Сага о Васляе. Васляй, тарантулы и таракарня

 
          Первое повествование о Васляе я закончил на том, что  он перешел во второй класс, как помнит внимательный читатель. Дальнейшая учеба его проходила в Казахстане, куда мы переехали всей семьей в начале шестидесятых. Учился он ни шатко, ни валко, перебиваясь с двойки на тройку, а чаще и так, что, как говорят учителя, три пишем, два в уме. Однако, подстегиваемый периодическими «вливаниями» со стороны родителей и старших братьев,  с грехом пополам перебирался из класса в класс,  и по два года нигде не сидел. Книг не любил. Читал  редко, только что-нибудь про природу, зверей, птиц.
        Все свободное время проводил  на улице, бегая по окрестным шахтам, лужайкам, терриконам вместе с такими же шустрыми стрижами, как он сам. Как я уже писал, животный мир к нему относился не так, как к обычным людям. Будучи второклассником, он начал заниматься голубями,  в чем ему потворствовал отец, сам в прошлом, как он говорил, заядлый голубятник. Я частенько по выходным наблюдал за ними, как они, старый и малый, чувствуя себя практически на равных, гоняли своих птиц, лихо насвистывая им, и бурно обсуждая  достоинства какого-нибудь носочубого или турмана.  Васляй часами возился со своими питомцами, разговаривая с ними, как с людьми. Любопытно, что голуби совсем не боялись его, позволяли себя гладить, кормились с рук.  Некоторые, особо им любимые, даже целовались с ним, доверчиво вкладывая свой клювик ему в рот.   Это был его мир, он в нем жил и никакого другого, казалось ему уже и не надо.
        Как-то однажды летом заглянул я, уже не помню по какой надобности, в нашу баньку. Смотрю, Васляй  сидит на корточках возле какого-то не то ящика, не то коробки, стоящей на скамье и что-то там высматривает в этом предмете… Васляй, говорю, а что это ты тут делаешь и что это за ящик у тебя?  Это? Это -  таракарня, отвечает  мой братан… Что-что, говорю, какая таракарня? Самая обычная моя таракарня …Да ты объясни толком, ничего , говорю, не понимаю..
А вот, смотри, отвечает Васляй и показывает мне свое сооружение . Смотрю, а это что-то похожее на комод небольшого размера, только ящички совсем маленькие, чуть больше спичечного коробка. Васляй выдвинул один ящичек, смотрю, а там сидит большой черный таракан, один из тех, что в большом количестве водились в те времена во всех квартирах,  в том числе и в нашей. Жили мы в те годы в саманных полуземлянках, из которых состояли практически все поселки возле шахт. Насекомые эти были тихие, мирные, никому не досаждали. Днём их не было видно, и выползали они по своим тараканьим делам только ночью. Повадки у них были скромные, совсем не как у рыжих мелких тараканов, которых все знают и которых все зовут пруссаками.  Ого, говорю, и это у тебя в каждом ящичке по таракану сидит? – Да, отвечает, в каждом. И что ты с ними делаешь? – Дрессирую…Как дрессируешь? - Да очень просто, вот, смотри - говорит Васляй - и показывает мне спичечный коробок с какими-то ниточками. Это тележки для них с упряжью, я их запрягаю, и они возят их по моей команде, а еще я бега устраиваю…. Ну-ка, ну-ка, покажи мне, как это у тебя получается? - Погоди, говорит, я их сейчас кормлю, минут через тридцать приходи, я запрягу для тебя трех моих самых умных, посмотришь. Мне стало чрезвычайно любопытно и я решил проверить, насколько слова моего необычного братца соответствуют действительности. Когда я спустя некоторое время пришел в баню, у Васляя все было уже готово. На широкой банной лавке стояли три спичечных коробка, в которые были впряжены три приличного размера таракана. Смотри – говорит Васляй - и какой-то соломинкой  начал по очереди трогать насекомых. Те дружно рванули с места и побежали по лавке к противоположному концу, а Васляй ловко манипулируя соломинкой, умело их направлял. Подивился я этому фокусу и спросил его, давно ли ты этим делом занимаешься, как ты их различаешь,  ведь они все одинаковые, ну и все такое? – Ничего, говорит, подобного, они все разные, как и люди и у каждого свой характер, я их всех хорошо различаю, и они меня знают.  Я решил проверить, так ли это и хотел было взять одного тараканчика в руки, однако тот резво побежал, волоча за собой спичечный коробок. Васляй подставил ему руку, тот смело заполз на нее и сразу начал прятаться в районе большого пальца. Васька распряг его и поместил в  вольерчик. Точно так же он поступил с двумя оставшимися запряженными тараканами.  Потом я  некоторое  время частенько спрашивал у брата, как там дела на таракарне? – нормально, отвечал, все хорошо… Месяца уже через два я опять поинтересовался, что да как, а  Васляй мне ответил,  что, дескать,  он дал всем тараканам свободу и отпустил их, и таракарня приказала долго жить, у него появились какие-то новые увлечения…
