Концерт
Взяв кнопки, Лида идёт в коридор, проходя мимо вёдер, табуреток с керогазами, корыт, висящих на стене. Ей надо прикнопить афишу к створке деревянной двери, к той половинке, которая не открывается.
На коричневом фоне листок чётко выделяется. Лида показывает кулак, подошедшему малышу Вовке Царёву. "Сорвёт, шельмец"-думает писательница. Но Вовка с уважением смотрит на красные буквы, которые читать не умеет.
Алла, Лида, Наташа, Тоня, Вовка-пикеска, Петя Монахов, Саша из десятого барака и Люба, Света из других бараков готовятся к концерту. Они - выступающие, принесли реквизит: новогодний марлевый костюм клоуна, у которого одна штанина белая, другая - оранжевая, а на кофте - наоборот, воротник накрахмаленный в сборочку, чёрное трико и белые спортивные майки для гимнастического номера "Пирамида", сарафаны, платочки.
Между бараками имеется промежуток метров пятнадцать, заросший травой. Тут же стоят столбы для белья. Большой болт вбит в кирпичную оштукатуренную торцевую стену барака номер десять. От него до бельевого столба мальчишки натягивают верёвку с шёлковыми розовыми занавесками, специально купленными для концертов.
Один концерт самодеятельные артисты уже провели в коридоре барака в день восьмого марта. Теперь концерт будет на улице, потому что тепло. На улице места больше и объявления девочки развесили на всех бараках района "Заусиновский овраг"- рабочая окраина города Сызрань.
Занавес служит скорее прикрытием для артистов, чем сценой. За розовой тканью дети будут переодеваться, а выступать перед розовыми шпалерами.
Занавес висит. Идут последние приготовления, проверка наличия артистов и обсуждение последовательности выхода. Сценарий у Лиды. Она автор сценария и ведущая, поэтому объясняет всем кто за кем выходит. Вдруг Вовка-пикеска громко кричит:
- Идут!
Артисты прижимаются к слегка раздвинутой розовой занавеске.
Переваливаясь с ноги на ногу, держа в одной руке табуретку, идёт Наташенька, так насмешливо её зовут дети. Баба Наташа Чуприкова живёт одна в комнате номер шестнадцать, ходит сгорбившись, но шустро. Любопытная, вездесущая бабка. Говорят, у неё есть сын, но никто и никогда его не видел. Коротает жизнь она одна и везде суёт свой нос, как агент КГБ.
Однажды собралась в маленькой комнатке Лиды большая компания девчонок и мальчишек. Мама Лиды ушла в ночную смену и весёлая компания играла в игру "Мама нитки спутала". Надо сцепиться, спутать руки и ноги так, чтобы водящий долго разбирал где чьи ноги и руки, в кромешной темноте. Водящий выходит в коридор, а играющие спутывают "нитки". Водящего выбирают считалками. Отсчитали:
Царь, царица, вор, мокрица,
Куколка, балетница,
Выбражуля, сплетница.
Алке водить. Она срывается в коридор, со всего маху распахнув дверь, ударяет в лоб бабу Наташеньку.
- Ой-ёй-ёй! - кричит Наташенька, а в комнате, в темноте дети поют:
Мама нитки спутала.
Никак не распутала.
Дети не помнят зла и сейчас благодарны, что она пришла на концерт.
Наташенька, пыхтя, садится на свою табуретку и машет соседке, появившейся из-за угла, рукой.
- Шура, идём, садись рядом.
Молодая полная женщина в коричневом ситцевом платье - это тётя Шура Горбунова, живёт с сыном старшеклассником в комнате номер одиннадцать. Она никому не мешает и сын её дружит только с одногодками. С десятилетними артистами не общается. А тётя Шура пришла, садится рядом с бабой Наташей, Наташенькой.
- Таперь нас две, а то уж я подумала, одна сидеть буду - говорит бабка, поправляя сморщенными пальцами головной платок, распушила длинную юбку, поправила блузку в мелкий рисунок. Седые волосы сливаются с белым платком.
- А ну, красавицы, поддвинтесь-ка! - подходит со своим стулом шумная тётя Тося Бляблина, многодетная мать. Её комната возглавляет чётную сторону барака. Комната номер два. Женщина сочная, интересная в крепдышиновом платье. На платье рукава фонариком, резиночка на талии.
- Ты никак нарядилась?
- А как же! Концерт!- смеётся тётя Тося.
