Долгое возвращение 7

Кинороман (по мотивам повести В. Краснера "Ради тех, кого любишь")

               

                Часть VII "Братья"




Прошло более десяти лет. 1974 Год.
Целинный посёлок «Энтузиаст» изменил свой облик. Некогда пустынные улицы  оделись в зелёный наряд,  у домов разбиты цветники и палисадники.
           Поздний воскресный вечер. Семён  выходит за ограду своего дома. Закуривая, садится на скамейку у забора.  К нему подходит директор совхоза.

- Добрый вечер!  - приветствует он Семёна.
- Здравствуйте, Константин Петрович, - поднимается ему навстречу Семён.
- Сигаретой не угостишь? – спрашивает директор.
- Пожалуйста, - Семён протягивает ему пачку сигарет. - Откуда  это вы в такой час?
-  Из конторы,  готовил дела для передачи, -   отвечает,  закуривая,            директор.
- Какой такой передачи?! – не понимает Семён.
- Уезжаю я, - выпустив дым изо рта, отвечает директор.
- Вот те на! Куда?! - таращится на него Семён.
- Труба зовёт: «Слышишь, время гудит БАМ, на просторах  крутых БАМ!» 
- На БАМ что ли?! - ещё больше удивляется Семён.
- На БАМ.
- Чего вдруг? – вновь  спрашивает Семён
- Партия сказала «Надо!», ну, а я ответил: «Есть!». Таёжные просторы буду на этот раз осваивать! -  С бравадой отвечает директор.
- И давно вы приняли такое решение?
-   Две недели назад.
-    И молчали до сих пор?!
- Не хотел народ будоражить.  Надо было посевную закончить.
- Хоть бы мне словом обмолвились, -  с укоризной говорит Семён.
- Извини, Иван, никому, так никому, - разводит руками директор.
- Не обижайся, я молчал в интересах дела.  Тебе спасибо за твой труд, ты мне  во многом облегчил   работу на целине.
 Скажу честно,  порой я не понимал тебя, до сих пор вот в толк не возьму, почему ты,  после того, как тебя реабилитировали, как говориться, оправдали целиком и  полностью, отказался вернуть себе прежнее имя? Слава богу, хоть с  институтским дипломом  решил проблему, а то  до сих пор ходил бы в трактористах!
-Константин Петрович, мы ж с вами разговаривали тогда на эту тему, - сморщился, словно от боли, Семён.
- Разговаривали, но мне твои доводы насчет привычки к фамилии Гонтарь и  хлопотности дел по обмену документов, показались, мягко говоря, не убедительными.
-Значит, не поверили мне. Все это время думали, что я скрываю что-то от вас? Напрасно. Я про себя, Константин Петрович, рассказал вам больше, чем прокурору. По большому счету  мне ведь  всё равно, под какой фамилией жить. Я понял фамилия - это неглавное. Главным для меня стало то, что   я избавился от страха быть узнанным. Мне не надо больше  прятаться, скрываться  - это, во-первых.
 Во-вторых, верни я тогда фамилию Орлов, скольким людям пришлось бы объяснять « что, к чему, да почему?» А я не хочу больше возвращаться к зэковской теме. Она для меня закрыта раз и навсегда!    И потом, как бы я  объяснил дочери,   свой поступок, разве б она поняла тогда своим детским умишком мои объяснения? Прямо скажу, я и сегодня  не уверен,   что ей надо об этом рассказывать. В органах  знают, кто я есть такой  и  этого достаточно.
- Но ты  ведь уже убедился  -  тайное  всегда становится явным, когда-нибудь и она узнает.
- Наверное, узнает, но не сейчас. Поймите, Константин Петрович, я  не хочу, чтобы она начала свою жизнь с обиды на людей, за своего родителя. То, что произошло со мной - это мои дела, они её не должны касаться. У неё впереди большая светлая дорога. Пусть шагает по ней без оглядки на мое прошлое.
- Идеалист ты, Иван. Где ты у нас  видел дороги без ухабов и выбоин?! - вздыхает директор. - Кстати, как Татьяна учится? Поди, соскучилась? Домой не просится?
- Да нет, не жалуется. К сессии готовится.   Экзамены сдаст и на практику.
- Жаль мне будет, Иван,  расставаться с тобой, - говорит, поднимаясь, директор.
- Мне тоже, Константин Петрович.
- Слушай, а   давай, вместе рванём на комсомольско - молодежную, а? – с азартом спрашивает директор. -  Потом Танюшку туда подтянем. Медики на БАМе нужны!
- Стройка-то комсомольская, а мы с Катериной вышли из этого возраста, - ухмыляется Семён.
- А   что эта «зелень» может без нас?! Куда она без наставников?! – говорит директор.
- Заманчивое  предложение, но, Катерина, думаю, не захочет бросать дом,  сад.
К калитке, со стороны двора, подходит Катерина.
- А вот она и сама, спросите у неё, захочет она ехать или нет, -  предлагает Семён.
-  Здравствуйте, Константин Петрович, - здоровается Катерина. - Что ж ты, Вань, гостей у  калитки  встречаешь? Проходите, Константин Петрович,  - распахивает перед  директором калитку.
           - Некогда мне, Катерина, по  гостям  нынче ходить, вещи поковать надо. Уезжаю  на БАМ. Агитирую вот  мужа твоего  составить мне компанию, да вижу, что вы глубоко здесь корни пустили.
- Уезжаете на БАМ?! Но почему?! А как же без вас совхоз?! Что с ним станет? -   удивилась Катерина.
- Нынче модно кадры тасовать туда – сюда, - объясняет директор. – Говорят, благодаря кадровым перемещениям, у руководителей расширяется кругозор, шлифуется мастерство,  у молодых появляется  перспектива  роста, а у таких, как  мы, возобновляется вкус к жизни, с годами-то он притупляется. Ну, так что поедете со мной? – спрашивает Константин Петрович.
          -  Кать, а что, может быть, мы и вправду с Константином Петровичем поедем, а?  БАМ все-таки! Стройка века!   Танюшку потом туда вызовем, ей будет интересно быть в гуще событий.  Да  и мы еще не старики, для новой жизни! -   оптимистично говорит Семён.
           - Подумать надо, неожиданно как-то… - неуверенно произносит Катерина.
         - Подумай.  Мне, на БАМе  надежные люди нужны!


