
Над Харьковом покров небесный потемнел. Дождь моросит, день близится к исходу. Автобус гладит шинами дорогу. Мотор не умолкает, песнь поёт. Нас на ночлег Святая Борисо - Глебская обитель ждёт.


Рецензии