Барселона

От автора

Здесь описаны исключительно мои впечатления о столице Каталонии. Я уверен, что там все же есть таксисты, знающие английский:)

Вместо вступления

Что для меня южный город? Это шум волн, сопровождающий тебя, куда бы ты не шел, звук гремящей посуды из распахнутых окон, снующие повсюду скутеры, громкая речь местных жителей, лай собак, музыка - этническая и танцевальная, и ароматы, ароматы - целый букет неповторимых ароматов - тут и специи, и соленый запах моря, и кондиционер для белья, которого местные хозяйки явно не жалеют. Это яркое, почти слепящее солнце, и причудливая игра светотени на крышах домов, покрытых рыжей черепицей. Все это в Барселоне имеется с избытком. И не только.

Прибытие

Для многих туристов Барселона начинается с такси. Очень удобно для тех, кто заранее не ознакомился с альтернативными способами добраться из аэропорта до города. Приземлившись в Эль Прат и получив свой багаж в одном из полупустых терминалов, идешь к стоянке, неотступно следуя указателям. Там седой таксист без лишних слов (английский он все равно не понимает) закинет чемоданы в багажник, и потом помчит вдоль побережья, без умолку болтая со своими коллегами по рации. Пассажиру остается только выбирать, куда смотреть - на проносящиеся мимо красоты или же на счетчик, наматывающий километры и евро. Оторвав взгляд от этих волнующих цифр, краем глаза успеваешь заметить, как на гору змеей вверх поднимается кладбище, его мраморные плиты и кресты - словно позвонки в скелете ископаемой рептилии.
Голова все еще мутная от недосыпа, а ноги затекли после пятичасового перелета испанским лоукостером, поэтому на город пока взираешь как в тумане, одержимый лишь одной мыслью - наконец-то заселиться и провалиться в сон. Но все не так просто. И, лежа на кровати в небольших апартаментах, затерянных где-то в бывшем рабочем квартале Пуэбло, считая овец в тщетных попытках уснуть, понимаешь, что сна то и нет, да и время обеда подходит. Ругая себя за подобную бесхребетность, натягиваешь ту же одежду, в которой приехал, спускаешься вниз и вот ты уже на Рамбла де Пуэбла, а вокруг тебя бесчисленные кафе, манящие вывесками "тапас" и "паэлья". Желудок просит не выбирать долго, и вот ты за столом в пустом зале местного общепита (остальные посетители сидят на улице). Видишь в меню тапасов "Русский салат", и просыпается любопытство. Оказывается, Оливье. Правда, с треской вместо "Докторской". Пробуешь - а ничего так! И даже эти хлебные палочки, торчащие из салата, странными не кажутся. Покончив с Оливье, приступаешь к немного пересушенному багету с сочной жаренной колбасой, запивая все это великолепие сладким, сдобренным корицей, капуччино. Вообще, багеты с разнообразными начинками тут в чести, они просто повсюду. Удивительно, прямо Скандинавия какая-то. Расплачиваешься за обед, не жалея чаевых, за что получаешь ослепительную улыбку и непривычный пока еще gracias. И домой, спать, по пути захватив питьевую воду и пиво в каком-то маленьком магазинчике (большой супермаркет в воскресенье не работает). Вот такой вот первый день в столице Каталонии.

Море

История Барселоны неразрывно связана с морем. Ради моря же сюда приезжают каждый год тысячи туристов, оседая в бесчисленных отелях на Коста-Брава и Коста-Дорада. Решение же жить в апартаментах в черте города может вызвать у знакомых настоящий шок - а как же море?? Действительно, а как же оно?
;А с ним все отлично. Городские пляжи Барселоны выше всяких похвал. На них практически нет мусора, в отличие от многих отельных, на которых мне приходилось бывать. От жилых кварталов пляжи отделены широкой полосой парков, тянущейся вдоль всего побережья. Там можно отлично полежать на травке в тени раскидистых зеленых деревьев и экзотических пальм. Одним словом, за всем этим великолепием саму Барселону с пляжа практически не видно, не считая совсем уж небоскребов (или небезызвестной желтой буквы M на высоком шесте). Правда, вечером, когда зажигаются городские огни, ситуация немного меняется. И тут появляется возможность бесплатного аттракциона. Нужно немного отплыть от берега, а затем лечь на спину и посмотреть на сверкающую Барселону, свет от которой отражается в прохладной морской воде. Ощущаешь себя здесь и сейчас, оглядываешься по сторонам... И тебе кажется, что ты плаваешь в жидком золоте. Никакие слова, сказанные или написанные, не передадут это ощущение, его можно лишь испытать.
На местных пляжах есть все необходимое - их постоянно чистят, имеются туалеты и души с пресной водой, бары и кафе (правда, стоит лишь пройти в город на 100-200 метров, и цены на ту же паэлью там уже на порядок ниже). Если с силой воли все в порядке и есть кроссовки, то можно даже составить кампанию толпам (не побоюсь этого слова) бегунов, для которых тут созданы все условия - в удовольствии пробежаться по набережной, тянущейся от Олимпийского порта вдоль Барселонеты и дальше в район Пуэбла, тут себе мало кто может отказать. Немного разочаруются лишь любители поплавать с маской - за этим действительно нужно ехать на загородные пляжи. А в остальном все отлично.