                - ХХХ-

Квартира Лены.
 Она сидит на кровати, принимает лекарства. Прикроватная тумбочка заставлена различными пузырьками и коробочками с медикаментами.
Лена потихоньку встаёт и начинает, не спеша, прибираться в комнате. Вытирает пыль, расставляет книги  на книжной полке.
На глаза ей, случайно, попадается альбом с семейными фотографиями. Она откладывает тряпку в сторону и, присев на стул, листает его.
Подолгу рассматривает фотографию своих мальчиков (такую же, когда-то унёс с собой Семён), а  вот - снимок сделанный, когда  Сергей был  ещё студентом, а это - Илья на трибуне, он выступает на каком-то митинге. Лена  переворачивает фотографию, читает на обороте: «Митинг по случаю отправки областного комсомольского отряда на строительство БАМа», и вновь фотография Сергея, но уже с его   свадьбы.

                - ХХХ -


В подъезде дома, под лестничной площадкой, Илья целуется с какой-то девушкой. Его обуревает страсть, он так и норовит залезть ей под юбку.

-  Ты, что спятил? -  легонько отталкивает она его.

Открывшееся  личико позволяет нам узнать в этой девушке невесту с фотографии, которую только что рассматривала Лена, то есть, молодую жену Сергея.

- Ага, -  мычит Илья и  вновь прижимает её к себе.
- Ну, перестань, зайдёт кто-нибудь, -  сопротивляется она.
- Не зайдёт. Мы быстренько. Ну, пожалуйста, Аля, - уговаривает девушку Илья.
- Прекрати, Илья, позора не оберёмся! Представь: кто-нибудь входит, а ты, второй секретарь горкома комсомола без подштанников стоишь, голым задом сверкаешь! – одергивая юбку, хихикает  Аля.
- Накаркаешь! -  приходит в себя Илья.
- Что, страшно стало? - Аля поправляет кофточку.
- Зачем же на скандал нарываться? -  пожимает плечами Илья.
- Струсил, струсил, -  говорит Аля.
- Не струсил, -  упирается Илья. -  Мне и впрямь сейчас скандалы ни к чему. Проштрафлюсь - не видать тогда: ни квартиры, ни поездки в Германию.
- Вот я и говорю, что струсил, -  не  унимается Аля.
- Ты больно смелая, как я на тебя посмотрю! -  огрызается Илья. -  Серёге-то, небось, боишься сказать правду?
- А вот сейчас пойду, и расскажу, -  порываясь уйти, дразнит  его Аля.
- Не дури, не время сейчас, -  останавливает её Илья.
- Не время? А когда же оно наступит это время? Неужели ты думаешь, что мне легко вот так: то с одним братом, то с другим? – говорит она с укором.
- Наберись терпения, я скоро квартиру получу, мать немного поправится...
- Откуда вы свалились на мою голову, маменькины сынки?! От обоих с утра до ночи только и слышу: «Мама, мама»!     А обо мне кто-нибудь из вас подумал?! -  выкрикивает сердито Аля.
- Тише, ты, люди услышат! -  волнуется Илья.
- Две минуты назад ты не боялся, что они увидят тебя, а сейчас рот мне закрываешь?! Всё, хватит с меня! Я пошла!
- Куда?!
- Мужу сознаваться в своей неверности.
 
Аля взбегает вверх по лестнице.

- Не смей! Стой! -  кричит ей Илья.

Она останавливается, хитро прищурившись, спрашивает:

- А что ты сделаешь, если я посмею? Убьешь?
- Не шути со мной так, Алька! Ты же знаешь, как я тебя люблю.
- Любишь? Что ж тогда замуж не зовёшь?  - спрашивает она с вызовом.
- Зову, Алечка, зову, но только не сейчас. Я умоляю тебя, ну потерпи ещё чуть-чуть, -  меняет тон разговора Илья.
- А где гарантия, что ты меня не бросишь? – торгуется Аля.
- Моего слова тебе мало? А хочешь, я возьму тебя с собой в загранку? -  находится, что  предложить ей Илья.
- Как это? - вскинула бровь Аля.
- Очень просто. Внесу тебя в льготный список Ты же комсомолка? Комсомолка. Значит,  как и другие, имеешь право на поездку.
- Фи, вы в загранку отправляете только передовую молодёжь! -  иронично ухмыляется Аля.
- А ты у нас, не передовая, что ли? -  улыбается Илья.
- Не-а, -  кокетничает Аля.
- Значит, будешь, делов-то! -   говорит Илья.
- Ты шутишь? – не верит ему Аля.
- Нисколько,  –  отвечает Илья.
- Правда-правда? – допытывается Аля.
- Честное пионерское! -  клянется он.
- Серёжка все равно не отпустит, скажет, денег нет, -  скисает вдруг Аля.
- Серёгу я возьму на себя, -  обещает Илья.
Аля бросается ему на шею.
- Илюшка, волшебник ты мой, - целует его.
Внизу раздается стук входной двери.
- Тсс, -  делает знак Илья. -  Кто-то идёт.

