синопсис Урановый Город

                УРАНОВЫЙ ГОРОД

Кир, человек среднего возраста, летит в самолёте и читает полученное недавно письмо, о предложении уральского института биофизики сообщить о состоянии здоровья или причине смерти его отца, работавшего там во время аварии на комбинате «Маяк» после взрыва ядерных отходов производства атомной бомбы.

Глядя в иллюминатор самолёта, он вспоминает Урановый город в Азии, где провёл своё детство: поход через крышу на фильм «дети до шестнадцати», солнечный зайчик, пущенный на балкон из зоны во дворе прямо на мать, развешивающую простыни на балконе их дома напротив дощатого забора строительной зоны, откуда только вечером увозили заключённых со двора их недавно сданного в эксплуатацию четырехэтажного панельного дома, крашеного жОлтым.

Самолёт снижается над пустыней и садится в азиатском Урановом городе, где он находит друга, которого не видел много лет, работающего теперь в государственной безопасности этой страны. Они вспоминают о конфликте между ними, связанному с работой  Кира в дискотеке: предал ли его Вит, рассказав во время вербовки, о шуточном намерении Кира создать партию авангардно-революционную, направления анархо-сюрреалистического? Ведь с тех пор он служит им, но теперь лишь в Узбекистане. Кир просит его разыскать свою дочь Нелю.

Она теперь в Учкудуке, где расположены урановые рудники. Вит уезжает туда, якобы в командировку, обещая поискать дочь друга. Несколько дней от него нет известий и Кир садится в междугородний автобус.

Добираться нужно через пустыню Кара-Кум. На Горячем ключе Кир ночует у озера. Ночью у костра, вотяк из Удмуртии, живущий прямо здесь, в чойхоне, говорит, что скрывается от алиментов. В конце короткого диалога вдруг просит не шевелиться и стряхивает с груди Кира каракурта, черного ядовитого паука.

Пересев на попутный грузовик, Кир едет дальше с Водителем. На дороге через барханы они встречают диких верблюдов, на рассвете преодолевают перевал, в долине у святого источника оазис, где они заходят в святое место. В средние века здесь была суфистская школа. Кир, разувшись как все, совершает мини-хадж, вжившись в образ паломника - обходит вокруг большого квадратного камня, якобы осколок которого, сам Мухаммед бросил в Мекку.

Кир выходит из грузовика на повороте к золотоизвлекательной фабрике на склонах гор, где его тут же арестовывает местная полиция, пытаются выяснить кто он. Кир в ответ говорит, что здесь живёт его дочь, а отец работал на этой фабрике, приехав сюда с Урала. Знаете? Там был взрыв ядерных отходов в закрытом городе, где сам Курчатов делал атомную бомбу…

Появляется откуда  ни возьмись, в сером, гражданском костюме, несмотря на жару, его друг Вит, делая вид, что его никто не знает и на самом деле, полицейские ведут себя так, будто его нет.

- Он теперь болен. Твой отец. В профилактории в горах, – так он говорит Киру, освобождает его и селит его в небольшом коттедже в центре города, основанного первыми поселенцами в 1958-ом году. Вит и Кир - товарищи юности и учились в одном классе подмосковной школы. Теперь они пьют виски в кегельбане центрального универсального магазина и вспоминают лучшие свои годы, проведённые здесь, в Азии: «Ведь счастье не зависит от радиационной обстановки», - размышляет пьяный кагэбэшник. «Оно ни от чего не зависит. Это – первопричина!» - сходятся пьяные друзья хотя бы в этом, но конфликт подспудно стоит между ними и то ли мешает, то ли, наоборот, временами, помогает, особенно когда на берегу  ночного бетонного озера у комбината, по хрустящей гальке к ним идут трое молодых местных наци в черных брюках и рубашках с короткими рукавами на темных руках…

Город окружён синими и чёрными отвалами урановой руды. Ночью Кир блуждает по окраинам, видит пустой черный котлован трёхсот метров глубиной, как дыра в земле, в кабаке знакомится с бывшим зэком, пьют, курят, говорят.

Вит всё же помогает найти дочь Кира, Нелю. С ней он вспоминает солнечного зайчика, которого огромным куском зеркала на их балкон пускал заключенный из-за забора зоны в их дворе, на твою бабушку, получается, на мою маму, развешивающую ещё влажные после стирки простыни.

