Приключения Одиссея. Часть 1. Гл. 1

- Ну что, Марчук, нагулялся? – инспектор отдела кадров по прозвищу «Пушкин» смотрел на стоявшего у стола Иосифа снизу вверх поверх очков, - работать захотел?
- Так точно, Александр Сергеевич, - весело ответил третий механик Марчук,- пора!
- А я ведь тебя звал на работу и в мае, и в июне. И пароходы хорошие были. Даже на супертраулер тебя хотел послать, а туда положено только с высшим образованием. Ты что тогда сказал? Отказался?
- Так отпуск же у меня был, Сергеевич! И путевку я как раз купил. На Северный Кавказ.
- Ну, а теперь, извини, вакансий в море нет. На «Пролив» поедешь, в Измаил, Репика менять. Ему уже давно замена нужна.

- Александр Сергеевич, да за что? «Пролив» же год в заводе стоять будет!
- Да ни за что. Просто у меня сейчас два других третьих из отпусков пришли, и ничем тебя не хуже. Тоже в рейс просятся, – кадровик на секунду задумался, - ладно уж, если Измаил тебе не по нраву, поезжай вторым механиком на «Тархан» в Херсон. И стоять он будет не год, а всего два месяца.  Сам отремонтируешь, сам и в рейс пойдешь. Под плавбазу «Восток». А пока погоны второго купи, на форменную рубашку прикрепишь, все девки херсонские твои будут. Они-то не понимают, лайнер у тебя пассажирский или лоцманский катер. Погоны – они у всех одинаковые. Ты ведь холостой еще?

- Холост пока. Вы же, Александр Сергеевич, первый узнаете, если женюсь. Дополнение к личному делу через вас ведь идет.
- Вот я и говорю. Ты мне еще спасибо скажешь. Где и жениться, как не в Херсоне. Там на хлопчатобумажном комбинате тысяча невест, наверное, работают. Больше, чем в Иваново. Давай, пиши заявление, я подписываю, а там, сам знаешь, что делать. Не в первый раз.

Дело, действительно, было знакомое. После окончания одесской мореходки технического флота Иосиф недолго работал по распределению. Приятель его отца, дядя Вася, посоветовал ему перевестись к ним в «Антарктику». В семидесятые годы рыбодобывающая отрасль росла бурно, новые траулеры поступали в объединение по два, по три в год. Механики были нужны. И кооперативную квартиру можно было купить, заработки позволяли. А у Иосифа, хоть и коренного одессита, своей квартиры в Одессе не было. Вот и ездил он в отпуске по турпутевкам да по домам отдыха, чтобы родню свою не стеснять.

Марчука в «Антарктике» больше знали по фамилии. Имя свое он не любил. Иосиф-то еще ничего, но от уменьшительного «Йося» его буквально выворачивало. Назвал его так отец, большой поклонник Сталина вскоре его смерти. Тогда еще это было в порядке вещей. Вот после разоблачения культа личности Иосифов поубавилось. В «ТФ», как в Одессе называли их училище, Марчука прозвали «Длинным», был он выше всех в роте. Его и в школе так часто называли. На судах к штурманам и механикам часто обращались по должности – третий, четвертый. Против этого Иосиф тоже не возражал.

С заработками пока не везло. Зарплата рыбаков зависела от количества и ассортимента замороженной рыбы. Для того, чтобы хорошо зарабатывать, нужно прежде всего уйти в рейс с удачливым и опытным капитаном. Таких в «Антарктике» было человек пять-семь, не больше. Основная масса – середняки, которые еле-еле план выполняли. Так что Марчук деньгами разбалован не был, и о кооперативе мог пока только мечтать.

На флотилии «Восток» ему работать еще не доводилось. На самой базе заработки были стабильно высокими, СРТМы же, то есть, средние рыбопромысловые морозильные траулеры, работали по-разному. На них, кроме толкового капитана, необходимо было чутье и искусство гидроакустика. По крайней мере, так рассказывали. Пока же Иосиф не знал, задержится ли он на судне надолго, или через месяц вернется на свою группу судов, на «Атлантики». Стоило, наверное, хотя бы с точки зрения заработков, попробовать уйти под «Восток». Раз уж так вышло.