Спрятавшись за выступ, смотрят вниз на лестничную площадку.
В подъезд входит Сергей.
Илья и Аля приходят в замешательство.
Сергей останавливается у почтовых ящиков, вынимает  газеты. Просматривая на ходу прессу, поднимается по  ступенькам на этаж.
Парочка шепчется, договариваясь о том, как будут объяснять Сергею  своё присутствие здесь.
Сговариваются напугать его. Неожиданно выскакивают ему навстречу.

-  Фу ты, чёрт, напугали! Откуда вы взялись тут? -  удивляется Сергей.
- Оттуда откуда и ты, -  весело отвечает Илья.
- Я не видел вас на улице. Давно вы здесь? -  обнимает Алю.
- По сторонам, брат, смотреть надо, а не под ноги себе, -  полушутя говорит Илья.
- В нашей семье хватит и одного вперёдсмотрящего, -обменивается колкостями с братом Сергей.
- Романтики в тебе нет, Серёга, полёта, потому ты и имеешь, то, что имеешь, -  вздыхая, разводит руками Илья.
- Всё, что имею, то моё. Правда, дорогая? -  Сергей чмокает Алю в щёку.
- Ну, что вы опять спорите? - капризно поджимает она губы.
- Тебе показалось, любимая, - отвечает ей Сергей и нажимает на кнопку звонка.

Лена открывает дверь.

- Ребята, вы уже пришли?! Я не ждала вас так рано, – говорит она растеряно.
- Как ты себя чувствуешь, ма? -  спрашивает  её Сергей.
- Ничего, получше. Вы, простите меня, ребята, я не успела ужин сварить, - извиняется Лена.
- Не волнуйся, ма, -  успокаивает её Сергей. -  Аля тебе поможет.
- Начинается: не успеешь прийти, сразу на кухню, -  ворчит недовольно себе под нос Аля.
- Я тоже вам помогу, -  снимая напряжение, предлагает  свою помощь Сергей.
- Ты только посмотри, мам, какой у тебя примерный старший сын! - иронично замечает Илья.
- Вы у меня оба примерные, -  отвечает ему Лена.
- Нет примерный это он, а я у тебя предприимчивый. Глянь, что я  тут принёс.

Достает из сумки палку дорогой колбасы, несколько банок с дефицитными консервами, сыр, фрукты.

- Откуда такая роскошь?! -  всплескивает руками Лена.
- Из райкомовского буфета мам, оттуда. У нас сегодня завоз был, вот буфетчица  и подсуетилась.
- Сколько, интересно той  буфетчице лет? -  ревностно  вопрошает Аля.
- Почему тебя интересует её возраст? -  спрашивает Илья.
- Так, может, нам надо подарок к свадьбе готовить, а ты молчишь, -  отвечает Аля.
- У вас есть на что покупать? -  дерзит  ей Илья.
- Обижаешь, брат, -  Сергей выкладывает на стол  деньги. – Вот, гонорар получил за последнюю статью.
- Наконец-то. Поздравляю. Классная была статья, у нас,   о ней до сих пор говорят, -  произносит Илья.
- Ты нам зубы-то не заговаривай, колись, давай, что  там у тебя за буфетчица, правда, ма? -  подмигивает Лене Сергей.
- А ты что и впрямь решил  пожертвовать  мне свой гонорар?
- Мне для брата ничего не жалко, даже гонорара - отвечает Сергей.
- Надо же, - мотнул головой Илья. – К сожалению, вынужден вас огорчить, буфетчица старая, а…
- А колбаса тухлая, -  скривился Сергей,  нюхая колбасу.
- Не может быть! – Илья забирает у Сергея колбасу, принюхивается к  ней.

Сергей прыскает со смеху.

- У-у, змей!  Ладно, ладно я тебе ещё припомню!  - показывает ему кулак Илья.
- Интересно как? – сквозь смех спрашивает Сергей.
- А вот возьму и отправлю твою жёнушку в поездку по Германии и посмотрю, как ты будешь тут без неё крутиться!
- Ну и шуточки у вас, -  фыркает Аля.
- Хорошо, я согласен на ничью, -  говорит Сергей, протягивает Илье  руку.
- А я и не шучу вовсе, -  отвечает  тот.
- Вот как! Тогда, повтори ещё раз, пожалуйста,  и поподробнее, -  просит Сергей, садится на стул.
- Пожалуйста. Мы для поездки в Германию, формируем сейчас группу девчат со швейной фабрики, победительниц соцсоревнования. Одна из них  неожиданно заболела. Так вот, чтобы место не пропало, я предлагаю отправить Алю.
-   Почему Алю? Разве на фабрике других  девушек нет? -  Сергей смотрит        то на Алю, то на Илью.
-  А почему, собственно, я должен думать о других, когда у нас   есть своя, ничем не хуже их. Я что-то не пойму, ты не рад, что ли? Я зря светился? -  обижается Илья.
- Серёжа, это ведь так здорово, Аля побывает в Германии! -  восхищается Лена.
- Ма, но ведь это неправильно. Я считаю, что вместо заболевшей швеи надо отправить, другую представительницу  этого производства, а не Алю. Аля - студентка, а не швея.   Группа же формируется из тех, кто работает на «швейке». Я правильно понял?
- Не была швеёй и никогда ею не буду! – заявляет Аля. - Скажи лучше, что ты просто денег пожалел! - громко хлопнув дверью, Аля уходит в другую комнату.
- Серёжа, ты конечно прав, можно найти на такой большой фабрике ещё одну ударницу, но пойми: в жизни такой случай дважды не выпадает, -  осторожно подступается к сыну Лена. - Очень многие воспользовались бы этим, сынок, - тихо добавляет она.
- Мама, Сергею уже двадцать восемь лет! Чего  ты его уговариваешь! -  раздражёно говорит Илья.
- Помолчи, Илья!  -  останавливает  его Лена.
- Да сколько можно молчать! Мне надоели его дурацкие принципы! Нравится ему так жить,  пусть живёт! – кипятится Илья.
- Дурацкие, говоришь?! Помнится мне,  как в одной из передовиц  ты писал, что  комсомольцы, должны быть примером для несоюзной молодёжи во всём  и везде.
Я, братишка, давно стал замечать за тобой, что ты  частенько               с трибуны говоришь одно, а в жизни делаешь другое, – обличает брата Сергей.
-  Не ссорьтесь, мальчики, -  призывает сыновей Лена.
-  Мама, он, только что, обвинил меня в двуличии! За что? Что я такого сделал? -  Подумаешь, вместо одной комсомолки, причем больной, хочу отправить в Германию другого члена ВЛКСМ, -  не  хочет признавать своей вины Илья.
- И правда, -  хватается за это Лена. -  Алечка ведь тоже  комсомолка.

