Как женщины спасли Рим. Жак Луи Давид

 Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами, 1799г. Жак Луи Давид.

            Удивительно, но часто и события мирового масштаба  в истории  происходили потому, что за ними стояла женщина, вернее, желание мужчины доказать свою великую любовь становились  неиссякаемым источником энергии для открытий, побед, творений...

ЖЕНЩИНА НЕ ЦАРСТВУЕТ,НО ПРАВИТ...
 
     ЛЕГЕНДА О САБИНЯНКАХ.

  В 753 г. до н. э. Ромул основал город Рим  По рассказам римских историков Рим был заселён одними только мужчинами; соседние племена не хотели выдавать своих дочерей замуж за бедное население Рима. Тогда  Ромул  устроил праздник  консуалий  и  пригласил соседей. Те явились  со  своими  семействами. Во время праздника римляне неожиданно бросились на безоружных и похитили у них девушек.

         Возмущённые соседи начали войну. Римляне разбили латинян, напавших на Рим. Гораздо труднее была война с сабинянами, которые потеряли особенно много женщин. При помощи дочери начальника капитолийской крепости,Тарпеи, сабиняне завладели Капитолием. Борьба продолжалась очень долго.

      Сабиняне под начальством царя Тита Тация наконец одолели римлян и обратили их в бегство. Ромул взывал к богам и обещал построить храм Юпитеру Статору (Останавливателю), если он остановит бегущих.

         Бой длился долго, смерть пожинала богатый урожай, унеся множество жизней римских и сабинянских воинов. Такое огромное количество погибших привело в отчаяние жену Ромула Герсилию. Собрав сабинянских женщин, она обратилась к ним: «Дорогие подруги, нас объединяет общая судьба.

    Мы были похищены насильно, наши сердца сейчас наполняет не гнев, а любовь к нашим мужьям-римлянам. Нам следует действовать решительно. Мы видим ужасную картину. На одной стороне сражаются наши отцы и братья, на другой — наши мужья. Мы теряем то отца, то мужа, и нелегко решить, какая из потерь тяжелее и горше. Послушайте меня и идите за мной!»

    Женщины послушались. Они распустили волосы в знак траура, оделись в черные платья, прижали к груди младенцев и сбежали вниз с холма. С плачем и причитаниями вторглись они между враждующими шеренгами. Младенцы протягивали ручонки к своим дедам и отцам, держащие их на руках женщины падали на колени и просили мужчин прекратить кровопролитие.

           «Мы не хотим терять ни отцов, ни мужей! — кричали они в слезах.— Лучше обратите свой гнев против нас. Ведь это мы причина войны, из-за нас течет кровь и гибнут люди. Лучше погибнуть, чем жить вдовами!»


       Битва была остановлена. Ромул и Таций договорились между собой следующим образом: сабиняне переселяются в город Ромула, который теперь станет носить его имя — Рома (по-латински — Рим), но все его жители — римляне и сабиняне — будут теперь называться квиритами — по имени родного города Тация Куры. Оба царя должны править и командовать войском совместно.

        Таким образом женщины спасли Рим. В память об этом Ромул учредил праздник Матурналий и дал женщинам много почётных прав.

        Эта история, вероятно вымышленная, была призвана объяснить постепенное смешение кровей различных италийских племен, однако ее изложение у Ливия и в "Фастах" Овидия вызвало значительный отклик в Европе - можно упомянуть знаменитую скульптурную группу работы Джованни из Болоньи, картины Пуссена и Рубенса. Сцену вмешательства сабинских женщин изобразил также Жак Луи Давид.

ПРЕДЫСТОРИЯ КАРТИНЫ
      
          Революционное движение во  Франции захватывает и молодого Жака Луи Давида.Он был в гуще  событий.. С 1792 года он принимает весьма активное участие во всех освободительных движениях. 
       Его политическое настроение можно заметить в картинах, написанных в тот период. После термидорианского переворота Жак Луи вместе со всеми участниками был арестован и заключен в тюрьму. Вся семья очень сильно переживала за него. Но вскоре его оправдали, и он был отпущен на свободу.

      Именно в тюрьме появился замысел Сабинянок.Давид начал картину в 1795 году и писал её почти четыре года.
        Страстный поклонник античной скульптуры, Давид построил композицию картины в виде фриза: перекрывающиеся фигуры напоминают классические скульптурные рельефы, а героические позы мужчин противостоят эмоциональной реакции женщин. Солдаты в правой части картины несут эмблему Рима — капитолийскую волчицу, а женщины привели с собой детей, которые станут основой будущей республики.

        21 декабря 1799 года в одном из залов Лувра была выставлена эта картина ' и парижане увидели незнакомого, нового Давида - легкая серебристая тональность колорита, мастерски построенная на огромном полотне многоплановая композиция, мягкий ритм жестов и движений и, главное, широкая сложная гамма человеческих чувств и переживаний.

      Некогда похищенные у безоружных сабинян девушки, ставшие женами римлян, на поле боя пытаются остановить и примирить своих враждующих мужей и братьев. 'Слепая ярость, внезапно укрощенная сердечным порывом', - так выразил идею картины один из друзей Давида.
            Франция, и без того залитая кровью, стоит на пороге войны со всей Европой... и в это время Давид показывает полотно, отрицающее воинскую романтику, прославление героизма, противопоставляя им любовь матери к ребенку, сестры к брату, жены к мужу.

       Пресса и критика поднимают шумиху по поводу наготы отдельных фигур. Давид ссылался на традиции: «Среди художников, ваятелей и поэтов было обыкновение изображать богов, героев и вообще людей, которых они хотели прославить, обнаженными».

ОПИСАНИЕ

      Центральный женский персонаж картины  — сабинянка Герсилия, жена Ромула, ранее им похищенная. Герсилия встала между своим отцом (изображенным с мечом в левой части картины) Тацием и мужем Ромулом, который уже занёс копье, стремясь поразить врага.Она пытается их остановить.
 
     Внизу,под ногами воинов,мы видим другую женщину с ребёнком,которая дотрагивается до колена воина,на языке жестов, это означало просьбу.Слева -
воин на коне,который кладёт меч в ножны.Это переломный момент боя.
Всё зависит от решения этих двоих воинов на переднем плане.

        Сам Давид говорил: «…Произведения искусства достигают своей цели, не только радуя глаз, но и проникая в душу, оставляя в воображении глубокий след, как нечто реальное; лишь тогда черты героизма и гражданских добродетелей, показанные народу, потрясут его душу и заронят в нее страстное стремление к славе и к самопожертвованию ради блага Отечества»

           Русский критик А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова… по натуре же и в характере художественного дарования всегда оставался человеком революции». Творческие находки и принципы Давида стали манифестом целой эпохи.

         Жизнь Давида оказалась долгой, он умер в 1825 году, пережив поверженного императора Наполеона. По собственным подсчетам мастера, только прямых учеников у него было около пятисот, и трудно назвать художника, который так или иначе не испытал бы влияния Давида.
           Независимо от резко менявшегося отношения общества, к нему всегда тянулась молодежь и не только получала техническую выучку, но и приобщалась к высоким принципам художественного творчества, осознавала назначение художника - творца идей.

.http://maxpark.com/community/6782/content/2145252


Рецензии