Первомай в горах

1 мая 2013г.
  Мир, труд, май начался рано, рюкзаки с нетерпением ждали в коридоре своего часа, их периодически дергали несобранные туристы, они огрызались. Даже если что-то было забыто, то это в прошлом, потому, что автомобиль выехал на просторы наших дорог и повернул в сторону Башкирии.
  Башкирский сезон путешествий был открыт в 11:00 четырьмя объединившимися трудящимися, которые даже не ведали, что их ждало вместо первомайской демонстрации.
  На этот раз выбор пал на небезызвестные вершины Айгир.
  Даем справку для любознательных:
  Айгир - название ж-д станции между Белорецком и Инзером. Деревня Айгир на пересечении двух рек: Малого Инзера и Айгирки. Уникальность географического положения пос. Айгир состоит в том, что территория долины, в которой расположен поселок, необычайно мала. Ущелья как Малого Инзера, так и Айгирки очень узкие, для сельского хозяйства мало пригодные. Сплавщики хорошо знают это место по знаменитым Айгирским порогам.
  Рассказом о дороге, асфальтированной местами, утомлять не станем, скажем только, что всю дорогу лил дождь, что настраивало мысль о подъеме в горы на некоторую удручающую волну.
  Однако, перейдем непосредственно к душевным переживаниям красот. Как только за окнами стали проплывать величавые скалы Южного Урала у путешественников появился нездоровый блеск в глазах. Уют башкирских деревушек и грозность рельефа окутали нас со всех сторон. Конечной остановкой для нашего автомобиля стала Реветь — деревня в Белорецком районе Башкортостана, относится к Инзерскому сельсовету. Население на 1 января 2009 года составляло 163 человека.
В Реветь мы прибыли в 18:00. С трассы свернули в сторону небольшого количества домиков и по единственной в этой местности проезжей дороге двинулись на поиски стоянки авто. Оказалось совсем близко, улица уперлась в административное здание и мы выдвинули делегата. Через некоторое время появились оба: делегируемый и местный житель, последний оказался в странно непразднично-сонном состоянии. Когда делегат спросил его про станцию, есть ли она в поселке, житель сначала посмотрел подозрительно направо, затем налево в поисках объекта и неуверенно кивнул. Нас привело сие в неописуемый восторг, но вялость жителя все-таки настораживала и мы подумали, что информация исчерпывающая. Однако двое вскоре ушли в сторону виднеющегося забора с воротами и о, чудо, нам открыли ворота и наш авто въехал на стоянку.
  До «Кукушки» (поезд с одним вагоном для люда туристического) оставалось три часа, у нас было время перекусить и осмотреться, что и сделали. Пока жарился шашлык, гуляли, некоторые его ждали прямо на рельсах.
Перекусив довольно плотно и повеселев при этом, мы непринужденно накинули на плечи рюкзаки и осели под ними, первая степень веселости стала покидать наши тела. Но время поджимало и мы потрусили к станции.
  На полустанке кроме нас оказалась еще парочка таки же туристов, и по незначительным словесным перебрасываниям стало ясно, что они из Уфы. Мужчина доброжелательно, такая доброжелательность всех встречаемых туристов, как мы потом поняли, будет сопутствовать на протяжении всего путешествия, поинтересовался, куда путь держим. Узнав, что на Айгир и с подъемом на скалы, рассказал, где подниматься, где воду брать. Также рассказал о приюте в Айгире и о ночлеге, на который мы вскоре и напросились. Оказалось он там частый постоялец, привозит студентов с уфимского университета в летний лингвистический лагерь.
  За разговорами подлетела «Кукушка» и мы влетели в нее, если можно так сказать, имея такие привлекательные рюкзачки на плечах.
  Дальше была дорога, наполненная туристическими песнями под гитару, бравым нашептыванием веселого парня про похождения горного медведя. Рассказ посвящался девушке напротив, которая потягивала пиво и с умилением смотрела на своего рассказчика.
  Вот и полустанок.
  На Южном Урале крохотный полустаночек Айгир прилепился, словно прилег у железной дороги Уфа-Белорецк, по которой день и ночь идут груженые поезда. С одной стороны Айгира протекает река Малый Инзер, а с другой высятся грандиозные скалы.
  Со скалами и названием полустанка связана башкирская легенда. Повествует она о том, что во время гражданской войны, атаман казаков увидел прекрасного жеребца и решил его поймать. Казаки загнали жеребца на край высокой скалы. Но тот не дался и прыгнул в низ. С тех пор скала та называется Айгир, что с башкирского переводится как жеребец. Вот такая цветистая легенда.
Мы также легко выпали из вагона со своими рюкзаками и стали ждать нашего проводника до приюта.
  Проводник не заставил себя долго ждать и передал нас из рук в руки хозяину приюта, тот молча осмотрел нас, осведомился о количестве и повел в сторону приюта.
  Это двухэтажный домик в живописном месте. Нас поселили на втором этаже в комнате с экзотическим названием «Red room».
  Мы исследовали уголки этого дома, и нашли чудесный балкончик с выходом к шумящей горной речке.
Постепенно вечер начинал сгущаться, в тишине слышался только шум реки, да неторопливые разговоры за стенкой, первый день путешествия подходил к концу, мы ужинали и думали о завтрашнем подъеме.