Сергей бросает укоризненный взгляд на мать. Она опускает голову.

               
                - ХХХ -

 Перрон железнодорожного вокзала.
Лена и Сергей провожают Алю с Ильёй.
Илья разговаривает с группой счастливых обладательниц бесплатных комсомольских путевок в Германию. Разговор похож  больше на инструктаж. Девушки возбуждены  предстоящей поездкой, они до сих пор не могут поверить в свою удачу.
Илья проводит перекличку. Девчата галдят как сороки, поэтому Илье приходится выкрикивать одни и те же фамилии по несколько раз. Он призывает девушек к порядку, некоторые из них откровенно кокетничают с ним. Илье нравится быть первым и единственным мужчиной в компании представительниц прекрасного пола.
Лена ревностно наблюдает за ним.

- Пустили козла в огород, -  ухмыляется  Сергей.
- Сколько девушек красивых! -  замечает Лена. -   Может среди них найдет себе кого-нибудь? Смотрите, какая  брюнетка стоит справа от него, -  обращает внимание сына и невестки Лена.
- У нее шея короткая и губы толстые, - говорит Аля.
- Да? А мне она глянулась, -  смущается Лена.
- Интересно, чем? -  бросает  раздражённо Аля. -  Вы посмотрите на её ноги, руки, а манеры, что это за манеры?!
- На швейке манерам не обучают, там пашут, не поднимая головы, -  вступается за девушку Сергей.
- Ты хочешь сказать, что твоему брату подойдёт такая, как эта? -  кивает Аля в сторону девушки.
- Я хочу сказать: оставьте девушку  в покое. Илья сам выберет ту, что ему надо и не торопите вы его с женитьбой!
- Да кто ж его торопит, пусть себе гуляет. Только уж очень хочется, что бы он поскорее нашел себе добрую и работящую девушку, -   говорит Лена.
- Работящая - это значит, чтоб  непременно была станочницей, укладчицей рельсов или строчила, как проклятая на машинке? -  язвит Аля.
- Не обязательно, -  отвечает миролюбиво Лена.
- Аль, а чем тебя не устраивают швеи? Я бы, например, только порадовался за брата. Если он возьмёт в жёны швею,  то у него никогда не будет проблем с пуговицами, вешалками  и петлями, -   подтрунивает Сергей над женой.
- Пожалуйста, без намёков! -  вспыхивает Аля. -   Подумаешь, забыла, один раз, пришить тебе пуговицу, так теперь целый год попрекать будешь!
- Не ссорьтесь, дети, -  просит Лена.
- А он не может не испортить настроение, даже в такой день!
Звучит объявление: «Начинается  посадка на поезд № 32, следующий до Москвы.»
-  Полякова, Алевтина, -  кричит Илья Але.
-  Беги, Алечка, опоздаешь, -  торопит её Лена.
Аля подхватывает чемодан, холодно чмокает Сергея в щеку и идёт к  группе.
Попрощаться с матерью и братом подходит  Илья.   
   -  Что опять поссорились? -   кивает он в сторону Али.
- Пустяки, -    отвечает Сергей.
- Ты не переживай, я присмотрю за ней. Ну, мам, пока. -  Илья целует мать в щеку.
- Смотри, сынок, поаккуратнее, там.

Илья   заходит в вагон.
Сергей  и Лена стоят на перроне, до тех пор, пока поезд не тронется. Аля и Илья, прощаясь с ними, машут им  в окно.

                - ХХХ -


Лена и Сергей возвращаются с вокзала домой. На лестничной площадке слышат, как в их квартире настойчиво звонит телефон. Сергей торопливо открывает дверь, берет трубку, разговаривает.

