О механизмах развития болезней цивилизации с позиц

О МЕХАНИЗМАХ РАЗВИТИЯ БОЛЕЗНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ С ПОЗИЦИЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
В рамках целостного мировоззрения интегральной медицины, вбирающей в себя совокупное знание человечества о мире и о человеке, становятся более понятными многие причинные и патогенетические моменты, связанные с появлением и  развитием патологии современного человечества.
Итак, мир – это единое целое, живой самоорганизующийся Организм [1,2,3]. Он состоит из мириад вполне автономных миров, каждый из которых включается в более высокие  иерархические уровни, и, в то же время, сам состоит из множества уровней   таких же самостоятельных живых единиц. Каждый такой элемент, организм, является голографическим отражением всей Вселенной. И чтобы полноценно существовать, каждый такой элемент, организм, должен открываться и закрываться по отношению к вышестоящим иерархическим уровням. Кроме того, он должен существовать таким образом, чтобы его личная самореализация привносила нечто полезное в вышестоящую структуру. Иначе, если, скажем, какой-либо отдельный организм начнёт вопреки интересам мира вокруг всё забирать на себя, в ущерб окружению, то вышестоящая целостность, Организм должен будет избавиться от него как от реальной угрозы для собственного существования. Так, например, организм избавляется от атипичных клеток, токсинов и т.п. Иными словами, каждый элемент мира должен иметь, говоря современными терминами, экологическое сознание и вести соответствующий образ жизни. В противном случае, Мир избавится от него как от реальной угрозы своему существованию.
Такое понимание организации Мира соответствует современному постнеклассическому мировоззрению, которое пока не стало доминирующим [1]. И потому современная человеческая цивилизация переживает кризис, выходом из которого будет либо расширение границ сознания человечества за пределы ограниченного материалистического видения и принятие духовных аспектов бытия, либо гибель человечества.
С этих позиций, человек современный нарушил принципы существования иерархической Вселенной. Каждый человек, не имея адекватного представления о мире, базируясь на мировоззрении изолированности от мира, испытывает страх перед ним. Страх перед жизнью. И пытаясь убежать от того, что его пугает, - от жизни, он устремляется к смерти. Но его ум не может этого признать. И потому он, продолжает убегать от жизни, но не признаётся себе, что бежит к смерти. И возникающее вследствие этого устремление к смерти он вытесняет в бессознательную сферу. Как бы задувает эту энергию в детский шарик и удерживает горлышко шара своими пальцами. Чтобы удержать подавленное устремление к смерти, ему приходится всё время контролировать свою поперечно-полосатую мускулатуру, поскольку удержать энергию устремления к смерти внутри можно, лишь напрягая мышцы тела. Энергия устремления к смерти – это энергия стресса, которая выделяется в момент опасности и предполагает активную, на пределе сил физическую работу. «Драться или убегать» - так определял это Ганс Селье. Но современный человек, имея множество стрессов, а значит и накапливая энергию устремления к смерти, не реализует её в активном движении, а подавляет её. И само это подавление требует колоссальных затрат энергии. Это аналогично тому, как если бы человек удерживал на своих плечах мешок с песком, и при этом ещё был бы вынужден совершать какую-либо дополнительную работу. Энергия стресса – это глюкоза, которая в большом количестве выделяется при стрессе. Однако в условиях хронизации стресса, связанного с накоплением устремления к смерти, организм вынужден переходить с глюкозного способа энергообеспечения, предназначенного для краткосрочной интенсивной работы, на жировой способ [4]. Именно поэтому растёт количество холестерина, и он, как правило, в первую очередь, является эндогенным, и лишь потом – алиментарным.
Как было сказано, умственное напряжение, связанное с неприятием реальности и попыткой контролировать устремление к смерти в подавленном состоянии за счёт напряжения скелетных мышц приводит к сдавлению капиллярного русла и даже более крупных сосудов. К этому добавляется также спазм и самой сосудистой стенки, также связанный с психическим напряжением. Это приводит к увеличению периферического сопротивлению кровотоку. Чтобы обеспечить полноценное питание мозга и жизненно важных органов, организм вынужден усилить силу сердечных сокращений и их частоту, что, в свою очередь, повышает артериальное давление. То есть, повышение давления в артериальной системе является компенсаторным механизмом. К этому добавляется накопление уровня сахара в крови, перегрузка в системе инсулярного аппарата поджелудочной железы. В конечном итоге, всё это приводит к срыву компенсации и развитию сахарного диабета, атеросклероза, стойкой гипертонии и последующих их осложнений. Обычная тактика в современной медицине сводится к насильственному снижению артериального давления, уровня сахара в крови, частоты сердечных сокращений. Все эти факторы сами по себе могут приводить к срыву компенсации и ухудшению состояния жизненно важных органов и мозга. И нередко мы сталкиваемся с этим в своей клинической практике.