2 мая 2013г.

  Подъем был не быстрым. Накануне мы узнали, что утренний заезд туристов состоится только в 14:00, что дало нам возможность расслабиться и поспать на рассвете. Мы еще какое-то время копошились, складывались, завтракали, перебрасывались фразами, прощались с местным котом и, наконец, вышли.
День выдался солнечный, яркий, природа раскрывала перед нами свои объятия. Интересно раскроют ли объятия перед нами сами горы. Чуть-чуть поддавшись вперед под тяжестью рюкзаков, мы неторопливо вышагивали мимо станции, т.е. подъем оказался на обратном пути к дому и мы решили на следующий день не возвращаться на станцию, а неспешно спустившись вниз оправиться в обратный путь пешком. Но до этого еще далеко, нас ждал подъем.
  Шли, фотографировались, снимали на камеру все: цветочки, горы, сплавщиков, их стоянки по всему берегу и ждали вот-вот появится по левой стороне обелиск погибшему туристу, а там должна быть надпись «скалы» -это и есть место подъема. Не сразу появился обещанный обелиск, пришлось еще попотеть, но вот и он появился, у встречного туриста спросили где подъем, так как надписи не нашли, он сказал, что дальше и мы пошли. Но вскоре обнаружилось, опять же с помощью встречных туристов, что шагаем мы не туда. Развернулись и, кряхтя назад к обелиску, оказывается, мимо него и надо было подниматься.
  Итак, подъем!
  Первые шаги совсем не сложны, дыхание еще ровное, силы при себе. Но постепенно, не знаю как другие, но у меня стали силы куда-то уходить, причем значительно быстрее, чем осуществлялся подъем. Так и норовила приткнуть рюкзак при очередной остановке к какому-нибудь камню, обнять дерево. Однако, наш «фоторепортер» совсем не терял сил, оббегал нас со всех сторон и фотал, фотал. Может у него была батарейка, а мы не знали.
Через некоторое время, где-то через час, силы стали покидать уже не только меня, но именно в этот момент и начались эти валуны, каменная река, так называемые куру;мы (древне-тюркское gorum — «каменистые россыпи», «нагромождения острых камней», «обломки скал») — термин, которым оперируют физическая география, геология и геоморфология.
   Но как оказалось и это не самое страшное, тяжелый подъем начался, когда сил уже не было, вот на этом участке. С левой стороны родник и очень круто, хотя попить все же удалось. По центру острые валуны, а справа корни деревьев, переплетающие камни. Встал выбор, где лезть.
Однако и этот путь был взят, мы наверху.
   Смею заметить, что для такой трассы и для туристов с минимальным начальным опытом, - этот результат не так уж плох. Перед последним рывком сделали остановку, посидели, полежали на траве, полюбовались скалолазами, которые брали гору с помощью специального навесного оборудования, картина завораживающая.
 Пока отдыхали, познакомились с еще одним неспокойным туристом, он решил показать нам дорогу на стоянку. Но так как он был налегке, а мы нет, разговаривать с ним приходилось издалека и пыхтя на ходу. Каждый раз, когда надо было ответить любознательным туристам, он оборачивался, останавливался и, весело оглядев нас, рассказывал что-нибудь про эти места. Пока он рассказывал, мы медленно подтягивались. Проводник вывел нас на верхнее плато, где вид на окрестности оказался не такой масштабный, как хотелось. Много деревьев, зарослей, бурелома и это все скрывало то, за чем мы сюда лезли. В очередной раз делегировали группу на нижнее плато посмотреть вид там, а сами остались с рюкзаками. Разглядывать красоты с рюкзаками больше никого не грело. Через некоторое время снизу голоса призвали к вниманию, оказалось там место, что надо и мы решили спустить рюкзаки на веревке вниз по скале, чтобы облегчить тело.
  Все прошло успешно, и мы налегке отправились на нижнее плато на стоянку.Попутно без устали любовались: горы, яркая зелень и белый снег.
  Наконец, нагулявшись, добрались до места и начали обустраиваться.
  Первым делом надо было отметить подъем, бодрость наших тел и светлость разума, заодно перекусить и чем больше, тем легче будет завтра спускаться. Данная мысль на все оставшееся время стало нашим девизом: «каждый съеденный грамм будет только одобряться».
  Когда жизнь этих трех дней сосредоточенна в рюкзаке начинаешь к нему относится, как к другу, мы трепетно их разгружали, разглядывая, что давило под ребро, какая банка тушенки оказалась критическим весом, от каких носков давило плечи. После технического осмотра и нескольких критических замечаний стали готовить ночлег.
  Хочется особенно отметить один перекус борщом, который был приготовлен моим родным туристом еще дома. Все ингредиенты были превращены в сублимированные продукты, сложены в термос, отнесены на высоту 715 м над уровнем моря, выложены в кастрюльку и подогреты на горелке. Запах домашнего борща согрел наши скитальческие души и вызвал неописуемый восторг.
Перед сном прогулка по окрестностям, подкарауливание и фотографирование заката: незабываемое зрелище в горах, скажу я вам.
  Вечерние бдения у костра, воспоминания, последние прогулки перед сном и спать. Правда, когда стали укладываться пошел мелкий дождик и чтобы не промокли наши сотоварищи, стали натягивать тент над их "однослойкой". Вскоре дождь, обратив внимание на тент, затих и все уснули, второй день путешествия закончился.