- Алло. Да я. Привет, привет, а я думаю: кто это так настойчиво звонит.  На вокзале был. Жену с братом провожал в Германию.   Да ну, нет. По комсомольской путевке. Почему сам не поехал?    А там «в джазе только девушки». Ну да, женская сборная, - смеётся Сергей. -   Брательник там за главного.
   Какое предложение? Разыгрываешь?!  Правда? Когда? Завтра в одиннадцать? Буду. Обязательное буду! Мне это интересно, я давно об этом мечтал.  Ты,  точно меня не разыгрываешь? Санёк, я твой должник, – кладет трубку.
- Кто звонил? -  спрашивает  его Лена
- Приятель. Мне, ма, хотят предложить работу на телевидении! – делится он радостной вестью с Леной.
- Да ну! -   произносит восхищенно Лена.
- Вот тебе и « да ну». Завтра, меня жду в 11-00   на собеседование. Неужели моя мечта сбудется? -   смотрит с надеждой на мать.
- Я рада, Сережа, что тебя наконец-то заметили, - отвечает она.
- А  если Санька врёт?  -  задаётся  вопросом Сергей.
- Вряд ли, сынок, такими вещами не шутят, - успокаивает его Лена и добавляет. -   А как Аля-то обрадуется, когда узнает!

Сергей пропускает мимо ушей реплику об Але.

- Как ты думаешь, что мне завтра  лучше надеть: рубашку с галстуком или «водолазку»? -   спрашивает он совета.
- Тебе к лицу голубая рубашка, надень её.
- Точно, -   соглашается с матерью Сергей, но тут же произносит разочарованно. -  А чёрт, на ней пуговицы нет!
- Давай я пришью, -  предлагает свои услуги Лена
- Пришей, пожалуйста, -  Сергей подаёт ей рубашку. -  Аля всегда раздражается, когда я прошу её сделать что-нибудь для меня, а ты нет. Почему?
- Потому что я твоя мать, - улыбнувшись, отвечает Лена.
- А она жена, - говорит Сергей.
- Возможно,  Аля сердится на тебя. Ты редко бываешь  дома.  Что кроме тебя больше некому в командировки ездить?
- Ма, я корреспондент, у меня работа такая - ездить по городам и весям, – с досадой произносит Сергей.
- На телевидение возьмут, тоже будешь мотыляться « по городам и весям»?
- Конечно.
- Смотри, сын,  так можно и семью потерять, – предупреждает Лена.
- Ты мне намекаешь на что-то?
- Бог с тобой! Я только боюсь, что Алечке скоро надоест такая семейная жизнь. Подай мне лекарства, пожалуйста, -  просит Лена.
- Опять болит?
- Ничего, пройдет. По правде говоря, меня  очень беспокоят  ваши отношения. Ты мало уделяешь ей внимания.
- А она мне? Пуговицу и ту  ни она, а ты мне пришиваешь! – оправдывается Сергей.

Подаёт Лене лекарства. Она принимает таблетки. Ложится.
             
         - Может «неотложку» вызвать? -   беспокоится Сергей.
- Не надо, сейчас отпустит, -   отвечает Лена.   - С путёвкой этой налетел на неё! Илья же хотел как лучше! – продолжает она.
- Ма, я  остался при своём мнении. Аля поехала в Германию незаконно, - отрезал Сергей.
- Ты  похож на своего  родного отца. Хочешь, чтобы всё было по справедливости и правде, а в жизни так не бывает. Нельзя быть таким прямолинейным, надо быть гибче, Серёжа. В жизни ведь не бывает одинаковых ситуаций, поэтому учись прощать людям их маленькие слабости. Пойми: одно неосторожное слово, сказанное или написанное тобой, даже если оно будет правдивым, может искалечить чью-то судьбу. Поэтому, я прошу тебя, не будь скор на расправу.
     Подай-ка мне ещё вон тех таблеток, - просит Лена.
- Может, вызовем всё-таки неотложку? -   настоятельно  предлагает Сергей.
- Да, пожалуй, -   соглашается Лена.
Сергей вызывает по телефону неотложку:
- Девушка, примите вызов. Полякова Елена. Полных 48 лет. Температуры нет. Боли в области   сердца. Девушка, боли сильные, таблетки ей не помогают! -  сердито кричит в трубку Сергей. -   Записывайте адрес: Линейная, дом пятнадцать, квартира  десять. Я встречу.

                - ХХХ -


Больничная палата.  Кроме Лены, в палате лежит ещё несколько женщин.
Сергей сидит рядом с кроватью матери.

-  Как ты, Сережа? Справляешься один? Где обедаешь? Варишь себе или так, всухомятку питаешься? -  тихо спрашивает Лена.
-   Ма, у меня всё нормально. Не переживай.
-   Когда ребята возвращаются?
- Завтра.
- Ты  пойдёшь их встречать?
- А как же, обязательно. Что тебе доктора говорят? -   переводит разговор Сергей.
-   Говорят надо следить за давлением и соблюдать режим, нельзя волноваться. Ты бы не приходил ко мне,  так часто, Сергей. Тебе надо вникать в новую работу, а ты со мной  время  проводишь.

  Делает знак, чтобы Сергей нагнулся к ней. Говорит ему шёпотом:

-  Женщины вчера спрашивали, мол, не твой ли это сын вчера    по телевизору выступал? Я говорю -  мой.
- А они что? -   улыбается Сергей.
- А они говорят красивый у тебя сын, умный и смелый, правду говорить не боится.
- Это не я смелый, ма, а те, кто выпустил мой репортаж в эфир.
Входит медсестра с капельницей.
-  Это, наверное, мне, -   вздыхает Лена
-  Да, вам, -   отвечает медсестра.
- Я пойду тогда, ма. Не буду мешать. Поправляйся.

Сергей целует мать в щеку. Выходит из палаты.
 Ищет лечащего врача. Заходит в ординаторскую.

