Сериал Родина

Намедни прочитала в известном толстом еженедельнике рецензию на новый телесериал «Родина». Статья вызвала, в основном, недоумение. Даже возмущение отступило на второй план. Но, впрочем, по порядку.


Режиссёр Павел Лунгин рассказал историю русского офицера, проведшего в плену шесть долгих лет. Герой, великолепно сыгранный Владимиром Машковым, естественно, вызывает поначалу восхищение и уважение. Но способствовал формированию однозначного неприятия у автора упомянутой мной рецензии. Мол, предателя нельзя показывать, плохо это.


Да ещё и его дочка-подросток красит глаза и щёки в чёрный цвет. Потому неприязнь у автора рецензии получается к той самой девочке такая, что даже прекрасная игра молодой актрисы бледнеет перед нелюбовью журналиста к чёрной туши и юной барышне, неумеренно оную наносящую…


Стоп. О чём рецензия?! Да только почти об этом и есть. Разве добавили пару фраз, что Дава Гоцман лучше, хотя «Ликвидация» также полна «ляпсусов» (цитата). Но мы её, «Ликвидацию», по странной, необъяснимой причине, очень даже любим. Да и сам Машков, мол, напрасно «гадину» сыграл. Взял бы на вооружение ещё несколько героев, вот тогда бы мы его точно полюбили…  а за «гадину» любить не хотим… и Лунгина тоже не понимаем. Странные они какие-то…


Добавляет недоумения и даже изрядно развеселило меня сравнение драмы «Родина» с мелодрамой про Любовь Орлову, да ещё в пользу последней. Смотрите, мол, мелодрама ведь лучше, красивее, интереснее…


Мда… рецензия-то слабовата будет. А где про прекрасный, сбалансированный актёрский состав, про яркую актрису второго плана и её отличный дуэт с Сергеем Маковецким (знаете такого?)?  Про шикарный сценарий с двумя-тремя почти акульими «крючками» в конце каждой серии? Про несколько планов и уровней сюжета, про ретроспективу в повествовании? Где про профессиональную, красивую работу оператора, художника, костюмера? Где про кино? А нету. Есть первые, первоначальные эмоции, есть личное мнение автора по некоторым сложным житейским вопросам. Но про кино – нет.


Я попытаюсь рассказать в словах то, что увидела, заметила, почувствовала, подумала, поняла в телесериале «Родина». Причём, я благодарна автору неудачной рецензии за возможность вновь взяться за перо… то есть, клавиатуру.


Режиссёр Павел Лунгин человек опытный, знающий, вдумчивый. Любой его фильм вызывает бурю эмоций, включает в размышление над картиной сердце, душу, память. Погрязший в быту Ум начинает шевелиться и разряды в душе и мозгу гуляют нешуточные. «Свадьба» для меня до сих пор «икона стиля». Но гламурное определение только внешне отражает суть явления по имени Павел Лунгин.


У Лунгина нет яркой прозорливости Тарковского, далёк он и от язвительной иронии Михалкова, поэтичность и изящество Урсуляка вроде бы ему не присущи. Но у Павла Лунгина есть другое: он наблюдает, видит и рассказывает нам. Просто – рассказывает. Без ярких эмоций, без оценок происходящего. Словно припылённая временем история медленно разворачивается перед нами в ритме неторопливого народного повествования. Словно устная история, перенесённая на киноплёнку.


Павел Лунгин затронул, как всегда, тугой клубок эмоций современного ему состояния общества. Причём это самое состояние Лунгин чувствует с прозорливостью лозоходца, и где больно, там и лечит. Потому и бьёт любая его картина наотмашь, хоть и без замаха. Бьёт по нашей косности, по нашим страхам, заставляя ярко испытывать эмоции, что обычно втиснуты в самый дальний и тёмный уголок души со словами «я подумаю об этом завтра».

Но завтра не приходит никогда. Жизнь всегда сегодня. И именно эту жизнь, эту сегодняшнюю реальность и показывает нам наш современный режиссёр.


Лунгин показывает нам всё, чего мы боимся. Сегодня боимся. Сей час.

(Продолжение следует)


Рецензии