3 мая 2013г.

  Рассвет обнял наши заледеневшие, слегка, палатки своим предрассветным теплом: «привет, новый день…». Мужество не покинуло большую часть нашего коллектива, и они отправились встречать рассвет в горах. Я не смогла вынести из палатки свое мужественное тело, оно осталось в спальнике, грелось и нежилось до прихода чая с лимоном.
  Утренний завтрак, бодрящий кофе, доброе слово сделали свое дело, подъем состоялся даже в самых отсталых районах наших палаток.
Медленно, не торопясь стали собираться и готовиться к спуску. Покидать такую красоту не хотелось, но во первых, необходимо было домой, а во вторых, продуктовый запас был рассчитан на три дня. И еще, так как решили до парковки идти пешком, необходимо было рассчитать время на все. Все время думалось о спуске, как выяснилось, некоторым даже ночью о нем думалось. Собрались, попрощались и пошли. Рюкзачки повеселели и мы вместе с ними.
  Главное было пройти первый трудный участок пути, мимо родника и потом по валунам.
Лезем весело, но осторожно.
  Еще немного, пару часов и мы будем внизу, а пока опять курумы, дрожащие ноги на спуске и юмор, как же без него.
Ну что, писать о спуске легче, чем идти, но мы внизу, виват рукам и ногам!
От спуска по шпалам в обратную сторону от порогов Айгира до Реветь часа три ходу - и мы у цели. В этом году подъем воды большой - и Малый Инзер в это время просто красавец, особенно на участке порога Айгирь. Мощь, напор, шум, валы - неописуемо.
  То и дело встречаем сплавщиков, то на водном просторе, то на рельсах. Пристраиваюсь рядом, иду, фотаюсь.
 Встречаем туристов, все здороваются, спрашивают, куда и откуда, как на бульваре в старые времена, расходимся, они в горы, мы домой.
Прощальные фотографии запоминающихся мест и опять в путь.
  На половине пути делаем привал, делим последние бутерброды и остатки живительной влаги - чай с лимоном, мы ему сейчас рады как никогда. Облокачиваюсь на рюкзак, закрываю глаза и улетаю моментально в теплый сон. И только я начала наслаждаться сном, как трубный рев вожака возвестил об окончании стоянки. С трудом натягиваю кроссовки и мы трогаемся дальше. Позади половина пути, но вряд ли сил в остатке половина.
Перед нами река Катаскин, приток М.Инзера, еще немного осталось, но я уже повисла на перилах моста.
  За каждым поворотом мерещатся синие крыши поселка, но мы твердо верим, что дойдем. Там вода, там сухая одежда, там колеса, которые домчат до дома.
Мы шли-шли и все - пришли!!! Спасибо Башкирия!
И уже сидя дома за компьютером, я понимаю, что полезу опять.


Рецензии