Три товарища, не считая снайпера!

 Кто-то верит в любовь с первого взгляда, кто-то верит в Деда Мороза, а я верю, что в современной России когда-то снимут достойное патриотическое кино. И вот наступает  очередная премьера отечественного  фильма, и я, как мальчишка под новогодней елкой, ожидаю исполнения своих желаний!
 
 Но российский кинематограф, очевидно, взял правило у Деда Мороза, если мальчики себя плохо вели, то подарков не будет. Так и народ России, наверное ужасно вел себя в этом году и не получил хорошего российского фильма.  Тот еще подарочек оказался совместный проект России и Украины «Битва за Севастополь».
 
  Дальнейшей мой рассказ будет содержать  спойлеры или, говоря русским языком, подробности сюжета фильма.  Создатели очередного  «шедевра» утверждают, что картина основана на реальных событиях и свой проект они решили назвать «Битва за Севастополь». Какую же битву нам хотели показать?  Ответ: никакую! Со слов творцов –  это фильм не о славной и трагичной обороне Севастополя, а о женщине на войне.  Уже начиная с названия фильма нас начинают обманывать.
 
  Той самой женщиной на войне оказывается легендарная женщина-снайпер  Людмила Михайловна Павличенко, биография которой достойна экранизации без всяких выдумок и прикрас.  Но, если один раз соврал, то нужно перевирать все и команда сценаристов постарались на славу!
 
  Экранная Людмила – это дочка сурового дружинника НКВД, который из девочки растил мальчика, но, так как из девочки мальчика в 41 году пособники Сталина еще не умели делать, то отец не радуется успехам доченьки. В глазах  отца можно прочесть проблеск радости за родную кровиночку, когда коллеги из кровавого НКВД вынуждают Людмилу забить на учебу посередине семестра в Киевском Университете и отправиться проходить шестимесячные курсы для начинающих снайперов.  Ранее же Людмила в компании парней и девушек решила отправиться в тир. Впервые взяв винтовку Павличенко показывает невероятную меткость, оставляя далеко позади своих ровесников мужского пола!  Как известно, сотрудники НКВД скрывались не только под рясами попов, но и среди работников тира. Те  незамедлительно доложили куда следует о талантах девочки, и за той в университет  тут же выехал «милый» человек в погонах при виде, которого ректор начинает заикаться и дрожать. 
 
    Реальная же Людмила с малых лет занималась спортивной стрельбой и грезила о том, что она отправится на Гражданскую войну в Испании уничтожать фашистов. Но свадьба и рождение сына заставили молодую девушку (а ей было тогда 16 лет) отказаться от своих юношеских фантазий и заняться семейной жизнью!   В студенческие годы же Люда прошла школу ОСОАВИАХИМ. За этой страшной аббревиатурой скрывается Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Данную школу проходила вся тогдашняя здоровая часть советской молодежи, НКВД  же не приезжало на пары собирать урожай из студентов. Молодежь тридцатых-сороковых годов прыгала с парашютом с вышек, стоявших едва ли ни в каждом мало-мальски значительном городе, и получала значки "Ворошиловского стрелка".

    Нам же творцы современного кинематографа желают показать девушку, которая ни любви, ни жизни не знала.  Экранная Людмила отправляется добровольцем на войну из-за чувства стыда и комплекса неполноценности, развитому благодаря отцу.  Для экранной героини не стоит вопрос защиты семьи и Отечества. Как-то мы стали забывать, что для запада война с фашизмом – это еще одна мировая война, а для нас это Великая Отечественная.

   Понимается, что биография реального человека переписывалась в угоду великому замыслу художника, который желал немножко, но показать ужасы тоталитарного режима. Такие потуги в начале фильма вызывают легкое «ха-ха»,а спасают картину от превращения в трагикомедию, лишь переносы событий в 1942 год, где Людмила Павличенко в составе советской студенческой  делегации гостит в США. Но и тут нас ждет засада в виде руководителя советской группы студентов, который по-английски не говорит, с фашистами не воевал, а основной род его занятий «воодушевлять своих товарищей». Эдакий тупой совок-коммунист. Существование данного персонажа обусловлено лишь тем, что нужно отделить коммунистические убеждения от реальной Людмилы. Ну не может в головах современных творцов уложиться, что наши дедушки и бабушки истинно верили в те идеалы, на которых строилась их Советская Родина. Так и экранная Юлия Пересильд играет девушку, которая не имеет убеждений и не может объяснить, за что она там воюет и почему Америке требуется открывать Второй фронт и помогать Советскому Союзу. Ведь «СССР сам агрессор» со слов одного из журналистов, который провоцирует Людмилу на пресс-коференции в Белом Доме. На что наша героиня способна лишь ответить: «Вы не знаете, как мы живем!»  и незамедлительно получает  «обратку»: оказывается, журналист и сам русский, чудом сбежавший из России в 29ом году, поэтому и смеет что-то утверждать. На это «веское» заявление Павличенко было нечего ответить.