Готический квартал.

Готический квартал - это сердце Барселоны, биение которого никогда не затихает. Покупаешь себе очки за 5 евро, сделанные под "Ray ban" и вперед, в лабиринты улиц, мимо магазинов с причудливыми товарами, баров с яркими вывесками на входе. Ища лучший ракурс, чтобы сфотографировать пестрый индийский орнамент на стене здания, оглядываешься и понимаешь, что за твоей спиной те самые "Четыре кота" - кафе, в котором сам Пикассо устраивал свою первую выставку. Конечно же устремляешься туда, совсем не чувствуя себя жертвой маркетинга, ведь у такого места должна быть просто потрясающая энергетика. Зайдя, видишь репродукции картин на стенах, круглые столы с белоснежными скатертями, преисполненных достоинства официантов и администратора, классического испанца, прохаживающегося туда-сюда, наблюдая, все ли в порядке. Глядя на улыбчивого седовласого бармена, протирающего бокалы, почему то хочется заказать абсент и прикоснуться к тому богемному образу жизни, что вели в здешних стенах Пикассо-Сотоварищи, но здравый смысл гонит эти мысли прочь - на часах два дня, а впереди еще весь Готический квартал. Поэтому ограничиваешься только чашкой чая и осьминогами, кусочки щупальцев которых здесь подают с картофелем в мундире, посыпанным крупной морской солью - вкус просто непередаваемый.
Главная прелесть Готического квартала в том, что блуждая по его узким улочкам, не видя практически ничего кроме высоких стен зданий и выходя наконец на открытое пространство, обязательно оказываешься возле какой-нибудь местной достопримечательности, да такой, что порой дух захватывает. Огромные готические соборы здесь вырастают словно из-под земли, а Собор Святого Креста и Святой Евлалии по своей грандиозности (на мой взгляд) может посоперничать с Саграда Фамилия. Осматриваешься вокруг, видишь местных персонажей - тут девушка (явно не испанка) сидит на ступенях, прислонившись к каменной стене, и плачет, а какой-то местный мужичок, расположившись рядом, тщетно пытается выяснить причину ее печали. Чуть в отдалении дает концерт гитарный дуэт - из колонок, которые ребята притащили с собой, льется музыка, а перед ними разложены диски. Здесь вообще очень много колоритных музыкантов - гитаристов, аккордеонистов, играющих на площадях, ступенях соборов...
И вот, прогуляв по кварталу допоздна, ты, переполненный впечатлениями, почти без сил опускаешься за стол в ресторанчике, заказываешь сангрию. Улыбчивый официант
;осведомляется у тебя:"a glass or a jar", а в ответ получает только усталый бессмысленный взгляд и фразу на русском:"да, давай кувшин".

