Бабушка и телевизор

Телевизор был для бабушки выходом в свет. Мне кажется, что она специально одевалась для просмотра любимых телесериалов. Все дела откладывались на потом, она садилась близко-близко к экрану и растворялась в мире человеческих страстей и грез. Зачем бабушке нужна была такая близость с героями латиноамериканских мыльных опер, для меня до сих пор загадка. Насколько я помню, у нее была дальнозоркость, и рассмотреть все происходящее она могла, даже находясь в коридоре. А вот слышала она плохо, поэтому в те моменты, когда смотрела телевизор, в квартире можно было совершить погром. В ее телевизоре не просто громко говорили, там истошно орали. Кстати, в какой-то момент я вдруг подумала о том, что все наоборот в этой истории. Перепутаны причина и следствие. Не проблемы со слухом спровоцировали громкое вещание телевизора, а зашкаливающие звуковые вибрации привели бабушку к ситуации, когда разговаривать с ней можно было только так, как разговаривают две продавщицы на рынке, стоящие напротив друг друга на расстоянии нескольких метров.
- Вера, у тебя есть пять рублей?
- А?
- Пять рублей у тебя есть?
- Что?
- Дай пять рублей!
- Бери! - и передает редиску.
С бабушкой диалоги во время просмотра были примерно такие.
Громко:
- Бабушка, а кто этот мужчина в белом костюме?
Тишина…
Еще громче, перекрикивая телевизор:
- Ба-буш-ка!
Бабушка вздрагивает:
- Оленька, кушать хочешь?
- Нет! Скажи мне, этот мужчина в белом – отрицательный или положительный герой? Бабушка уже не здесь, она внутри телевизора.
Через какое-то время уже почти кричу:
- Бабушка, кто он?
- Кто?
- Вот этот, в белом?
- Да ну его, – в итоге реагирует бабушка, - всю жизнь ей испортил!
Кому это, - ей, так и остается тайной. Легче было отпустить бабушку обратно в сериал, чем еще минут сорок выяснять, кто же эта несчастная с испорченной жизнью.
Но по-настоящему изысканные беседы о сериалах вел с бабушкой папа. Беседы происходили, как правило, за чаем и при выключенном телевизоре. Бабушка в такие моменты была с нами целиком, и с ней можно было разговаривать не на повышенных тонах.
- Ида Львовна, вы все-таки объясните, Луис Альберто женится на Розалинде?
Понятно, что ни одной серии из этой череды мыльных опер папа не смотрел, но в тех же 90-х имена героев бразильских сериалов были популярнее звезд рухнувшего Политбюро. Они воспринимались как задержавшиеся погостить родственники. Жили, если не у тебя в квартире, то в квартире соседа в течение нескольких лет! Попробуй не выучи имена! Вот папа и выучил.
- Валера, - пока еще серьезно отвечала бабушка, – Розалинды в этом сериале нет. Тут есть Марианна.
- Нет Розалинды??? – папа делал нарочито удивленные глаза. – Ее убили? Или отравили?
- Ее вообще нет, - бабушка уже хихикала.
- Хорошо, Ида Львовна, тогда объясните, как Луис Альберто женится на Розалинде, если ее вообще нет?
- Папа, встревала я, - как ты не понимаешь, Марианна – это и есть Розалинда, но об этом станет известно в 567 серии – это года через полтора.
- Правда? – уже без тени улыбки реагировала бабушка.
Шутки-шуткам, но дело доходило до 567 серии, а ничего не менялось. Марианна оставалась одинокой, Луис Альберто – страстным, а бабушка - верящей, что «когда-нибудь добро победит в борьбе со злом!» И ведь побеждало! Уж не знаю, досмотрела ли она хоть один сериал до конца, и заканчивались ли вообще эти сериалы, но финальные комментарии к каждой картине у нее были очень оптимистичные:
- Ну, произошло так, как я говорила!
- А как ты говорила?
- Я говорила, что все закончится хорошо!
Что тут еще добавить?
Смотрела бабушка не только сериалы. Она смотрела Малахова, не того, который «Пусть говорят», а того, который лечил всех лопухами. Или цветами. Или не лечил.
Смотрела Листьева, «Поле чудес», «Миллионера». Смотрела новости, документальные фильмы, расследования, «Школу ремонта». Бабушка отнюдь не была телегурманом и к телевизору относилась вполне потребительски, используя его в своих целях. Он ее выводил в свет!
Но когда речь заходила о чтении, тот тут включалось что-то иное. Читала она много и быстро. Как правило, то же, что и мы. Выслеживала, когда книга будет вновь поставлена на полку, забирала к себе и в очках с одной душкой, почти вслух, читала Толстого, Хемингуэя или Цвейга. И тут уже не было разговоров из серии «все закончилось хорошо». Книги были про другое, и она это прекрасно понимала. Вообще, она была из тех, кого не проведешь! Сколько ни пытались. Даже Марианна – и та обрела ту судьбу, которую ей припасла бабушка, а не занудные бразильские сценаристы.

03.04.2015


Рецензии