Наш класс

   Отстраивался высотками мой родной город, строились новые школы и расселялись старые по месту жительства детворы или по ее желанию.  Так, прокочевав по нескольким школам я оказалась в новой, очень далеко от дома и по причине глобальной и настолько прозрачной! – Господь вел меня к людям. Они по каким-то одному богу известным критериям были собраны вокруг меня, чтобы моей внутренней установкой стала фраза: «Будник, не будь говном!» - Это я обозначила свою фамилию и моего отца – могу себе позволить, поскольку она не посрамлена ничем. 
   Ну, школа – это здание. Не более того. А вот наш КЛАСС...
Я пришла в него в 6-й, в сборно-сбродный. Но писать о нем я имею право только потому, что руководство школы, обессилев в борьбе, бросило в него, когда он был уже 8-м, как в болото золотую рыбку, нашу классную, Ногину Надежду Иосифовну.
   С ее приходом мы стали обретать ценности – к стыду нашему мы так долго без них обходились! А она, наша Надежда – во всех смыслах этого имени и слова увидела в каждом из нас личноть.
   И была потрясена тем, что в таком количестве в одном классе сразу ни до нас, ни после уже не встречала.
   Она нас вытащила со дна, из вязкого ила, научила не вести себя, а нести, не роняя лица.
  И класс наш стал завидным. К нам в матери-воспитатели ринулась парторг школы, выжив нашу Надежду.
  И до самого выпуска шел честный бой с открытым забралом со всеми, кто хоть как-то пытался отбросить тень на наше с Надеждой  счастливое  прошлое. 
  Мы буквально прописались у нее дома, шли поделиться своими личными проблемами и молчали об «осаде школы».
- А я знала – говорила она потом, но верила, что воюете вы достойно.
А как же иначе? – Чести не посрамив, не уронив лица. Как были ею обуче-ны.   
  Она из семьи потомственных педагогов. Отец велел ей, когда писала она характеристики первым своим выпускникам, показать их сначала ему. И устроил ей такой нагоняй! Кричал:
- Ты куда их провожаешь? Во взрослую жизнь или в тюрьму? Ты куда смотрела, что не увидела ничего ни в одном ребенке? А должна была увидеть главное в каждом!
  Да видела, видела наверняка. Только действовала  по уставу. Нам повезло. Мы росли с ее помощью на обломках этого устава.
  Потом она ушла из школы. Преподавала в колонии малолетних преступников. Не рассказывала, что ей там пришлось пройти. Только один эпизод, когда они как-то притерлись уже друг к другу.- Погас свет в колонии, завыли сирены, под-нялись в воздух осветительные ракеты, как в максимальную вероятность побега. А заключенные в темноте класса попросили ее:
- Надежда Иосифовна, давайте поговорим по душам. Темно ведь, не стыдно.
   Когда зажегся свет, предложили его погасить и продолжить, понимая – не дадут.
Только один, покидая класс, предостерег:
- Не забывайте, мы - преступники.
 ... Много лет спустя они пришли проводить ее в последний путь. Как-то сразу смешались с нами. Понятно - мы   прошли одну школу, ее, надеждину.
   Кого воспитала Надежда Иосифовна? - Генерала КНБ  - аббревиатура Комитета Национальной Безопасности Казахстана, кутюрье, системотехников, програм-мистов, технарей разных профилей, металлурга.
   Есть ли среди ее выпускников учителя? - Возможно кто-то и рискнул с нулевой перспективой дотянуться до СВЕТЛОГО ОБРАЗА НАДЕЖДЫ.


Рецензии