  Творцы филигранно манипулируют историческими фактами, тасуют их со своей взбесившейся фантазией.   Основной метод воздействия на зрителя – это через любовную линию. А как женщину на войне показать без любви? Тут я соглашусь. Человека без любви показать нельзя.

  Людмила Михайловна Павличенко любит отца и мать, любит своего мужа и сына, Родину свою, какую-никакую, любит. Экранная же Людочка ограниченна чувствами к  трем товарищам, которые так или иначе гибнут, не щадя своих жизней ради спасения девушки.  Тут можно отметить должное - актеры играют дела сердечные на крепкую пятерку и умирают натурально под  кавер группы «Кино» - Кукушка  и композицию «Океана Эльзы» - Обними меня.  Женская слеза в этих моментах гарантирована!

  Экранная Люда влюбляется исключительно в своих непосредственных командиров. Боевой командир, которого сыграл Олег Васильков, влюблен в Людмилу, но не проявляет свои чувства, так как дал себе обещание после гибели супруги. Война же не дает возможности ему изменить свое решение, Людмила получает в сражении контузию и ее госпитализируют в Севастополь. Уже в Крыму Люда узнает, что ее первая любовь умерла, и она отважно рвется в бой, чтобы отомстить врагам, несмотря на свои многочисленные раны!

  На фронте у нее появляется новый командир Леонид  Киценко, его сыграл Евгений Цыганов.  С ним она выходит охотиться на фашистов, он же учит ее, что война – эта «такая жизнь» и надо забыть о мести. Забыть о мести получается только в жарких объятиях Леонида Киценко.

  Смотреть любовные метания очень трудно, если знать, что реальная Людмила Павличенко -верная жена и любящая мать.

   Сценаристам очень-очень было тяжело придумать ситуацию, как могли ожесточенная войной Люда и неприступный Киценко решиться образовать любовный союз. Но нашелся выход. В Севастополе празднуют Новый Год, в зале собрались солдаты и офицеры, детишки читают патриотические стихи. Как только Людмила решила отойти от Киценко, чтобы взять с общего стола стаканы, к ней тут же стала приставать грубая солдатня с криками: «офицерская подстилка!»…  Персонаж Евгения Бычкова, увидев такое безобразие,  кинулся с кулаками на солдата, завязалась короткая потасовка. Драка неожиданно начавшись тут же прекратилась.  Люда в руках своего спасителя. Страстный поцелуй! Все счастливы!

  В этой сцене шквал абсурда с историческими  параллелями зашкаливает.  На момент 42 года реальная Людмила Михайловна Павличенко - всем известный герой, которого не то, что советский солдат не знал - фашисты призывали к себе перейти на сторону! А тут какой-то солдат и руки распускает на публике! Допустим, что он пьян или как сейчас говорят «рамсы попутал», но куда смотрит ужасное НКВД, когда обижают героев советской власти?  В реальном мире подобная драка офицера с солдатом закончилась бы не поцелуем, а трибуналом. Солдата отправили бы в штрафбат, а офицера могли разжаловать. Это в царской армии были разрешены телесные наказания для солдат и офицер мог практически без повода избивать рядовых. А вот после 1917 года офицер стал не господином, а товарищем и бить лица запрещалось.

  Но выкрики солдата об офицерской подстилке являются вдвойне абсурдными, если узнать, что сама Павличенко носит младшее офицерское звание – сержант. Наверное, именно незнание солдатом этого факта Киценко и возмутило.

  За дракой и поцелуями следует постельная сцена.  После нее режиссёр решил, что надо кончать  с Киценко, а точнее добавить факт реальной биографии Людмилы в которой ее напарник Леонид погибает под минометным огнем противника во время очередного задания. Люда раненого Киценко на своих плечах дотаскивает до расположения советских войск, но врачи спасти Леонида не могли.

  Раненую и измученную горем Люду хочет комиссовать ее довоенный друг, врач Борис, но тут Остапа понесло и появляется бессердечный политрук, который сообщает, что Людмиле надо забыть о больничной койке, так как именно с ее именем на устах идут в бой солдаты против фашистов. Люду заставляют с кровоточащими ранами одеться и позировать для газеты, а то противник подумают, что убили нашего лучшего снайпера-женщину. При этом работники политотдела недоумевают, а чего у Люды какой-то вид нерадостный. А я вот смотрю фильм и думаю, что создателям подобных сцен требуется срочное лечение.  Допустим, что встречаются жестокие люди, которые не понимают, что человек ранен и преисполнен горя, поэтому и не способен улыбаться на фотокарточку. Но для конченого кретина ясно, что в целях пропаганды делают несколько фотографий, чтобы потом, если боец и погиб, продолжать дезинформировать врага! Но художник так видит! Необходимо показать жестокость тоталитарного режима, он ее и показывает.