Саграда Фамилия

Башни монументального собора, пережившего своего архитектора уже почти на столетие, но так до сих пор и незаконченного, видны издалека. Здесь всегда очень много туристов, что неудивительно, ведь это творение Гауди - визитная карточка Барселоны. С фасада на непрекращающийся поток людей взирают раскосыми азиатскими глазами участники библейских событий - не стоит удивляться, один из тех архитекторов, кто достраивал собор в двадцатом веке, был японцем. Билеты, купленные онлайн на официальном сайте, помогают обойти многочасовую очередь, и вот ты уже заходишь под своды Саграда Фамилия. Сотрудники справочной службы собора, одетые в форменные красные поло, приветливы и всегда готовы помочь. На вопрос "Do you speak English?" они с улыбкой отвечают "a little", произнося это как "э литль" с истинно испанским акцентом. Как впрочем большинство жителей Барселоны.
Они подробно рассказывают, как подняться на смотровую площадку одной из башен, билет на которую был куплен так же заранее через Интернет. Смотровых площадок две - в зависимости от того, на какую часть города клиент желает посмотреть. Следуя полученным инструкциям, пересекаешь собор насквозь, попутно глядя на туристов, которые в безуспешных попытках уместить в кадр все красоты Саграда Фамилия - от алтаря до потолков уходящих ввысь башен - ставят фотоаппараты практически на пол. Некоторые ограничиваются лишь фотографированием грандиозных витражей, порой похожих на незаконченные рисунки, большая часть которых так и осталась в карандаше. Не смотря на свою туристическую составляющую, Саграда Фамилия, в первую очередь это храм, и здесь предусмотрены отдельные месте для общения с Богом, где не положено шуметь. И вот, отстояв долгую очередь и взлетев на скоростном лифте на смотровую площадку, остаешься разочарованным - там тесно, все фотографируются и сам город видно не очень хорошо. Скрасить печаль помогает шоппинг в фирменном сувенирном магазине у подножья храма, где можно приобрести широчайший ассортимент товаров с символикой Саграда Фамилия и других произведений Гауди. Тут и традиционные магниты в виде мозаичных ящериц и лягушек аля-парк Гуэль, красочные альбомы с фотографиями, книги, футболки, блокноты и т.д.

Парк Гуэль.

Следующая остановка - еще одно детище великого Гауди, роскошный парк, разбитый им на северных холмах Барселоны по заказу Эйсебио Гуэля. Выходишь из метро на нужной станции, спрашиваешь дорогу до парка у местной молодежи, прохлаждающейся в тени газетного киоска. Вместо ответа они указывают на столб с указателями, среди которых, помимо улиц, имеется и стрелочка "до парка". Извиняешься перед ними за беспокойство, но по их улыбчивым лицам видно, что ребята не особо напряглись. Затем по улице в горку, местами такую крутую, что там установлены эскалаторы. На первых этажах стареньких домов по обе стороны расположились туристические магазины и маленькие кафе, которые так и манят сделать перерыв в подъеме. Уже с языком на плече оказываешься на вершине холма - а там большой парк, который вдоль и поперек пронизывают десятки тропинок. Продолжая следовать указателям, которых, заботясь о туристах, тут наставили порядочно, не забываешь смотреть по сторонам - здесь открываются чудесные виды на Барселону, настоящая природная смотровая площадка.
Наконец из-за зелени показываются шпили знаменитых "пряничных" домиков, а спустя мгновение и сам парк. Туристы гроздьями повисают на каменных изгородях, бегущих вдоль тропы, чтобы сфотографироваться на фоне окружающих красот. И в этом деле совершенно не стоит пренебрегать помощью других людей - видя твои неуклюжие попытки сделать selfie, кто-нибудь может сжалиться над тобой, взять твой фотоаппарат,
;посоветовать "не заниматься уже фигней, а лучше встать на фоне Саграда Фамилия" и в итоге сделать одну из лучших фотографий поездки.
На входе у тебя спрашивают, из какой ты страны, и, вручая брошюру с описанием на соответствующем языке, приглашают зайти. Предупреждают, правда, все с той же деликатной улыбкой, что покинув территорию, по тем же билетам зайти ты уже не сможешь. Ну ладно, не особо то и хотелось. А дальше погружаешься в мир пещер-садов. Вот необычный балкон, на котором при нужном ракурсе может получиться отличное фото в стиле "Джульетты". Вот змеиная скамейка, свернувшаяся вокруг главной площади парка, как мировой змей вокруг Земли из скандинавских мифов. Вот знаменитый Фонтан- ящерица, на котором гордо воссел худой голубь. Голуби в Барселоне - это вообще отдельная тема. Привыкшие к крикам чаек в южных городах возможно будут разочарованы - их тут почти нет. Одни голуби. И они чувствуют себя хозяевами положения. В том числе и в парке Гуэль. Например за столик на улице в кафе неподалеку от центрального "пряничного" входа нужно выдержать жесткую конкуренцию с этими пернатыми. Вот темпераментная итальянская девушка не выдерживает и, отчаянно жестикулируя, вскакивает со стула. Голуби деловито прохаживались по ее столу, абсолютно не обращая внимания все на попытки их прогнать. Посочувствовав девушке, поднимаешь голову вверх и видишь, что один из голубей внимательно наблюдает за тобой с края зонта. Безусловно, это так и просится на фото.
Подкрепившись, продолжаешь осмотр парка. Сюрпризом оказывается то, что мозаичные ящерица и лягушка, купленные накануне в сувенирном магазине Саграда Фамилия, вовсе не являются уменьшенными копиями творений великого Гауди, разбросанных по парку Гуэль. После бесплодных поисков обращаешься к сотруднице парка, и она с улыбкой объясняет, что они вообще-то здесь have only one lizard. То есть другой ящерицы, кроме той, что украшает собой фонтан, как бы не найти. "Многие думают, - добавляет девушка. - Что у нас их тут как минимум пять. Но это не так". Эта новость настолько ошеломляет, что заставляет сделать еще пару-тройку фотографий на фоне фонтана. Ну или китайцев, которые делают фото на фоне фонтана. На обратном же пути из парка, немного заблудившись, выходишь к Голгофе - каменному кресту на высоком пьедестале, от которого открываются захватывающие дух виды на Барселону и ее окрестности. И опять неуклюжая попытка selfie, и опять предложение помочь.. Но на этот раз вежливый отказ, нельзя лишать никого возможности любоваться окружающим великолепием, а главное, себя самого. Ведь не один фотоаппарат не передаст картины, открывающейся с Голгофы и, осознавая, что находишься выше башен Саграды Фамилии, размерами которой восхищался буквально накануне, можно хоть ненадолго почувствовать себя на вершине мира.
Уже позже подходишь к кучке испанцев, укрывшимся от толп туристов на скамейке в тени деревьев в стороне от основной дороги, и просишь их сфотографировать тебя на фоне окрестных холмов. Один из них с хохотом сует твой фотоаппарат другу со словами :"he is the best photographer, amigo!" И от этого "amigo" слуху и непривычно, и приятно, как-будто тебя приняли в какое-то закрытое для других общество.