- Здравствуйте, доктор. Я хотел бы с вами поговорить, -обращается он к мужчине почтенного возраста в белом халате.
- Здравствуйте, -  отвечает, не глядя, на него доктор. -   А-а, это вы! -   доктор поднимается из-за стола. -   Дайте-ка, я поближе посмотрю  на вас,  эдакого храбреца, -   подходит к Сергею, подаёт ему руку. -       Силен, нечего сказать, -   крепко сжимает его руку в своей. -        А я уж думал, что перевелись у нас люди, способные говорить правду. Кругом: лишь одни рапорты. Вы были у матушки?
- Да, -  отвечает Сергей.
- Присаживайтесь, - доктор показывает на стул.
- Доктор, я хочу знать, что всё-таки с ней? Может, какие-нибудь лекарства нужны или санаторно-курортное лечение?
- С лекарствами пока проблем нет. Если потребуются, я обязательно вам скажу, Сергей, как вас по батюшке?
- Вообще-то Васильевич, но можно просто, Сергей.
- Конечно, Сергей Васильевич, санаторно-курортное лечение, вашей матушке не  помешало бы. Мы  выпишем ей направление, но вы должны знать,  сердце её работает на  пределе. Любой эмоциональный всплеск, будь-то положительный или отрицательный, влияет на работу её сердца. Её категорически нельзя волноваться.
- Но это же нереально, - говорит Сергей.
- Согласен, нереально, но такова вот картина её болезни, - разводит руками доктор. - Простите меня, но я, в таких случаях, предпочитаю, чтобы родственники знали правду.
- Что же нам теперь делать? - растерянно  произносит Сергей.
- Мужайтесь, юноша, -   отвечает ему доктор.
    

                -ХХХ-


 Железнодорожный вокзал.
Сергей с букетом цветов встречает  поезд из Москвы.
Звучит объявление: « Вниманию встречающих! Поезд, прибывший из Москвы, прибывает на первый путь» Из вагона  выходит сначала Илья, за ним счастливые Аля и другие девушки из группы. Прощаясь на ходу,  друг с другом,  они спешат  к   своим родственникам и друзьям.
Илья и Аля подходят к Сергею.

- Ты один? А где мама? Она обещала нас встретить, -   вертит головой по сторонам  Илья.
- Мама в больнице, -   сдержанно отвечает Сергей и подаёт Але цветы.
- Спасибо, - отвечает она.
- Опять сердце? -   спрашивает Илья.
- Сердце, -   кивает Сергей. -   Как съездили? - спрашивает он.
- Здорово! – отвечает восхищенно Аля. - Если б  ты видел, как там люди живут! Спасибо Илье, а то б  так и не узнала, что есть другая жизнь.
- За мной машина должна прийти, вы постойте, я гляну, - говорит Илья и уходит, оставив Алю  с Сергеем наедине.
- Я соскучился по тебе, а ты? -   спрашивает,  обняв Алю, Сергей.
- Я тоже, - наклонив голову, без большого энтузиазма отвечает она.
 Взгляд выхватывает пришитую на рубашке пуговицу. -   Неужели сам пришил? -   спрашивает  она Сергея.
- Мама постаралась, -   отвечает он.
Появляется Илья.
- Аля, Сергей! Идите сюда! Машина ждёт! -   кричит он.


                - ХХХ -


Илья и Аля распаковывают сумки с подарками.
 
-  Это тебе, от братьев по соцлагерю, -   Илья подает Сергею
   авторучку с изображением белокурой красавицы в чёрном купальнике.
- Спасибо, -  отвечает Сергей, принимая  подарок. – Ишь, ты, какая красотка! – оценивая, крутит авторучку в руках. Неожиданно для него, картинка на  авторучке меняется: девушка, стоявшая только что в купальнике, вмиг остается без него. - Здорово придумали, черти! – удивляется чужой смекалке Сергей.
- У них всё там с выдумкой и со вкусом. Тебе бы тоже не помешало съездить в загранку. Я, например, после этой поездки стал совсем по-другому смотреть на то, как мы тут живем.
- Что плохо живем? -   спрашивает Сергей, - продолжая разглядывать фокус с авторучкой.
- По-другому, брат, по-другому, -   уклончиво отвечает Илья.
- Хорошо, поставлю вопрос иначе: ты бы хотел там жить?
- А, кто бы, не хотел! -   искренне вырывается у Ильи.
- Там есть всё, что только твоя душа ни пожелает! -   вступает в разговор Аля. -   Смотри, что я  себе купила. У нас  и по великому блату такого не достать!  - показывает кофточку. -   А это тебе подарок, -   подаёт Сергею галстук.

 Он любовно притягивает Алю к себе, целует и усаживает  к себе  на колени.
 Илью охватывает чувство ревности, он спешит уйти.

-  Пойду, умоюсь с дороги, - говорит он и выходит в ванную.
Сергей берёт Алю на руки, несет её в свою комнату.

- Я так соскучился по тебе, Алька.
- Не сейчас, Сергей. Илья дома, что он подумает про нас?
- То и подумает. Он взрослый мужик. Сам сейчас воспользуется нашим отсутствием и рванет к своей подружке, -   опускает Алю на кровать. -   Ты так вкусно пахнешь, -   целует её.

Аля с прохладцей отвечает на его поцелуй.

- Что с тобой? -  спрашивает  её Сергей.
- Я не могу так, -  отворачивается Аля.
- Как «так»?
- Ну, когда Илья дома.

Илья тем временем, выходит из ванной, нервно расхаживает по комнате. Включает телевизор. На экране идут местные новости с участием  Сергея.
Илья крепко удивлен.

- Глазам своим не верю! Серега, это ты? -  спрашивает он громко через дверь. -   Аля, ты только послушай! -   включает телевизор на полную громкость.
- А, чёрт! -  чертыхается Сергей.
 
