Ябеда и правда

Учился в нашем классе мальчик Андрюша. Уж очень он любил говорить всем правду в лицо. И одноклассникам и учителям. Наверное, его мама так учила - говорить правду всегда. За эту правду его и звали ябедой и время от времени колотили. Был у этого Андрея ещё родной брат Сергей, который был моим другом. С братьями  я жил в одном доме и играли мы вместе в одних и тех же местах нашего небольшого посёлка. На краю его протекала небольшая речка со странным названием Колокша. (Значение этого слова я до сих пор не знаю.) Летом в ней купались все жители, а зимой на крутых берегах дети катались на санках выезжая прямо на лёд.
И вот в зимние каникулы я и Сергей с Андреем пошли на берег с санками опробовать новую трассу, что недавно накатали ребята постарше. Вышли мы на берег и Сергей, как более старший, первым покатился вниз. "Ух ты!"- прокричал он, когда санки подпрыгнули на маленьком трамплине перед льдом реки.  Когда Серёга остановился, доехав почти до другого берега, я сел в свои санки и посмотрел на Андрея. Тот помотал головой. Испугался. Съезд действительно был крутым, а ябеды, как известно, не обладают особой храбростью. Первая половина спуска была самой крутой и санки быстро набрали приличную скорость перед трамплином. Прыжок. Моя задница оторвалась от санок. И вот наступает маленькое мгновение невесомости, ради которого стоит спускаться с крутых гор. Мои санки проехали даже дальше Серёгиных.
"Здорво!" - сказал я и мы пошли обратно, что бы повторить этот захватывающий спуск. На вершине берега, садясь в санки, Сергей пригласил к себе на колени сесть и Андрея, но тот снова отказался.  Махнув на него рукой, Сергей покатился вниз. Доехав до другого берега, он встал и свистнул мне, что путь свободен, и даже подпрыгнул от восторга спуска.  Этого прыжка лёд и не выдержал. У другого берега течение реки было быстрее и, поэтому, лёд тоньше. Сергей барахтался в воде пытаясь выбраться на ломающийся лёд, а мы вдвоём растерялись и не знали что делать. На наше общее счастье не далеко от этого спуска сидел мужчина и ловил рыбу. Он тут же бросился к Сергею, подполз на животе к полынье и вытащил его на лёд. 
-Бегом домой и переодевайся в сухое, - приказал мужчина. - Не далеко. Добежишь.
Видимо, он знал кто мы такие и откуда.
Домой Сергей бежал быстрее, чем когда-то от большой собаки, хоть и был в тяжёлом намокшем зимнем пальто.
Быстро открыв квартиру, Серёга побросал всю одежду в ванну и долго растирался полотенцем согревая замёрзшее тело.
- Андрюха, - крикнул он брату, - чайник поставь и трусы подай.
Испугавшись за старшего, Андрей всё делал быстро и молча, хотя, обычно, всегда перечил и с первого раза никогда не выполнял указания брата.
- Так, - сказал Сергей, - сидим тихо. Придут родичи, я сам всё буду говорить если понадобится. Понял?!
И Серёга строго посмотрел на Андрея. Тот молча кивнул. Да только разве у ябеды удержится язык за зубами?..
Когда родители братьев пришли с работы, мы с Серёгой играли в детской комнате в танчики бросая по очереди кубики, а Андрей засел в туалете. Их приход мы не слышали. Мама зашла в ванную, увидела сырую одежду вместе с пальто и аж присела от нехороших  предчувствий.  И Андрей тут же ей всё рассказал; да со страхом в голосе, да с мельчайшими подробностями так, что маме совсем плохо стало. Слава Богу, подошел их папа и успокоил её пока Андрей и ему повторил о происшествии. Вот тут мы с Сергеем и услышали, что родители его уже дома.
- Ах, ты стервец! Ах, ты олух! Разве не говорили: на реку не ходить?! - мамин голос, наверное, и соседи слышали.
Сергей вышел навстречу родителям и, первым делом, дал подзатыльник Андрею.
- Ябеда, - прошипел он сквозь зубы.
- Он не ябеда, - заступилась за младшего мама, - он говорит правду.
- Я и сам бы всё рассказал, - стал оправдываться Сергей, - я же утонул. И нечего лезть, когда не спрашивают.
- Так, дети мои, - сказал папа усаживаясь на большой диван, - идите-ка сюда все. Будем разбираться в ваших правдах.
Мы втроём забрались на диван и папа стал рассуждать вслух, как он сам выразился. Сергей мне потом объяснил, что рассуждать вслух любимая привычка его папы.
- Говорить правду надо всем. Но, как мне кажется, не всегда. Я думаю, что Серёжа рассказал бы правду об этом происшествии, но не сразу, а постепенно подготовив нас с мамой, что бы мы не сильно  расстроились и его не ругали. Правильно я думаю? - и папа потрепал Серёгу по голове. - А вот Андрейка, не зная замысла брата, первым доложил маме, чем её сильно напугал. Получилось так, что Андрейкина правда принесла зло в виде маминого огорчения. А правда не должна приносить зло. Андрей не знал замысла брата не огорчать родителей и не подумал о последствиях правды. Не будем его винить, так как он немножечко младше.  Отсюда следует вывод: ничего не говори не подумав о последствиях. А вот если бы мама спросила первая, тогда нужно было бы рассказать всю правду, так как за последствия бы уже несла ответственность она.  Она захотела знать правду, она её и получила. Вот как-то так, по моему... Всем понятно кто за что отвечает?
Мы втроём кивнули головами, хотя и не совсем всё поняли сразу. Закрывшись в детской мы с Серёгой до вечера придумывали разные истории, что бы понять когда говорить правду, а когда просто молчать. И только в одном мы трое утвердились точно - врать нельзя никогда.
А Андрей с той поры больше ни про кого ничего не рассказывал. Даже если и спрашивали, молчал. На всякий случай.


Рецензии