Человек

 Александр Викторович Загрин – успешный и довольно привлекательный молодой человек,  примерно тридцати лет. Работает заместителем директора в крупной компании. Ездит на дорогом автомобиле. Живет в трехкомнатной квартире в центре города. Пару лет назад он мог об этом только мечтать. Но перемены в стране перевернули его жизнь с ног на голову. Теперь о такой жизни как у него, мечтают миллионы.          


  Как мне рассказала мама, таким был наш сосед по лестничной клетке лет двадцать тому назад. Я узнаю это только сегодня и пребываю в шоке. Дядя Саня ничего подобного нам не рассказывал. Во времена беззаботной молодости я и мои друзья частенько заходили к нему в гости. Просто так. Играли с ним в карты, рассказывали анекдоты. Мы хотели хоть как-то ему помочь. Думали, что одинокий человек, который живет в однушке и  с утра до вечера смотрит телевизор, будет рад, если хоть кто-то его навестит. Мы и думать не могли, что, постаревший раньше времени алкоголик без левой ноги, ампутированной после обморожения, когда тот уснул на улице в тридцатиградусный мороз, был когда-то при больших деньгах и хорошей работе.


  Сейчас мне двадцать пять лет и о подобной роскоши, как когда-то у Александра Викторовича, я и думать не могу. У меня все стандартно – школа, университет. Сейчас в аспирантуре на факультете психологии. Хочу работать по профессии.  В настоящее время меня волнует вопрос: что на что  больше влияет? Обстоятельства на человека или человек на обстоятельства? И вот! Какая великолепная возможность! Можно начать с моего же соседа.


  Под предлогом хорошо провести время я иду к дяде Сане. Из-за двери слышу усиливающиеся стуки протеза об пол, это хозяин идет мне открывать. Видит меня и удивляется. После окончания школы я к нему ни разу не заходил. Жестом руки приглашает меня пройти. На стенах ободранные обои. Маленькая кухонька с заляпанной настенной плиткой. Проходим в комнату. Дядя Саня садится на стул перед телевизором. Изображение черно-белое и с мелькающими серыми полосками. Антенна, стоящая на телевизоре, уже старая, ловит плохо. Но главные каналы показывает хорошо. Хозяин этим доволен.


  Я прислоняюсь к подоконнику и смотрю на дядю Саню по-другому. Пытаюсь в его глазах хоть что-то увидеть. Сам не знаю что. Наверное, отпечатки прошлой жизни. Ничего не замечаю. Пустота.


  Решаюсь и признаюсь, что мама рассказала мне про прошлое дяди Сани. Он поворачивает голову и пристально смотрит на меня. Долго. Потом вдруг ухмыляется и произносит, поворачивая голову к экрану:


- Да… Были времена.


  Мне становится интересно, что же случилось? Как он оказался в теперешнем положении?


  Получаю в ответ рассказ о влиятельном дяде, который разбогател в начале девяностых и стал  помогать дяде Сане.  По знакомству устроил того на высокооплачиваемую должность. Все шло великолепно. Пока его дядя не умер, а компания дяди Сани не разорилась. Знакомых больше не стало. Дядя Саня начал пропивать все деньги, а потом и тех не осталось. Все просто.


  Просит меня занять ему пятьсот рублей. Смотрит в мою сторону. Сквозь меня он слабо начинает видеть окно, ту часть, которую должно загораживать мое тело.


 Продолжает рассказывать. Но уже что-то своё. Вчера смотрел передачу, доказывающую присутствие инопланетной жизни. Говорит с особым энтузиазмом. Но мне не интересно. Не то, чтобы я не верю, просто меня это не волнует. Проблем на земле хватает.


  Я спрашиваю, почему он никогда не рассказывал нам о своем прошлом.


  - А ты думаешь, у остальных всё хорошо?- отвечает Дядя Саня и внимательно смотрит передачу про животных. Гепард только что поймал антилопу.


  -Во даёт! – радостно произнёс дядя Саня и снова поворачивается ко мне.- Ну что там? Дашь пятьсот рублей?


  Окно сквозь меня видно всё отчетливей.


  Разговор у нас не клеится. Решаюсь задать последний вопрос. Мне интересно - хотел бы он вернуться в свои лучшие времена и поменять что-либо. Или хотя бы повторить хорошие дни.


  Ловлю на себе его удивлённый взгляд.


  - А с чего ты взял, что это были лучшие времена?


  Понимаю. Дядя Саня немного не в себе. Не каждый выдержит такую жизнь как у него.


  Он продолжает:


  - Я живу воспоминаниями. Не хочу и их потерять. Получается, нет смысла что-либо повторять.


  Смотрит в мою сторону. Остались видны лишь контуры моего тела, и те, через мгновение исчезли. Меня как будто и не было в его комнате.

 
  Дядя Саня встаёт. Стуча протезом, идёт на кухню. Заваривает чай. Возвращается и улыбается.


  Скоро начнётся его любимая передача.


Рецензии
Спасибо за рассказ!

Лина Иль   26.07.2020 04:30     Заявить о нарушении