Аля, воспользовавшись  моментом, соскальзывает с кровати. Идёт, поправляя на себе одежду, в комнату. Кричит оттуда:

- Сережа, иди скорее, тебя показывают, -   зовёт она Сергея.

Сергей выходит из комнаты.

-  Как ты туда попал? -   спрашивает,  кивая, на телевизор Илья.
- Да вот, попал.
- Сам или помог кто?

Сергей пожимает плечами.

- Позвонили, сказали: приходи. Ну, я и пришел.
- И давно ты там? -  спрашивает Илья.
- На следующий день, как вы уехали.
- Класс! За это надо выпить.
Достаёт бутылку шнапса.
                - Что это у тебя? – спрашивает Сергей.
- Шнапс себе и Первому купил. Может, ты ещё какую новость про запас держишь, а? - открывая бутылку, спрашивает, Илья.
- Держу.
- Так выкладывай, заодно и её обмоем.
- Илья,  доктор сказал, что мамины дни сочтены, -   тихо произносит  Сергей.

Илья опускается на стул.

                - ХХХ -


Вновь больница. В палате Лена, Илья и Аля.
 
- Алечка, тебя замучили, наверное, мои мальчики? -  спрашивает Лена.
- Один из твоих мальчиков, между прочим, её муж, -  весело  говорит Илья.
- Ничего, Елена Петровна, я  справляюсь.
- Знал бы, что ты в больницу угодишь, не поехал бы ни в какую Германию, -  корит себя Илья.
- Ну, что ты, Илюша, так  винишь себя. Ничего страшного не произошло, подумаешь, приболела немного, в первый раз что ли? Зато вы мир посмотрели. Мне не довелось, так хоть   вы поездите.
- Вот поправишься, и тебя куда-нибудь отправим, -   говорит Илья.
Вбегает запыхавшийся Сергей.
- Чуть не опоздал! Двери уже закрывали. Как самочувствие, ма? -   целует Лену в щеку. -   Доктора    не обижают?
- Что ты, сынок, они очень хорошо ко мне относятся, особенно после того, как узнали, что ты работаешь на телевидении..
- Вот, что значит средства массовой информации! Благодаря мощи и силе  телевидения Серёга стал у нас знаменитым, не то, что я. Автографы на улице  у тебя ещё не просят? -  с иронией спрашивает Илья.
- Скажешь тоже, - отмахивается Сергей.
- Ты давай, не скромничай,  сегодня это не в моде.  Бери всё, что само в руки плывёт. Смотришь, и мне что-нибудь от твоей славы перепадёт, -   улыбается Илья.
- Тебе и без меня немало отламывается. Ты уже сказал  маме, что ордер на квартиру получил? -   спрашивает Сергей.
- Не успел. Ты примчался и переключил всё внимание на себя. Скажи  ещё после этого, что ты не звезда телеэкрана! -   отшучивается Илья.
- Это, правда, Илюша? -   спрашивает Лена.
- Правда, мамуля. Скоро уйду я от вас на самостоятельные хлеба,  - со смехом  отвечает Илья.
- Я рада за тебя. Сколько комнат? – спрашивает Лена.
- По закону мне положена однокомнатная, но,  учитывая моё служебное положение,  дали двухкомнатную, - важничает Илья.
- Теперь ты можешь в своё гнёздышко и жену привести, - говорит Лена.
- Не время, мама! Страна ждёт от нас трудовых подвигов!
- Илья, встань повыше, а то тебя из-за трибуны не видать, -  Сергей подставляет брату стул.

Все прыскают со смеху и Сергей тоже.
Заходит медсестра.

- Товарищи, часы посещения больных уже закончились. Я прошу вас покинуть палату, -   говорит она.
- Идите ребята. Спасибо, что не забываете меня, -   благодарит детей Лена.

 Все поочередно прощаются с Леной.

- Сергей, а ты останься на минутку, мне надо с тобой поговорить, -    шепчет она на ухо сыну.
- Аля, подожди меня на улице. Я сейчас приду, - говорит он вслед Але.
Сергей остается в палате, остальные уходят.
Сергей подсаживается к Лене поближе.
- Я слушаю тебя, ма.
Помолчав немного, Лена говорит:
- Обещай, Сергей, что ты не будешь меня перебивать и выслушаешь до конца.
- Обещаю, - отвечает он.
- Мне недолго осталось жить. Я скоро умру, -   скорбно произносит Лена.
- С чего ты взяла?!
- Я скоро умру, и ты это прекрасно знаешь, - повторяет Лена.
- Что за разговоры, ма?!
- Не притворяйся, сынок, что ты этого не знаешь,  не надо, ты не умеешь врать. К тому же, у нас с тобой, мало времени и я должна успеть тебе многое сказать. Не перебивай меня.
- Хорошо, не буду.
- Ваш отец, Серёжа, родной отец, Орлов Семён, жив.
- Вот это новость! -  произносит Сергей.
- Он приходил в наш дом, когда все считали его умершим. Ты  в то время учились в  первом классе, а Илья ходил в садик.
- Где же он сейчас? И почему ты молчала всё это время?  - растеряно спрашивает Сергей.
- Я не знаю, Сережа, где он и что с ним, -    вздыхает Лена. -  А молчала потому, что он был, как я тогда поняла, в бегах.
- Он что был рецидивистом? -   спрашивает Сергей.
- Нет, и ещё раз нет! Он попал в тюрьму по недоразумению, -  сильно волнуется Лена. -  У меня долгое время хранились документы из Верховного суда о его невиновности.
- Ты можешь показать мне эти документы? -    с  интересом спрашивает Сергей.
- Нет. Он  унёс их с собой. С ним  в лагере произошла какая-то запутанная история. Он очень боялся, что его признает кто-нибудь из соседей, но  в нем было трудно признать прежнего Семёна, я  и то не сразу узнала его. Вместе с документами он унёс тогда и вашу с Ильёй фотографию.
- Ты говорила ему, что замужем, что мы носим другую фамилию?
- Что замужем говорила, а вот, что вы записаны на фамилию Полякова, так и не довелось сказать, -   говорит виноватым тоном Лена. -    Прости меня, сын, что скрывала так долго от вас правду.
- Что мне теперь делать с этой правдой, а, ма? – задумчиво произносит Сергей.
- Жизнь подскажет, Серёжа. Я подумала, что ты, как старший    в семье, должен знать это. Илье, пока про отца не рассказывай,  а потом видно будет. Пообещай мне, что если Семён когда-нибудь вновь найдёт вас, ты его не выгонишь, поговоришь с ним.  Я уверена: он ни в чём не виноват. Нет его вины и перед вами. Обещаешь? – со слезами на глазах, спрашивает Лена.
- Хорошо, ма, ты только не волнуйся, - отвечает Сергей,     сжимая в своей ладони, ладонь матери.