В то же время, если учесть, что всё упирается в накопление энергии стресса внутри вследствие страха перед жизнью и  устремления к смерти, то вполне логичным путём устранения возникшей патологии было бы отреагирование этого накопленного устремления к смерти в специальных, безопасных, контролируемых условиях [5]. Например, отреагирование через достаточную физическую нагрузку, парную баню, какой-либо другой вариант острого неразрушающего стресса. Это есть естественный способ саморегуляции организмов в природе. Способ же жизни современного человечества характеризуется как раз противоположным всем природным предписаниям.
Например, прежде чем поесть, в дикой природе животное должно совершить колоссальную физическую работу. Кроме того, животное ест практически всегда раздельную пищу, не смешивая, аналогично человеку, самые невероятные продукты. Также животные практически никогда не едят по расписанию. Им часто приходится голодать, что способствует полноценной очистке организма от шлаков и полноценному усвоению продуктов. Чтобы спастись от опасности, животное также совершает колоссальное физическое усилие на пределе сил. То же касается и отдыха после нагрузки. Он должен быть полноценным, способствующим полному восстановлению затраченных сил.
Кроме того, в современном человеческом мире отсутствие полноценных физических нагрузок компенсируется противоестественными нагрузками с помощью переедания, наркотиков, секса. И даже сама болезнь становится способом отреагировать накопленное устремление к смерти. Стратегия же подавления любых возникающих симптомов заболеваний, утвердившаяся в современной медицине, приводит к хронизации патологии и к более длительному, отсроченному отреагированию накопленного устремления к смерти. Накопление же устремления к смерти внутри организма при отсутствии «клапанов» отреагирования однажды может привести к «взрыву». Конкретные его формы могут быть различными. Это может быть инфаркт сердца, почек, мозга, геморрагический инсульт, острая язва желудка. Поэтому адекватной и эффективной стратегией терапии и профилактики должны быть не методы подавления накопленной энергии устремления к смерти, а наоборот – методы, способствующие полноценному отреагированию накопленной энергии устремления к смерти. В этом свете надо признать неадекватным существующее представление медицины о необходимости исключения физических нагрузок при большей части сердечно-сосудистых и прочих заболеваний, а также тактики подавления симптомов развивающейся патологии. Медикаментозные вмешательства оправданы лишь в случае экстремальных отклонений в физиологии организма. В остальных же случаях эти существующие предписания современной медицины надо признать неверными по сути.
Адекватность существования человека в мире определяется его ментальной экологией в первую очередь. Непризнание психодуховных факторов существования человека также осуществляется за счёт того же механизма психомышечного напряжения. Последующие этапы патогенеза болезней цивилизации в этих случаях аналогичны описанным.
Указанные идеи являются вариантом расширения миропонимания медицины постнеклассического периода развития науки, который уже является признанным в науках фундаментальных, но который ещё не проник полноценно в современную медицину. Внедрение подобного мировоззрения в практику современной медицины значительно расширит её возможности в плане понимания, профилактики и лечения болезней современного человечества.
Литература:
1. Философия науки / под ред. С.А.Лебедева. Изд. 5-е, перераб. И доп. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. – 731с.
2. Талбот М. Голографическая Вселенная / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «София», 2004. – 368 с.
3. Гроф С. За пределами мозга. Пер. с англ., 2-е изд. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993. – 504 с.
4. Дильман В.М. Большие Биологические Часы: Введение в интегральную медицину. - М.: Знание, 1981. – 208 с.
5.Казыбаев С.Д. Двенадцать шагов интегральной медицины, А., 2003. – 125 с.









 


Рецензии