Она сама, как фонарик, всегда весёлая и модная. У неё у первой появились туфли-ботиночки на меху осенне-зимние, коричневые с белым мехом внутри. Всем бараком ходили смотреть и щупать.
Вслед за ней, как за фонариком, потянулись мужички. Их меньшинство в бараках, но несколько "штук" есть: дядя Ваня, дядя Адольф, дядя Коля. Дядя Коля поражает всех сатиновыми трусами тёмно-синего цвета.
- Жарко! - оправдывается мужчина и садится на дырявую табуретку.
Такие табуретки в бараке у всех. Чтобы легче переносить их, в середине табуреток вырезают продолговатые дырки по руке владельца.
Тётя Валя Назарова, мама Серёжи и Лены-крикуньи, тоже подходит. Высокая, ладная русская красавица с длинной косой. Обычно она закручивает её вокруг головы, а сегодня распустила через правое плечо по груди.
- Концерт! - объясняет она удивлённым соседкам.
Подходят жители соседних бараков, старички в саржевых шароварах.
- Молодец, Света, - шепчет Лида - это ты вешала объявление в своём бараке?
Не забыла. Молодец!
Алла выдаёт присказку. У неё на все случаи жизни поговорки находятся.
- Забыла, забыла, даром, что не помнила.
- Да, это я писала объявление в нашем бараке и в шестой повесила - смущается Света, по-настоящему светлая девочка, с русыми длинными волосами и с голубыми глазами. У неё, у единственной из подруг есть папа-инженер. За это её уважают в районе. Алла тут же выдаёт очередную поговорку, ревниво вставая между двух девочек.
- Врать не стану, перестану, а совру, так - правда!
- Всё - останавливает её Лида - надевайте сарафаны. Первым номером у нас - танец. Лида выходит к зрителям.
- Начинаем наш концерт!
Девочки со скоростью солдат срочной службы, старшие братья натренировали, натягивают на себя сарафаны, повязывают на голову платки и разбирают носовые платочки с кружевами. Вечерами артистки сидели и пришивали к платочкам кружева, так как они - самый главный атрибут в хороводе.
- Первым номером нашей программы танец "Во поле берёза стояла". Исполняют девочки.
Из за розовых занавесок выплывают русские "берёзки" друг за другом, помахивая платочками с кружевами, образуют хоровод. Поют:
Во поле берёза стояла.
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла.
Люли-люли, стояла.
Головы девочки поднимают высоко, подчёркивая уважение к русской народной песне и достоинство советского народа, строителя коммунизма. Так их учила на репетициях Лида. Она ходит в балетный кружок. Она знает, как надо танцевать этот танец.
Как пойду-ка я погуляю,
Белую берёзу заломаю...
Вовке Григорьеву, пикеске, не терпится подсмотреть, как танцуют девочки, и он высовывает голову между двух половинок занавеса. Тоня, оказавшись в этот момент около него, грациозно бьёт кружевным платочком Вовке по лбу.
Раздаются смешки. Вовкина голова исчезает.
Девочки сходятся в тесный круг, соединяя руки с платочками в сноп.
Некому берёзу заломати.
Некому кудряву заломати.
Люли-люли, заломати.
Люли-люли, заломати.
Вовкина голова показалась снова.
Мелкими шажками вся танцевальная группа девочек пятится к занавесу, стараясь прикрыть круглое, как мяч, лицо Вовки от зрителей. Быстро кланяясь, исчезают за розовой вуалью. Вовке дают в лоб все. Он увёртывается, как только может.
- Следующий номер нашей программы "Барыня". Исполняют Табакова Алла - гармошка. А танцует Слава.
Алла выходит, садится на детский стульчик, опускает на колени гармошку, смотрит на кнопочки и старательно начинает играть и петь:
Барыня, Барыня! Сударыня Барыня!
Славка кидается плясать вприсядку, широко раскидывая руки, трясёт головой.
Алла вспоминает счастливую маму, когда она весело играла на этой гармошке. Она и братишка Славка плясали вокруг неё, но теперь она редко берёт в руки гармонь. Ночами работает в литейном цехе, днём спит. В горячий цех пошла, чтобы по талонам получать молоко. Одна тянет двоих детей.
Барыня, Барыня... - поёт Алла. Славка прыгает.
Овации оглушили район бараков.
- Следующим номером нашей программы выступит Люба с песней "Куба".
Люба выходит с серьёзным видом, песня политическая, международная.
Куба, Куба небольшая,
Много тростника.
Сахара хватает
Даже в США.