                - ХХХ -


На улице  Сергея встречает Илья.

- А где Аля? -   оглядывается по сторонам Сергей.
- Домой ушла.
- Домой? Одна? Случилось что?
- Ничего не случилось, просто я попросил её оставить нас  вдвоём. Разговор есть, -   отвечает Илья.
- Пошли, по дороге поговорим, -   соглашается Сергей.

 Молча идут по аллее. Каждый думает о своём: Сергей о том, что услышал от Лены, Илья - с чего начать разговор.

-  Так о чём ты хотел со мной поговорить? -   очнувшись от своих размышлений, спрашивает Сергей Илью.
-  Я хочу переехать сегодня к себе на новую квартиру, - отвечает тот.
- Моя помощь нужна? -  спрашивает Сергей.
- Нет, я уже собрал вещи, через час подойдет машина.
- Мог бы и не спешить, -   говорит Сергей.
- В том-то и дело, что не мог! Понимаешь, Сергей, я переезжаю туда не один, а с женщиной.
- Что ж мать не порадовал таким известием? Вот уж осчастливил бы! -   удивляется скрытности брата Сергей.
- Боюсь, что наоборот, -   прячет глаза Илья.
- Что-то я тебя не пойму. Почему? -   не понимает Сергей.
- Потому,  что со мной на новую квартиру переезжает Аля.
- Аля, -   повторяет Сергей, не уловив до конца смысла сказанных Ильёй слов. -   Постой, какая Аля?  Моя что ли? – вдруг доходит до него. Останавливается. – Не понял! С какой  такой стати моя жена станет переезжать с тобой?
- А с такой, что мы любим, друг друга, -   сознаётся Илья.
Сергей недоуменно смотрит на Илью.
- Повтори, что ты сказал?
- Мы с Алей любим, друг друга, - повторяет Илья.
- И давно вы это…ну… любите, друг друга, - пересохшими от волнения губами, спрашивает Сергей.
- Давно.
- Я не верю тебе! Ты врешь! Где она?! Я сам с ней поговорю! - Сергей порывается уйти на поиски Али.
- Постой, -   Илья хватает его за рукав. -   Она скажет тебе то же, что и я. Пожалей её.

Сергей в ярости хватает его за грудки.

-  Как ты мог?! Ты же мой брат?!
-  Прости, Сергей, это… как-то само собой получилось, -           мямлит Илья.
-  Что значит само собой?! Разве ты не знал, что она моя жена?! Ты предал меня! Предал! -    трясёт Илью изо всех сил. -   Вы обманывали меня! Ты спал с ней? -   Сергей впивается глазами в глаза брату.
- Сергей, мы же взрослые люди, -    Илья отводит глаза в сторону.
- Нет, ты  ответь мне, ты спал с ней? -   настаивает Сергей.
- Ну, спал, -   отвечает Илья.
- У-у-у, -   взвыл Сергей. -   Дурак! Как же я сразу не догадался, откуда такая забота о моей жене! Вы до поездки с ней снюхались, или уже там?
- До, -   коротко произносит Илья.
- Тебе что, мало было незамужних, что ты принялся охмурять жену брата?
- Мы любим, друг друга, -   бубнит Илья.
- Ну да, конечно, я чуть было не забыл об этом, -   язвит Сергей. - Вы так любите друг друга, что вам плевать на всех! На меня, на мать!
- А при чём здесь мама? Это наше с тобой дело! -   огрызается Илья.
- А притом, что если до неё дойдёт слух, о том, что брат у брата увёл жену, то я тебя собственными руками придушу  - снова хватает Илью за грудки, притягивает к себе. Глаза его злобно вспыхнули. -   Нет, я, тогда, пожалуй, расскажу о твоём блуде, или как   у вас говорят, о моральной неустойчивости секретаря  комсомола с экрана телевизора и тогда твоей карьере придёт конец!
- Ты не посмеешь! -    взвился Илья.
- Посмею, ещё, как посмею!  - зловеще произносит Сергей.
- Я же твой брат!
- Брата, вспомнил?! Так вот, знай: нет у меня больше брата, понял?! Нет!!

Сергей с силой отталкивает от себя Илью.
Пошатываясь, словно пьяный, идет по аллее домой.

               


Рецензии