В городе прекрасный бассейн, там он учит свою дочь плавать под водой в прыжковой ванне двадцать на двадцать, глубиной девять метров, даже показывает, как правильно продувать уши, чтобы погружаться без боли в ушах. Теперь ей семнадцать лет и он рассказывает Неле о дедушке, крещённом бабкой в водах реки Течи, отравленной в тот день ядерными отходами с комбината «Маяк».
Они решают ехать к его отцу, её деду, в горный профилакторий, надо лететь самолётом, но…

Её друг Кэмел, с носом горбом будто у верблюда, постоянно кружащий вокруг на своём мотоцикле вечно укуренный, по информации Вита, привозящий в город бирюзу и гашиш, отбирающий его у бабаев в горном кишлаке, не пускает от себя девушку. Кир увозит Нелю в Нурату, где находится, по информации Вита, их старый дискотечный друг Наиль.  Они едут на старом, пыльном автобусе по дорогам среди отвалов руды, потом по пустыне, потом пешком поднимаются к невысокому горному перевалу, за которым спуск в живописную долину с красными горами и белыми верблюдами. У святого источника с рыбами в каменном хаузе у медресе на могиле пророка Али, где они, переночевав, наутро идут в местную психиатрическую лечебницу и навещают там постаревшего товарища Кира.  «Русские нас бросили…» - грустно, с обидой говорит Врач, когда они идут с ним по полю, уставленному советскими памятниками Ленину и другим деятелям коммунистической партии, свезённым сюда со всей республики. Потом они уезжают в город, где находится управление Комбината, останавливаются в гостинице химкомбината, под видом мужа и жены. Отсюда им лететь в Самарканд, где можно будет на машине добраться до горного профилактория Комбината, по-прежнему добывающего в пустыне уран, золото и редкоземельные металлы. «Типа вольфрам-молибден», - объясняет им профсоюзный деятель из местной интеллигенции. Там, в профилактории, по нашим расчётам, должен быть ваш дед, - кивает он молчаливой девушке, пытаясь найти с ней общий язык…

В гостинце Кира опять навещает Вит, рассказывает, что в этом номере всегда встречались с сексотами при советской власти. Избегая встреч со старыми знакомыми, Неля и Кир испытывают друг к другу странные чувства: с одной стороны они видят друг друга первый раз, а с другой - они ведь отец и дочь… Вит помогает им, убедив Кира, что оставаясь здесь, он рискует сесть в зиндан надолго, ведь урановые секреты теперь хранит не только республика, ведь ими заинтересованы все мировые разведки, а друзья-уголовники Кэмела рыщут по их следу… Помогает сесть в самолёт местных авиалиний.

Наконец, они добираются до горного ущелья на вертолёте, который взлетая имеет вид настоящего перепачканного маслом советского МИ-8, а при посадке превращается в явную авиамодель, видимо, управляемую по  радио. Этот вертолётик оранжевого яркого цвета, привозит их в горы, приземлившись на бетонную круглую площадку на склоне горы, поросшей высокими хвойными деревьями… Дальше добираются на огромной фирменном белом двухэтажном грузовом автомобиле с длинной белой фурой с надписью на неизвестном языке по борту, забрызганному грязью. Шофёр пытается грязно шутить по поводу девушки, но Кир жёстко останавливает машину и они высаживаются на обочине. Переночевав в комнате глиняной мазанки у минарета рядом с бывшим рыбоводческим хозяйством на дне ущелья, где теперь безлюдно, но в промышленном бассейне полно рыбы, за которой приезжает на утро черная большая машина.

Наконец, находят лежащего в постели в комнате беленого известью дома среди диких роз, умирающего отца Кира, дедушку Наили, как он называет  внучку полным именем, данным ей матерью, которая, по его словам теперь где-то в Глазове, там где обогащают уран. Ухаживает за ним Наиля, а Кир предается воспоминаниям с товарищем Шамо, сторожем-смотрителем профилактория. Они уходят в горы, пробуют восточные курения и Кир, сидя на вершине, вспоминает себя, как отца, то есть проходит через дни ядерной катастрофы в Челябинске-40, встречает там Нелю с банкой молока, за которым она ушла из палаты дедушки. Голос деда говорит о закрытом городе, где жил и работал его отец и где родился и был крещён в той самой водичке - он сам  после катастрофы, оставившей след на его теле.

Кир встаёт и показывает одуревшему Шамо, черные следы на своей правой ляжке… Солнце уходит за горы.

Наиля сидит на берегу горной реки, где сверху вдруг появляется в воде текущее молоко, словно из той банки кто-то вылил, а она входит в палату, где кровать деда с оставшейся голой панцирной сеткой…

Наиля и Кир через дюны выходят к морю, где Кир учит настоящим подводным погружениям свою дочь. Они поднимаются от песчаного дна к поверхности моря, пользуясь одним аквалангом – передают загубник друг другу, дышат и медленно всплывают к солнцу в волнах на поверхности воды.

Музыка, титры. КОНЕЦ

Александр Валерьевич Кузнецов
kuznecovsasha@mail.ru


Рецензии