О философии интегральной медицины

Когда-то давно «отец медицины» Гиппократ сказал, что надобно привносить философию в медицину и медицину в философию [1]. Актуальность этого утверждения в настоящее время существующего кризиса человеческой цивилизации во всех сферах её существования становится ещё более злободневной, нежели раньше.
Если понимать под «философией», в первую очередь, мировоззрение (то, как представляется человеком мир, его объекты, явления) и понимать, что именно оно определяет то, что он будет делать для того, чтобы более качественно и адекватно жить в этом мире (а именно это называется «методологией»), то можно вполне признать абсолютную верность этого утверждения Гиппократа.
Весь философский базис современной медицины определяется так называемой ньютоно-картезианской парадигмой, составляющей основания классической науки [2]. Это подход, в котором единый мир расчленяется на мелкие части, удобные для исследования. Мир в рамках данного миропонимания представляется совокупностью отдельных объектов, находящихся в некоем пустом пространстве. Принципы их взаимодействия определяются простыми законами механики. Поэтому нередко этот подход именуется механистическим.
Однако к настоящему времени фундаментальная наука уже дважды пересмотрела своё видение мира, ушла от этих позиций механицизма. Этап неклассической науки начался с появлением теории относительности, квантовой механики и неевклидовых геометрий [2]. Неклассический взгляд на мир стал признавать возможность альтернативных описаний мира, относительность любого варианта миропонимания. Это произошло в начале ХХ века.
А в конце того же ХХ столетия и эти позиции были пересмотрены. Нынешняя постнеклассическая научная картина мира говорит о самоорганизации материи, признавая, по сути, тот факт, что мир – это живое, самоорганизующееся образование, Живой Единый Организм [2].
Получается, что, базируясь на старом, механистическим, мировоззрении классического периода развития науки, медицина по-прежнему рассматривает организм человека без учёта целостности его структуры и включения его в иерархии мира более высоких уровней. Например, до сих пор часто считается, что микроорганизм является причиной какого-либо заболевания, а психологические причины, которые и порождают возможность ослабления иммунитета организма и развитие инфекционного процесса, никогда не рассматриваются в существующей системе практического здравоохранения. Мы продолжаем смотреть на целостный организм и его связь со средой обитания сквозь призму, исключающую большинство аспектов, выделяя лишь один какой-то узкий сектор реальности. Скажем, окулист видит в человеке лишь его глаз и небольшую часть мозга, а также связующие их нервы. И это же можно отнести к любой узкой медицинской специальности.
Впрочем, это же верно и в отношении всего мировоззрения, укоренившегося в умах большинства специалистов, а также и в самой системе преподавания медицинских дисциплин. Целое в этих сферах дробится на части, что оправдано для целей методологических. Но подобное дробление целого на части должно происходить с пониманием всеобщих взаимосвязей этих частей в рамках целого. А именно это, к сожалению, и выпадает из поля зрения как практических врачей, так и учёных-исследователей.
Неклассический этап, как уже говорилось, подразумевает понимание относительности любого знания, некую толерантность к иным видам знания, которые сосуществуют рядом с классическим. В современных условиях развития медицины это проявляется в появлении и широком уже распространении нетрадиционных видов медицинского знания. Уже никто не отрицает иглоукалывания как метода терапии, признаётся психосоматика как научная дисциплина, развивается гомеопатия, тибетская и индийская медицинские системы, магия и шаманизм.
То есть, современная медицина уже начала свой переход в фазу неклассики. Но нельзя останавливаться на этом. Следующим этапом должен быть переход на позиции постнеклассики. А это означает принятие идеи целостности Мира, его голографичности. То есть, признания того факта, что Мир состоит из мириад миров, каждый из которых является вполне самостоятельным миром, но включается в более высокие иерархии на правах отдельного элемента, части их [3,4]. В то же время, и сам этот элемент, часть состоит из многих таких же уровней отдельных живых элементов. В мистических духовных традициях это определялось формулой: «Что вверху, то и внизу» или «Микрокосм есть отражение макрокосма». Признание этого момента позволяет признать и универсальное описание процессов мироздания, которое предложили китайские (даосские) мудрецы в древнейшие времена. Они смогли в универсальных терминах ЯН и ИНЬ, динамика которых происходит в рамках ограниченного пространства структуры ТАЙЦЗИ, описать динамику процессов, происходящих в любой системе на любом уровне единого мироздания [5,6]. То есть, независимо от того, рассматриваем ли мы жизнедеятельность клетки, органа, организма или социума, мы можем утверждать, что этот процесс включает в себя два противоположно направленных, но в то же время взаимосвязанных процесса. В наиболее общей версии это ЯН и ИНЬ. Более частные варианты ЯН и ИНЬ – это вдох и выдох, расширение и сжатие, напряжение и расслабление, активность и покой, устремление к жизни и устремление к смерти. Увеличение одного аспекта единого процесса жизнедеятельности сопровождается одновременным уменьшением, ослаблением другого аспекта на уровнего внешнего наблюдения. Однако на внутреннем уровне при этом происходит накопление потенциальной энергии, которая способна активизировать этот процесс при достижении первым своего апогея. То есть, достижение одним из них своего предела означает начало перехода его в свою противоположность. Предел напряжения означает начало перехода к расслаблению, предел вдоха – начало выдоха и т.д. При этом нарушение равновесия между этими двумя фазами единого процесса жизнедеятельности и означает появление патологии, дисфункции. И чтобы самосохраниться, организм приложит все усилия, чтобы восстановить нарушенное равновесие.