Для поездки в Херсон Иосиф выбрал самый быстрый и приятный вид транспорта – «Вихрь», судно на подводных крыльях. Скорость его была огромна по сравнению с рыбаками, да даже и любыми другими судами, и чтобы почувствовать ее в полной мере, он выбрался на небольшую открытую палубу между двумя салонами.

- Закури, коллега, - протянул ему пачку «Опала» стоящий рядом парень. Что-то в его лице было знакомым, где-то пересекались они, но на одном судне не работали.
- «Опал» не курю. Предпочитаю «Стюардессу», - пошутил Марчук, - мы где-то встречались?
- В Лас Пальмасе. Я четвертым был в "подменке", ваше судно принимали. А ты тогда совсем замотался, сдавал дела нашему третьему, и как раз топливный сепаратор «накрылся», подшипники пришлось менять. Поэтому меня и не запомнил. Алексей, – парень протянул руку, - а тебя зовут… Иосиф, кажется?
- Зови лучше «Длинный», я к этому привык. Ты тоже на завод Куйбышева?
- Нет, на курсы послали квалификацию повышать, в местную «рыбку». Знаешь, где это? Я в Херсоне-то не бывал ни разу.

- Да и я тоже. Я ТФ заканчивал. В семьдесят третьем. А ты?
- Я – «вышку» одесскую. В семьдесят четвертом. Женат?
- Да вот, Александр Сергеевич жениться отправил, говорит, что девчонки здесь классные.
- Ну, а я уже развестись успел. Женился рано, как говорят, студенческим браком. На медичке. Детей нет. Так что теперь не тороплюсь.
- Меня пока бог миловал. На свадьбу еще не заработал. Да и сейчас после отпуска «на подсосе». На «Тархан» еду. Ты на СРТМе не работал случайно?
- В Адене только четыре СРТМа ремонтировали, напахались, как лошади. А жарища там! В Лас Пальмасе после этого - как на курорте.

Незаметно для них, за разговорами, судно замедлило ход. Вот и Херсон. Моряки вышли на причал, потом на широкую, как оказалось, Одесскую, площадь. Вещей у обоих было немного, погода замечательная, не жарко.
- Прогуляемся немного? Что-то не тянет меня впрягаться резко. Пива выпьем? – предложил Марчук.
- Давай сначала осмотримся, найдем место потенистей и посимпатичней. А может и девочки подвернутся.
- Ну да, сидят и нас ждут. Они на пляже все.
- Так где присядем?
- Знаешь, Алексей, я передумал. Поеду я лучше сразу на пароход. А с тобой на днях пересечемся. Какая тут центральная улица? Суворова? Вот давай на ней и встретимся, или завтра или послезавтра вечером, на речной стороне. В крайнем случае найду тебя в училище. Лады?
- Тогда до встречи. Через два дня я уже и город изучу, и кабак получше присмотрю, и с девчонками познакомлюсь, ты на всё готовое придешь, счастливчик. Удачи!


Продолжение следует - http://www.proza.ru/2015/04/05/2027


Рецензии
Здравствуйте, Михаил!
Внимание, конечно, привлёк заголовок - знакомое имя!
А и Марчук - тоже знакомое.
Песня была популярна в 60-0е годы "Марчук играет на гитаре":
Жизни не искал ты ласковой да гладкой,
И теперь припомнить вправе мы с тобой
Первую палатку,
Первую палатку,
Вьюги над замёрзшею, над дикой Ангарой.
А нынче отстроенный Братск легендарен,
И катер по морю плывёт,
Марчук играет на гитаре,
И море Братское поёт.
С улыбкой,

Элла Лякишева   27.10.2021 22:07     Заявить о нарушении
Помню я эту песню, Элла, не дословно, правда, последние строчки. Но фамилия распространенная. У Аксенова Валька Марчук был главным героем повести "Пора мой друг, пора". Спасибо! А что касается имени Одиссей, так назвала моего героя-одессита девушка. Окрестила.

Михаил Бортников   27.10.2021 22:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.