Изо всех героев
Есть один герой,
Звать его Фиделем,
Ростом небольшой.
Допеть песню до конца ей не удаётся.
Из-за угла барака выбегает котёнок и начинает прыгать рядом с ней. Люба подтолкнула его к дяде Коле под табуретку. Котёнок завертелся под табуреткой. Вдруг дядя Коля вскакивает, хватается за трусы и начинает бегать вокруг деревянного сидячего места с предательской дыркой посередине. Оказывается, пушистый малыш цапнул его за яички, которые вывалились из сатиновых трусов и висели под табуреткой. Глупый котёнок ничего дурного не хотел. Он пощекотал по розовым мячикам дяди Коли. Но уже никто не смотрит на сцену. Все смеются.
Люба кланяется спинам зрителей, скрывается за шторой.
- Николай, Николай, сиди дома, не гуляй! - шутят женщины: тётя Тося, тётя Валя.
- Изо всех героев есть один герой, звать его Фиделем! - повторяет слова песни тётя Шура.
Дядя Коля уходит, но возвращается быстро. Теперь на нём сатиновые шаровары.
- А котёнка назовите Фиделем - кричит Балерина- тётя Маруся Фёдорова из девятнадцатой комнаты. За её плавные, манерные движения дети зовут её Балериной.
- Тётя Шура, тетя Тося, тётя Валя, садитесь на свои места, у нас ещё не все выступили - просят девочки. Света отнесла котёнка Фиделя домой и вернулась.
Дядю Колю недавно бросила жена, пошла искать счастье за пределами района бараков, оставила ему двоих маленьких детей. Соседки сочувствуют ему, но у самих дети и безотцовщина.
- Жалко Николая!
Маленькая Тоня появляется перед розовым шёлковым занавесом, и без объявления номера, начинает петь пронзительную песню.
Я живу на границе,
Где полярная мгла.
Ветер в окна стучится.
Путь метель замела.
Голос у Тони высокий, звонкий. Она лучшая певица в бараках. В школе выступает на торжественных линейках.
К нежной ласковой самой
Письмецо своё шлю.
Мама, милая мама,
Как тебя я люблю.
Все в бараках знают, что у Тони мама спивается. Молодая женщина уже успела в тюрьме посидеть, где и научилась пить. Тоня повторяет последние строчки:
Мама, милая мама,
Как тебя я люблю!
Мамы утирают глаза. Слёзы текут по щекам. Наташенька смахивает солёные капельки уголками платка. Тёте Шуре, тёте Тосе и тёте Вале девочки подают свои кружевные платочки. Бездетная Балерина опустила голову, встала и ушла. Похлопать Тоне никто не может. Руки заняты. Тут дядя Коля начинает хлопать. Его поддерживают дядя Адольф, дядя Ваня и старички в саржевых шароварах из соседних бараков.
Концерт явно не получается. Всё идёт не по сценарию. Лида нервничает и еле-еле загоняет артистов за кулисы.
- Мальчишки, выручайте - шепчет она и, едва выглянув за штору, объявляет:
- Танец "Яблочко". Исполняют мальчики.
Слава, Петя и Вовка выходят в морских бескозырках на головах. ленточки развиваются на ветру. Хором мальчики поют:
Эх, яблочко, да на тарелочке.
Надоела мне жена пойду к девочке.
Тем временем Лида торопит девочек:
- Одевайте спортивное трико, "Пирамиду" будем показывать.
Юные спортсменки одеваются. А на траву, утоптанную плясунами, выходит клоун в марлевых штанах с пышным воротником. Алла показывает успокоившимся зрителям фокусы и жонглирует теннисными мячиками. Ей громко хлопают все.
- Следующим номером нашей программы спортивная "Пирамида".
Выходят юные спортсмены: Света и Алла встают на одно колено напротив друг друга, Лида и Наташа на их колени. Тем самым пирамида растёт. На самый верх поднимается маленькая Тоня.
По краям пирамиды делают мостики Люба и Лена. Мальчики встают полукругом и высоко поднимают мячи. Тоня, стоя на вершине пирамиды звонким голосом поёт:
Солнечный круг.
Небо вокруг.
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Хор подхватывает вместе с солисткой припев.
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Зрители поднимаются с табуреток, хлопают. Песня разносится далеко за бараки над городом.
Свидетельство о публикации №215040501589
А как готовились, как старались ...
Душевное было время ...
Игорь Черник 10.10.2015 23:49 Заявить о нарушении