Иными словами, болезнь есть проявление нарушения равновесия между этими двумя частями единого процесса [5]. Следовательно, необходимо восстановить это нарушенное равновесие. Чем и должна заниматься и клиническая, и превентивная медицина.
Кроме того, сама болезнь, с этих позиций, является способом восстановления нарушенного равновесия. То есть, болезнь является проявлением самовосстановительной, целительной работы организма [5,7,8]. И соответственно, подавляя симптоматику развивающегося заболевания, а именно это является основной стратегией нынешней медицины, мы мешаем организму самовосстановиться! И болезнь превращается вследствие этого в хроническую патологию! Разве не является подтверждением этих выводов, например, то, что до появления сильнодействующих бронхолитиков не было астматических статусов, да и вообще – смертности от бронхиальной астмы?! Ранее, до появления антибиотиков, если хватало ресурсов организма, человек выживал после острых заболеваний и никогда более этими заболеваниями не страдал. То есть происходило полное излечение. Использование же антибиотиков привело к появлению множества хронических заболеваний, которые практически неизлечимы. И сейчас мы можем утверждать, что это есть следствие понимания патологии как процесса, чуждого организму и требующего активной борьбы вместо естественной поддержки целительных сил организма.
Иными словами, всё упирается в правильное чередование процессов ЯН и ИНЬ на всех уровнях существования единого мира, а тактика всегда будет заключаться в том, чтобы восстановить правильную динамику этих процессов. И понимание этих основных принципов и приложение их к различным общим и частным вопросам медицины оказывается перспективным моментом, позволяющим вносить определённость в понимание процессов жизнедеятельности любого организма и любого уровня единого мира.
Понимание этих философских аспектов, лежащих в основании медицины как науки, которые определяют все последующие дифференциации конкретного знания каждой отдельной дисциплины в медицине, всё более настоятельно требует расширения картины мира за пределы механистического, умерщвлённого, расчленённого видения мира. Минуя этап классического и неклассического миропонимания, медицина должна выйти из нынешнего кризиса обновлённой, одухотворённой, признающей вездесущность Жизни и Единство, определяемое Духом – тем фактором мироздания, которое доселе всегда отрицалось материалистической наукой. И именно признание духовного основания мироздания и возвращение на новом уровне развития современной цивилизации к древним духовно-ориентированным знаниям медицины и духовных традиций является главным приобретением и основным перспективным инструментом для полноценной интеграции всего накопленного знания о человеке и мире в рамках новой дисциплины интегральной медицины. Данная дисциплина предполагает также аутентичность всех существующих систем медицинского знания, в том числе и знаний шаманизма, магии, средневековых вариантов медицины и различных неординарных медицинских теорий и подходов. В этом свете можно утверждать, что все указанные варианты знания являются составными элементами единого знания, часто представляя собой вариант менее дифференцированного знания, которое развиваясь далее породило знания современной медицины. Этот момент позволяет признать возможность и даже целесообразность подключения возможностей малодифференцированного подхода (как бы взгляда сверху), чтобы, уходя от взгляда на мир как бы через окуляр микроскопа (а именно это и даёт механистический, ньютоно-картезианский подход), увидеть многие важные моменты этиопатогенеза и возможностей профилактики и терапии существующих заболеваний современного человечества. И если изобразить всё совокупное знание интегральной медицины в виде Дерева, Корень которого включает варианты духовно-ориентированного знания (в том числе и медицины), Ствол – знания энергетической медицины (или медицины уровня малодифференцированного знания), а Крона представляет знания высокодиффереенцированного уровня, каковым являются современные узкоспециализированные медицинские науки, то станут понятны их взаимоотношения и возможные пути их использования в современной научной и практической работе специалистов-медиков.
Именно понимание этих философских моментов позволяет врачу хорошо ориентироваться в многообразии существующих знаний и выбирать свой, наиболее эффективный и перспективный способ врачевания. И именно поэтому говорил Гиппократ о необходимости внесения философии в медицину, и а медицины – в философию.
Литература:
1. БМЭ. [В 30-и т. АМН СССР]. Гл. ред. Б.В.Петровский. - 1980, т.14. БМЭ, 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия. Т.14., 1980, - 544 с. - С.54.
2. Философия науки / под ред. С.А.Лебедева. Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. – 731с.
3. Талбот М. Голографическая Вселенная / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «София», 2004. – 368 с.
4. Гроф С. За пределами мозга. Пер. с англ., 2-е изд. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993. – 504 с.
5. Ян Цзюньмин. Корни китайского цигун. Секреты успешной практики / пер. с англ. под ред. И. Старых, - М.: ООО Изд. дом «София», 2004. – 336 с.
6. Торчинов Е. Даосизм: опыт историко-религиоведческого описания. - СПб.: «Андреев и сыновья», 1993. – 310 с.

7.Захаров Ю.А. Золотые рецепты китайской медицины. - М.: ООО «Прессверк», 2001. – 448 с.
8. Мартынов Б.В. Аюрведа: мировоззрение и  применение. - М.: Алетейа, 2000. – 384 с.


Рецензии