Ведьмин стул. Места силы Костромской области

Ведьмин стул. Офис лесного Бога.
Группа в контакте https://vk.com/club103205265

Современные названия поклонным камням дают краеведы и исследователи – студенты, преподаватели вузов, или просто геокешеры. Поэтому в интернете можно встретить такие названия, как камень - утюг (Вологодская область), Ревяка (Ивановская область) и прочие интересные названия объектов, на которых мы, конечно, тоже успели побывать. Как назывались эти священные места в древности,  никто не знает. Да и от языка, на котором говорили племена, населявшие северные (в том числе Костромскую) области России, остались одни географические названия – Покша (река в Костромской области), Кинешма (город в Ивановской области), Нея (река в Костромской области и районный центр), Вохма (река и районный центр), Нерехта (районный центр. Ранее предположительно назывался Мерехта от названия народа Меря), Няндома (Архангельская область) и так далее…

Поклонный камень у деревни Антоновское Красносельского района Костромской области, назвали Башмак, а еще Медведь, мол, похож он и на то, и на другое. Хотя подобные камни на севере России обычно называют «Ведьмин стул», и говорят, что по ночам на них сидят ведьмы и колдуны, набираясь колдовской силы. Ведь эти мегалиты отличаются тем, что имеют горизонтальную площадку для сидения, и форму стула. А на нашем «стуле», к тому же, местные жители видели старичка, который превращался в медведя. Но если учесть, что языческие народы севера России были склонны к красивостям (Кинешма – глубокая темная вода, Нея – извилистая река, Няндома – щедрая земля…), этот объект мог вполне называться, ну скажем, «Трон лесного Бога».
В свободное от работы время колхозник Петр Климов любил ходить по грибы, благо в километре от его деревни Антоновское располагался вполне приемлемый для этих целей лес, к которому странная Марфа, жившая на окраине, протоптала тропу. Эта пожилая женщина почти каждый день ходила через колхозное поле, но, как поговаривали местные, таскалась она в лес не по грибы, и даже не в деревню Сторжево, что была за лесом, а к таинственному большому камню, что лежал в лесу за ручьем. Кто-то даже называл ее колдуньей. Камень тот был известен по двум причинам. Все знали, что в старину люди отмечали у него Ильин день – местный престольный праздник. Нарядные они веселились, играли и вкусно кушали. А еще все знали, что два пьянчуги из соседней деревни когда-то искали под ним клад. Эти алчные люди смогли пропихнуть под камень две слеги и выкопать под ним большую яму. Они бы копали еще глубже, но слеги треснули, и камень упал на дно, придавив ногу главному затевале. Ногу откопали, но горе-кладоискатель так и остался хромым. После этих событий камень занял то же положение, но только на дне ямы. Но вернемся к Петру. Улучив свободный часик в нелегкую осеннюю страду, наш грибник, вооружившись старой корзиной,  отправился в лес. Дорога его и впрямь шла мимо того самого большого камня. Уже подходя к лесу, вспомнил он, что забыл папиросы. «Да ладно, грибы и лес важнее курева, не возвращаться же» - подумал Петр и перешел овраг. И тут, что за наваждение - Петр учуял ароматный запах махорки! Как же захотелось ему покурить в этот момент! «Но откуда этот запах, галлюцинация, или впрямь рядом кто-то курит?!» И вышел наш грибник на камень. И что же он видит?! Сидит на каменном стуле удивительный старичок – одежка ветхая, борода длинная седая, и курит «козью ножку». «Дай закурить, дедушка» - попросил Петр. Старичок полез в карман и вдруг… исчез! Остался только аромат махорки. «Вот же почудилось!» - колхозник постоял немного, и уже хотел возвращаться домой, но решил все же поискать грибов. Правда от увиденного внимание его было рассеянным и набрал он немного. Идти ли назад той же тропой  - «Будь она неладна – Марфина тропа!», или нет? Но решил проверить себя мужчина – «Что я – трус, какой что-ли?!» И пошел. А на камне! На стуле каменном медведь сидит, и шерсть сединой отливает! Выронил корзину Петр и побежал сам не свой от страха! Вот такие грибы.
Есть и другие упоминания о седом старичке, сидящем на камне. Однако таинственные встречи заканчиваются в 40-х годах прошлого века. Согласно славянской мифологии, старичок, оборачивающийся медведем, — великий Бог Велес. А его явление людям — предупреждение о важных событиях, которые должны произойти.

Приходя в лес, делайте подношение хозяину – так делали и делают многие жители Костромской области. Это Его мир, а мы в нем лишь гости.
Ученую из Ярославля Светлану Чернецову я называл «Мадам, посвятившая жизнь камням». Это ее группа собрала материал о каменном стуле. Мы же искали его два дня. Справа от поросшей молодыми деревцами, марфиной тропы вдоль леса выкопан глубокий карьер, за ним очень высокий холм. Слева вдоль леса идет дорога, за ней тоже холм. Заходить нужно как раз в том месте, где дорога переходит в карьер, дальше по площадке и там, за оврагом с ручьем, слева от тропы, что заходит в лес в виде неглубокой ложбины, в кладоискательной яме лежит камень «Ведьмин стул», или «Башмак». Точного местоположения никто не знал, и мы блуждали по лесистым холмам и оврагам два дня. В поисках кроме нас с Кларой принимали участие историки Андрей Малышев и его жена Оля, да наш верный спутник биолог- охотовед Александр Николаев. Уже отчаявшись, я решил применить бубен. Его удары гулко разнеслись по лесу и спустя минуту он, что называется, вывел меня на сакральный объект. Мы были счастливы, как счастлив любой исследователь, нашедший частицу себя…

Впрочем, к камню можно добраться гораздо проще – если не поворачивать в Антоновское, а проехать чуть дальше - в сторону д. Сторожево, проехать овраг, а за ним пешком – направо, в лес. И просто идти вдоль оврага так, чтобы он был справа – тогда сам собой выёдешь на «Ведьмин стул».

Камлая однажды на этом камне, я действительно увидел седого, почему-то раскосого старичка. В этот момент тот же образ явился еще одному участнику группы «Двери в другие миры». В последствии были и другие видения. Если читатели пришли в легкое недоумение, поясню – многие исследователи древних культов, особенно шаманизма, дабы лучше понять природу этих вещей, пробовали себя в роли шамана, или становились участниками различных обрядов. Что поделать, одержимые люди.

Да и такие места, как «Ведьмин стул» весьма к этому располагают.
Камень каждый раз преподносит новые сюрпризы. Однажды, придя довольно большой группой на этот сакральный объект, мы увидели, как по гладкому снежному покрывалу к камню и от него идет ровная цепочка звериных следов, причем принадлежащая совершенно различным лесным обитателям. Как будто звери шли поклониться Хозяину леса, чинно восседающему на своем каменном троне.



В продаже есть брошюры
«Если не боишься черта»
"Аннушка. Легенда о черном сердце"
и «Места силы Костромской области»
Костромичи могут приобрести в магазине «Путь к себе» - Ленина 4а
Желающим выписать книжку почтой могут писать на
zemlja@yandex.ru


Рецензии