Резиновые вьетнамки или Sale 60 процентов

Мой первый переговорный опыт с вьетнамцами пришелся на начало 1967 года. Это был контракт на строительство во Вьетнами тепловой электростанции. В те времена, такие масштабные строительства осуществлялись на основе межгосударственных (партийных) и межправительственных соглашений. Так вот, исполнять эти соглашения было поручено В/О «Технопромэкспорт».
Мы подготовили контракт на поставку комплектного оборудования, к которому прилагалось несколько томов приложений с перечислением нескольких тысяч единиц оборудования и его комплектующих, определили цену нашего предложения и передали проект контракта нашим вьетнамским товарищам.
Прошло довольно продолжительное время, прежде чем к нам пришли вьетнамские внешнеторговые представители для обсуждения контракта. Главным вопросом, разумеется, был вопрос цены. Вьетнамцы, обычно всегда улыбчивые, явились на переговоры весьма хмурными и даже несколько сердитыми (что для них несвойственно). Разумеется, дело было в цене. Наше цену вьетнамцы сочли «необоснованно высокой» и назвали свою цену, которая была на 50-60 процентов ниже! Уверяю вас, это было абсолютно абсурдное предложение! Мы говорим вьетнамцам;
«Друзья! Если бы решили построить аналогичную станцию по контракту с «Вестингауз Электрик», то это обошлось бы вам на 40-50 процентов дороже, чем предлагаем мы. К тому же, расплачиваться пришлось бы американскими долларами, а не рисом, мазью «Звездочка» и резиновыми «вьетнамками» (обувь, разумеется....), как в нашем с вами случае».

Вьетнамцы снова надолго исчезли, предварительно потребовав от нас представить им контрактную цену по каждой позиции номенклатуры. Это была «весёлая» работёнка! Когда мы снова встретились, вьетнамцы тут же «поймали нас за руку», заявив, что если сложить все позиционные цены, то окончательная контрактная цена будет на 5% ниже цены нашего предложения! То ли вьетнамцы «валяли дурака», то ли добросовестно исполняли чей-то приказ, или не внимательно читали контракт, где прямо было сказано, что «Поставщик берёт 5% за комплектацию оборудования». Но это были только цветочки.... «Главный» вьетнамский переговорщик, с загадочной улыбкой на лице, достал из портфеля какую-то книженцию, и с видом победителя продемонстрировал её нам
Это был прейскурант оптовых цен на энергетическое оборудование, который вьетнамцы, очевидно «по-дружбе» заполучили в Министерстве энергетики СССР. Главный вьетнамский переговорщик, улыбаясь до ушей (в чём его поддержали его коллеги), заявил, что если посчитать стоимость контракта по оптовым ценам, то она окажется ниже на 60 процентов, а значит стоимость контракта необходимо снизить на эти 60 процентов!
Признаться, я тогда просто опешил от этого заявления! Ведь «даже ежу было понятно», что в международной торговле товары и оборудование продают не по оптовым ценам, а по внешнеторговым, среднемировым. Однако вьетнамцы и слышать ничего не хотели насчёт мировых цен. Более того, они, улыбаясь до ушей, напомнили нам, что электростанция строится по межгосударственному соглашению, которое заключили товарищи Хо Ши Мин и Брежнев, и это соглашение надо исполнять.
Это уже было похоже на шантаж... Вьетнамцы оказались очень упёртыми, к тому, без конца ссылались на необходимость исполнения в отведенные сроки воли товарищей Хо Ши Мина и Брежнева. В конце концов, Совет Министров СССР, специальным постановлением разрешил «Технопромэкспорту» снизить цену контракта на 30 процентов.
Это обстоятельство имело последствия для граждан Советского Союза. Если кто помнит, в те годы в стране наблюдался определенный дефицит с резиновыми вьетнамками и мазью «Звёздочка».....

07.04.2015 АГ


Рецензии