Спасение через чадородие

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:11-15).

Хочу привести два возможных толкования этого библейского текста. На мой взгляд, эти объяснения вписываются в контекст и не противоречат учению о спасении по благодати. Допускаю, что эти два объяснения друг друга дополняют.

Первое объяснение: спасение от желания учить в церкви

Выше (а также в 1Кор.14:34) Павел накладывает на женщин определенные ограничения, не позволяя им учить в церкви. Активные, инициативные, полные идей и речей ефесские женщины могли воспринять это как угнетение.
Вот от этого «угнетения» Павел и указывает спасение в последнем стихе главы: «Вам хочется учить? Вступайте в брак, рожайте детей и учите их. Тут ваша (заложенная в вас Богом) потребность учить и реализуется в установленных Богом пределах».

Второе объяснение: спасение от лжеучения, запрещающего вступать в брак

Как часто бывает в посланиях Павла, его указания направлены против тех или иных перекосов в понимании учения и в практике жизни. В частности, в этом послании Павел противостоит лжеучителям, «запрещающим вступать в брак» (4:3). Уклоняющиеся от брака женщины были болтливы и говорили много лишнего: «притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (5:13). Павел писал о том, чтобы они по возможности «вступали в брак, рождали детей» (5:14). Возможно, лжеучители старались сближаться с такими христианками, ища от них материальной выгоды (2:9; 6:5). Может быть, с этим как-то связаны увещания Павла в отношении богатых (6:9,17).
В написанной во II веке апокрифической Книге Деяний рассказывается об учении, запрещающем употреблять мясо, вино и иметь интимную близость. В книге говорится о постоянном христианском вдовстве, которое давало женщине независимость от семейной жизни. Рэймонд Браун во 2-м томе своего «Введения в Новый Завет» сообщает, что к вдовам в такой литературе могли относиться и женщины, которых оставили мужья или которые не были замужем. Дэвис [S.L.Davies, The Revolt of the Widows. The Social World of the Apocryphal Acts (Carbondale, IL: Southern Illinois Univ., 1980)] утверждает, что апокрифические Деяния Иоанна, Петра, Павла, Андрея, Фомы и Ксантиппы были написаны христианками, давшими обет безбрачия, для других христианок.
Возможно, критика «негодных бабьих басней» в 1 Тим 4:7 была направлена против такой традиции. Ходя из дома в дом (5:13), эти женщины могли распространять ложные представления. Упоминая о Еве в конце 2-й главы, Павел опирается на авторитет Божьего установления о браке. Христианки, передающие друг дружке учение о безбрачии и учащие этому в церкви и по домам, уподобляются прельщенной Еве.
Другими словами, христианка, которая будет по совету Павла вступать в брак и рожать детей, спасется от лжеучения, навязывающего псевдодуховное безбрачие, и сохранит себя от связанных с этим лжеучением опасностей. 

05.04.2015


Рецензии