             На следующий год весной, в  мае месяце я, занимаясь в гараже,  заметил,  что Васляй что-то в один из дней снова зачастил в баню. Что, спрашиваю, Васляй, снова таракарню организовал? – нет, говорит, битву тарантулов  провожу…Я чуть не сел  там, где стоял.
             Тарантул – это огромный  ядовитый паук, живущий в норках. Вид у него устрашающий, весной они страшно агрессивные и могут запросто напасть на человека, так как имеют способность довольно высоко прыгать и обладают стремительной скоростью бега. Со стороны брюха они имеют очень черный цвет,  а сверху окрас их серый, но напоминает несколько зебру: более светлые полоски серого перемежаются с более темными. Голова выдающаяся, и на ней расположено восемь глаз, четыре больших  в виде квадрата сверху,  и четыре поменьше  в линию под квадратом, под глазами расположены устрашающего вида жвалы и хелицеры, на концах которых почти всегда виден черного цвета яд.
         Стой, говорю,  погоди, дай я сам посмотрю, чем ты там занимаешься. Васляй гордо ведет меня в баню и показывает.  Скажу я вам,  зрелище меня весьма впечатлило. В центре бани на полу стояла большая оцинкованная ванна, какие в те времена были практически в каждом доме. В ванну была налита вода сантиметров эдак на восемь от дна, по дну ванны ползали несколько огромных тарантулов, покрытые большим количеством пузырьков воздуха. Дело в том, что эти пауки покрыты чем-то похожим на шерсть и при погружении в воду они сразу покрывались воздушными пузырями, что давало им возможность дышать и жить какое-то время под водой. И вот эти монстры мало того, что ползали по дну ванны (вода не давала им возможности прыгать) но и дрались между собой. Сцена, должен заметить, не для слабонервных. Ныне,  смотря  фильмы ужасов,  я частенько  вспоминаю этот случай и думаю, что  при определенных технических приемах можно было бы все эти бои вставить в какой-нибудь  жуткий "фильмец".   Начал я его расспрашивать, как же ты ловишь этих пауков? Очень, говорит, просто. Беру литровую стеклянную банку  и фанерку или кусок жести, наливаю в банку воды и иду на лужайку. Ищу норку, заливаю туда воду и накрываю норку банкой. Тарантул вылезает, убегая от воды, я под банку сую жестянку и все, паук пойман. Закрываю крышкой. Беру другую банку и так далее. Потом приношу их сюда, помещаю в ванну и  смотрю.
         Вот  таким образом мой младший братец продемонстрировал еще одно свое природное развлечение.  Для дополнения  картины скажу еще пару слов о его собачке по кличке Липунька.  Как-то наш Васляй вернулся  с улицы, как обычно вечером, и принес с собой малюсенького щеночка неопределенной породы,  которую в народе метко окрестили двортерьер и сказал, что это теперь будет его настоящий и верный друг. Был наш братик для этой собачонки и за папу и за маму, таскал его повсюду с собой. Незаметно щенок превратился в средних размеров собачку с очень веселым и добродушным нравом. Точь-в-точь, как у Васляя. Они даже внешне были чем-то схожи. Этот Липунька ни на шаг не отходил от хозяина. Когда Васька шел в школу, Липунька бежал рядом, садился возле школы и ждал, пока закончатся занятия.   Дружба их была  очень крепкая, но закончилась печально. Васляй вырос, его призвали в армию, он уехал, а Липунька остался… домой он не пошел…все время лежал возле крыльца и ждал..ждал и тосковал… Ел очень нехотя. Стал грустным, частенько выл тонюсеньким голоском. Ближе к зиме однажды поутру мы обнаружили его мертвым возле бани, где они провели с Васляем вместе много весёлых минут.


Рецензии
Занимательный рассказ, но собачку жалко, неужели не нашлось жалости у людей к животному ?

Владимир Ендурайский   11.06.2018 22:07     Заявить о нарушении