Музей Дали в Фигерасе.

Находясь в Барселоне, преступлением будет не посетить городок Фигерас и расположенный в нем театр-музей Дали. К творчеству главного сюрреалиста двадцатого века можно относиться по разному, но отрицать тот факт, что личностью он был выдающейся, нельзя. А по-настоящему окунуться в мир его фантазий можно только в собственноручно созданным им музее.
В Барселоне нет открытого вокзала, и все междугородные поезда отправляются из города фактически со станций метро по подземным туннелям и лишь за городской чертой выходят на поверхность. На электричке дорога до Фигераса занимает чуть больше двух часов - времени как раз хватает, чтобы удалить неудачные снимки с фотоаппарата и освободить место для съемки в музее Дали. Конечно это занятие стоит иногда прерывать на то, чтобы посмотреть во окно. Местные электрички быстры, но насладиться видами
можно, тем более путь пролегает мимо Жироны - маленького средневекового городка, в который тоже можно заехать, если время позволяет.
Идти от вокзала Фигераса, особо ничем непримечательного, до театра-музея примерно минут пятнадцать, по узким улочкам и зеленым скверам. На одном из поворотов стоит памятник, с помощью зеркального эффекта собирающий кажущиеся хаотичные линии у его основания в портрет Дали. Это дань уважения жителей Фигераса своему знаменитому земляку. Многое здесь, безусловно, напоминает Барселону, но отличий тоже хватает. Во-первых, это атмосфера. Южные города неторопливы по своей природе, и все в них дышит размеренностью и спокойствием. Центр Барселоны напоминает любой мегаполис, особенно когда переполнен туристами. Фигерас же - это классический маленький южный город со всеми своими прелестями и недостатками. Особняком здесь смотрится театр-музей. Но описывать его не стоит, раз уж сам маркиз Сальвадор велел не вешать там таблички с названиями. Задумкой гения было то, что посетитель должен найти свой смысл в каждом экспонате - от эскиза до монументального полотна.

Пара слов напоследок.

Что для меня Барселона? Это неспешный ритм жизни и паэлья, черная от чернил каракатицы. Это китайцы, торгующие в своих лавочках буквально всем - от овощей и фруктов до надувных матрасов и посуды. Это вкус сангрии, который может радикально отличаться даже в двух соседних кафе. Это особое удовольствие, которое испытываешь, объясняя дорогу заблудившимся туристам-французам, хотя сам находишься в городе всего четвертый день. Это общение по бумажке с местным старшим поколением - улыбчивая пожилая продавщица пишет тебе на блокнотом листе стоимость маринованных оливок - а ты ей в ответ "сколько вешать в граммах".
И этот список можно продолжать еще очень долго. Но лучше все прочитанное здесь забыть, прыгнуть в самолет, летящий в Каталонию и самому погрузиться в атмосферу одного из самых неоднозначных городов мира. Барселона - для каждого своя.

MiSt

Барселона-Москва

Сентябрь 2014 - Апрель 2015


Рецензии