Что есть истина

Изреки: "Что есть истина?", и Христиане вспомнят об Иисусе Христе, а еще вспомнят о Понтии Пилате и вопросе, брошенном им всуе. К сожалению, прокуратор сразу же повернулся и вышел к Иудеям, и… велел распять Христа. Но в моем очерке речь идет не о духовной истине, а об истине, которую может познавать каждый человек.

Как объясняют понятие: "истина" Толковые словари? Если перевести философские "словечки" на нормальный язык, то в словарях довольно правильно истолковано, что истина – это достоверное понимание предметов, явлений и событий.
Нам очень часто кажется, что мы знаем истину, как знаем, что дважды два – четыре. Но такое самоуверенное знание похоже на "знание" слепого, который подержался за хвост слона и думает, что истинно познал слона.
Поэтому, говоря об истине, пусть даже не во всей ее полноте, но чтобы именно в действительном неискаженном виде понять то, что вы узнали, нужен Наставник, Который открыл бы правильное понимание. А кто может знать всё во всей полноте и правильно объяснить то, с чем вы познакомились исследуя? Только Тот, Кто все сотворил и по Чьему замыслу все это существует.
Нужно откровение Творца, откровение Свыше, озарение Свыше, чтобы понять в истинном свете то, что "пощупали" вы и, как чаще всего бывает, уже многие другие до вас.

Не буду здесь касаться духовного – это другая тема, относящаяся к вечному.
Но вспомните, сколько раз исследователи нашего материального мира признавались в том, что делали свои открытия после озарения Свыше, сколько раз поэты, писатели и художники упоминали то духовное состояние, которое называется вдохновение, даже обычные ремесленники и те, говорят: "Сегодня у меня все как бы само собой движется", а в другой раз сетуют, что бьются, бьются над простейшим заданием, а ничего не могут сделать.
И потом когда все эти люди, пережив откровение или вдохновение Свыше, предъявляют нам плоды своего труда, мы говорим: "Они отразили истину".

Но учтите, когда я говорю об озарении Свыше, о вдохновении, как непреложной части в познании истины, нужно правильно понимать, что на самом деле является вдохновением или озарением.

У многих – подавляющего числа людей – при словах: "озарение Свыше", всплывает в воображении что-то подобное яблоку, свалившемуся на голову Ньютона. А скажи: "Вдохновение", и в воображении предстанет, например, писатель, с отрешенным видом качающийся из угла в угол по комнате. Это абсолютно неверное представление об озарении и вдохновении. Но, к сожалению, у людей сложился и крепко впечатался в их сознании именно такой стереотип.
Озарение и вдохновение, вернее, переживание их исследователем или автором, а так же побуждающее их начало очень наглядно изобразил Константин Георгиевич Паустовский: "Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.
Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не дойдет до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда...
Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок…
Лев Толстой увидел сломанный репейник – и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате. Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него мысли." [1]   

Познание истины – оно начинается с труда, со скрупулезного исследования, и размышлений, потом озарение – и лишь потом, как плод всего ранее сделанного и пережитого, возникает познание истины.
Если вернуться к простенькой аналогии со слепым потрогавшим хвост слона, то "скрупулезное исследование" – это ощупывание им хвоста и последующие воспоминания и размышления. Потом "озарение", – что хвост был не просто теплым и гибким (теплым и гибким может быть и шланг с горячей водой), а именно живым. И уже, как плод познания, как вывод из озарения, истинное заключение, что слон – он живой.

Что слон живой – это истина? Истина. Но истина далеко не во всей ее полноте, ибо тот слепой по-прежнему почти не имеет понятия, какой он – слон.
Во всей же своей полноте истина – она беспредельна, как Бог – Творец всего.
Вы же, уважаемые читатели, помните, что прилагая усердие и, главное, искренне желая, вы МОЖЕТЕ ПОСТЕПЕННО ПОЗНАВАТЬ ИСТИНУ – познавать, как дети познают этот мир, как они жизнь.
В познании истины важно не торопиться, чтобы в гордыне своей частичное познание не принять за всеобъемлющее.

И в заключение несколько слов о вечном, о духовном.
Иисус Христос сказал: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. (Ин.18:37)". Но, к сожалению, ни Иудеи, ни Понтий Пилат не придали значения словам Иисуса Христа и отвернулись от Него.

С печалью должен констатировать, что сейчас ситуация лучше не стала: подавляющее число людей интересуется лишь суетным знанием, даже не знанием, а так – сплетнями. Людям неинтересно даже познание истины о видимом, материальном мире, не говоря уже об истине о невидимом, духовном, вечном.
Не нужна людям истина! Они вполне удовлетворяются легкоусвояемыми клише, эрзацем, ничего общего не имеющим с истиной.
Погребняк Н. 2015


СНОСКИ
[1]  Паустовский К.Г. Золотая роза. с.45-47.


БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Паустовский К.Г. Золотая роза: повести, рассказы/ сост. Г.А. Арбузова. – М.: "Советский писатель", 1983. – 368 с.: ил.


Рецензии
Я бы не сводил понятие "Истина" только к религиозной тематике.
В религии истинно то, что, по словам, проповедника, исходит от пророка, апеллирующего всегда к недосягаемому Всевышнему, и адресовано верующему. Поверь мне, говорит пророк, это и будет истиной.

Истина - это объективное знание о реальности. И для полноты понимания её следует соотносить с субъективным понятием "правда".

Приведу один пример. Не так давно часть жителей планеты Земля видела солнечное затмение. Наиболее полно это явление удалось рассмотреть только с территорий Скандинавии, северо-запада РФ. Но жители Средней Азии его не увидели и вполне ведь могут сказать: "а его и не было, раз мы его не видели." И если скажут так - это будет правдой, их правдой. Но никак не истиной.

Но видеть даже и не обязательно. Важно понимать, что Луна периодически заслоняет видимый с Земли солнечный диск. Это и есть истина.

Или другой пример правды. Один человек стоит на Юге, другой на Востоке. Первый видит радугу, второй - нет. Значит ли это, что радуга вообще не бывает? Или - что радуга бывает всегда в той точке, где её видит стоящий на Юге?

Итак, правда субъективна, истина - объективна.

Второе. Истина не бывает абстрактной, как понимают её многие теософы. Истина сама по себе, без тематического значения, - это нонсенс.

Третье. Истиной как понятием люди интересуются. Но не все.

Владимир Щеблыкин   05.04.2015 07:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир! Именно об этом я и написал – не о духовном познании Истины и жизни в Истине, а о земном познании истины людьми, совершенно мирскими.
Дело в том, что и им нельзя обойтись без духовной составляющей, которая в мире называется озарение или вдохновение. Вернее, можно, но это будет уже не познание, а всего лишь тупая констатация наблюдаемых объектов, процессов и явлений.
Приведенные же Вами примеры, это перечисление ошибочных выводов. Истиной здесь является то, что наше восприятие субъективно, и серьезно занимаясь познанием мира опираться только на него не стоит.

Николай Погребняк   07.04.2015 05:39   Заявить о нарушении
Вы пишете:"Истиной здесь является то, что наше восприятие субъективно, и серьезно занимаясь познанием мира опираться только на него не стоит."
Так чего же в качестве аргументов Вы выбрали субъективные суждения в своей статье?
Вы хоть понимаете, что любой авантюрист,назвав себя пророком, может ободрать Вас, как липку?
Верим на слово - вот наша главная ошибка. И уже наверились так, что потеряли миллионы своих соотечественников.
Я не верю. Не верю и Вашим словам.


Владимир Щеблыкин   22.04.2015 10:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.