  Но на этом страдания экранной Люды не заканчиваются. Командование просит отправиться на последнее задание. За ней в Севастополь фашисты отправили лучшего снайпера Вермахта. А так как его послали конкретно за ней, то именно она его и должна убить. Логично? Вот, фашисты обычно с нашими снайперами боролись артобстрелами или отправляли зондеркоманды. И не спрашивали документы у советских солдат, а то так подстрелишь, а окажется, что не ты его должен убить, а какой-то другой фриц. Неудобная ситуация получится!
 
 Так измученная и с незаживающими ранениями отправилась выслеживать Людмила фашисткого снайпера.  Лежит она замаскированная в засаде, фашист лежит замаскированный в засаде. Ждут друг дружку, кто первый покажется. День проходит, ночь проходит, утро наступает. А у нашей Люды раны кровью плачут. Не выдерживает Люда, выскакивает из своего укрытия. Фашист увидел ее и выстрелил, но ранил, ну, а Людка не теряя времени запустила пулю прямо в голову врагу.  Вот такая снайперская дуэль. Вот он, отечественный боевик, а главное - все на реальных событиях.

 А реальные события были таковы:  как опытного бойца Людмилу отправляют на участок фронта, где орудует профессиональный немецкий стрелок, который уже убил двух наших снайперов. В реальной схватке у Павличенко не сдали нервы, а хватило выдержки пересидеть врага, который первый сдвинулся с места и получил законную пулю. В фильме нам показывают, как Люда подобралась к телу врага и нашла в личных документах мертвеца его семейные фотографии.  В реальной же истории Павличенко обратила внимание на записную книжку убитого снайпера в которой он вел счет своих жертв.  Более четырехсот французов и англичан приняли смерть от его руки.
 
  В следующих же сценах нам сообщается, что та самая «битва за Севастополь» проиграна и что командующий состав бежит из Крыма. Эвакуация рядового состава  и простого населения не запланирована. Срочно эвакуируются только старшие офицеры и специалисты. Поэтому лучшему женщине-снайперу не положена эвакуация. Вы скажите: «Почему?» Потому что художник так видит. Художник видит, что страшный тоталитарный режим использовал бедную девушку, а потом бросил как ненужный материал. И неважно, что в жизни так не было. Главное, что художник так видит.

 Спасает девушку от плена и смерти, та самая третья любовь, врач Борис, в исполнении Бориса Тарасова, который пытается выбить талон на эвакуацию для Людмилы у генерала, а затем вконец замученную ведет на спасительную подводную лодку, которая увезет героиню из обреченного на сдачу Севастополя. В фильме Борис не смог выбить талон для Людмилы, поэтому он посадил ее на свое место, а сам остался на суше. Грустно, а от неправды еще грустнее.

 В Севастополе на протяжении всей обороны организовалась эвакуация для раненых.  Именно в такую эвакуацию после очередного ранения и попала Людмила Михайловна Павличенко. 

 Данный фильм является сладкой конфетой. Она завернута в красивую обертку: картинка хорошая, особенно красочно передана атмосфера яркой Америки в контрасте с ужасными буднями Великой Отечественной; современные, качественные и интернациональные музыкальные композиции дополняют видеоряд; актеры играют живо; история любви Маши, подруги главной героини Маши, поражает своей трагичностью. Но за это оберткой скрывается смысловая начинка, которая представляет из себя мозговой яд для гражданина России. Этот яд имеет накопительный эффект. Конечный итог – это полное искажение истории своего Отечества. Вначале вам в фильме уст из персонажей случайно обронят, что СССР знает о скорой войне и вообще желает ее. В середине уже добавят, что СССР - агрессор как и Германия. А в конце СССР оставляет солдат и простых жителей Севастополя на расправу врагу. Как за такое государство можно сражаться? Фильм не дает ответа.

  Фильм рекомендую к просмотру лицам, ознакомленным с историей Великой Отечественной Войны и с биографией Людмилы Михайловной Павличенко.
  Мой рейтинг: 3 из 10.

  P.S. Отдельно отмечу актерскую игру Юлии Пересильд. Интересно узнать, кто создатель образа экранной Людмилы - режиссёр или личное решение актрисы? Но могу сказать точно: в нашем кинематографе появилась русская Белла с неизменным взглядом от начала до конца фильма а-ля «Сумерки».


Рецензии
Лев, спасибо, что заглянули ко мне! Иначе как бы я узнала, сто есть такой вдумчивый автор. Рада знакомству с Вами!
Прочла с огромным интересом. Понравилась Ваша кропотливая работа исследователя реальной жизни Людмилы Михайловны Павличенко. Успехов Вам!
С уважением, Наталья

Наталья Алексеевна Исаева   21.08.2015 00:03     Заявить о нарушении