Усадьба

   На холме среди аллей и сада виднеется белая усадьба. Два ее этажа с колоннами у входа и широким каменным крыльцом видны сразу же при въезде в аллею. Живет здесь семья помещика.Сам барин, его жена и их взрослая дочь. Бог сына не дал, вот и надеется все семейство вместе с многочисленными родственниками на удачное замужество барышни. А барышне до этих надежд дела нет. Машенька любит гулять в саду, обожает слушать музыку и сама играет на фортепьяно. Маменька пыталась уговорить дочь подумать о замужестве, но напрасно. Пал Петрович решили везти барышню в Киев и представить обществу во время зимнего бала, что всегда проходит там в Рождество. А сейчас еще лето и надо заниматься хозяйством. Сенокос уже закончился. Маковка лета на носу. Вот-вот начнется уборочная. Пшеничка уже готова, колос в этом году уж очень хорош: и крепок, и длинный, и не пустотелый. Скоро зерно совсем поспеет , отяжелеет и даст небывалый урожай.
   Пал Петрович стоит на крыльце и с удовольствием поглаживает свою аккуратную бороду и усы. Надо бы зайти еще раз в оранжерею, посмотреть, что там да как.Он важно спускается по ступенькам и, обойдя особняк слева,  входит через наружную дверь в царство запахов и цветов. Он, довольный, прохаживается между рядами лилий, гортензий, гиацинтов, гладиолусов, клематисов,орхидей и роз. Особую гордость испытывает он при виде этой красоты. Сколько разных выставок он посетил, сколько прочел специальных трудов по выращиванию экзотических деревьев и цветов! Невероятную радость испытывал барин, когда удавалось приобрести какой то новый сорт. Вот в этом году в его оранжерее впервые расцвели древовидная магнолия и китайский древовидный пион. На праздник цветения этих чудесных кустов приезжали помещики не только из соседних поместий, но даже с Полтавской губернии. В последнее время он представлял свои достижения не только в Харькове, но и в Киеве. Некоторые экземпляры из его коллекции растений получили награды. Ничто так не радовалo Пал Петровича как выращивание нового представителя флоры. Он с нетерпением ждал первых листочков, появления бутонов и, когда распускался первый цветок, радости не было конца. Домашние знали о пристрастии Пал Петровича и поддерживали его во всех его начинаниях. Даже многочисленные селяне уважали своего барина за эту увлеченность, и знания его в этой области не раз помогали им обустроить свой нехитрый сад и вырастить их женам цветы возле хат. Семена и саженцы, отбракованные или лишние, он раздавал людям. Все селянки стремились работать у барина в оранжереях. Это не то, что в поле, да и красота какая! А самые смышленые из них еще и учились мастерству ухода за растениями, познавали тайны выращивания диковинных фруктов, овощей, и потом могли все эти знания применять в своем хозяйстве. Так в сельских садах появились очень крупные вишни на длинных ветках, необыкновенно вкусные и сочные груши, большие плоды белого налива и кусты смородины с удлиненными ягодами и большими гроздьями, а так же - крыжовник.

   Не только цветы радовали глаз, но и деревья, которые выращивали в правой части оранжереи. Там были лимоны, мандариновые деревья, персики, разные сорта винограда и даже банановые пальмы.Вокруг усадьбы расположился огромный сад. Здесь были черешни, вишни, сливы, лучшие сорта яблонь и груш. Сад окупал себя полностью.Барин продавал фрукты в лучшие дома города, в рестораны и на рынки.
Но не только это составляло доход усадьбы, но и рыба, которую выращивали в прудах за селом.В четыре огромных пруда, расположенных в оврагах, что змейкой выплывали один за другим, запускали мальков зеркального карпа и другой рыбы. Улов проводили каждый день в благоприятное время. Здесь уже работали только мужчины, которые еще мальчишками знали о рыбе все и умели ловить ее не только на удочку или сетью, но и руками. Вот так процветало это хозяйство и усадьба. Но разве это все! Конечно, нет. Десятки гектаров были засеяны пшеницей и подсолнухом. Огромный лес окружал все угодья, и доход от продажи древесины был самой существенной частью дохода усадьбы.

    В самый разгар уборочной Пал Петрович заболел, да так сильно, что пришлось везти доктора из самого Харькова. Тот прописал барину не только всякие микстуры от болезни сердца, но и покой. Но как же улежать, когда забот невпроворот.Управляющий управляющим, а глаз то за всем нужен. И тут неожиданно Машенька пришла на помощь отцу. Она так испугалась за здоровье папеньки, что решила взять все в свои руки. Теперь каждое утро она давала распоряжения, объезжала поля вместе с управляющим, проверяла бухгалтерские книги, уделяя особое внимание отчетности по лесу. И когда эта милая барышня впитала в себя эту отцовскую хватку? Может тогда,когда ездила вместе с ним на выставки или, когда читала книги отцу по ботанике; а может еще раньше, когда маленькой девочкой шалила и пряталась в отцовском кабинете, тайком слушая все его указания. Барышня получила хорошее домашнее образование и воспитание, но никто не ожидал, что она проявит такой характер и деловую хватку. Через месяц Павлу Петровичу разрешили вернуться к его обычному образу жизни и он не без удовольствия заметил, что его дочь прекрасно справилась с управлением усадьбой и убытка не было, а только лишь доход. Теперь он полагался на мнение дочери в разных хозяйственных вопросах и стал любить ее еще больше.

   Наступило время сбора осенних сортов яблок, слив и груш. Их складывали в специальные ящики и опускали в погреба для хранения. Осень пришла в усадьбу, а в  страну - октябрьский переворот. После своей последней поездки в Харьков Павел Петрович не находил себе места. Волнения в городе, начавшиеся погромы, не предвещали ничего хорошего. Некоторые помещики уже в открытую заявляли, что надо уезжать. Но как бросить такое хозяйство? А его цветы, его деревья? Оставить на управляющего? Как можно! Павел Петрович позвал в кабинет жену и Машеньку. Он объявил им о том, что происходит и захотел услышать мнение Маши.
Она высказалась в пользу не принятия поспешных решений. На том и остановились.

   Прошло еще два месяца. В села возвращались солдаты с войны. Неизвестно откуда в их  ближайшем селе появились агитаторы и смутьяны. Пока в усадьбе было тихо, но все чувствовали напряжение и приближение беды. В городе уже было очень неспокойно.Кто уезжал за границу, а кто  - в белую армию. Гроза приблизилась вплотную. По возвращению Павел Петрович приказал готовиться к отъезду. Маша промолчала, а жена заплакала и ушла к себе. Отъезд назначили на утро следующего дня.

   Экипажи готовы. Раннее холодное утро было похоже больше на ночь. Павел Петрович вышел на крыльцо , а потом  резко развернулся и пошел к оранжерее. Он взял в руки лампу со стола при входе и пошел последний раз посмотреть на свои растения.Уже вновь распускались орхидеи, и их вычурные цветы в этом полумраке выглядели нереальными. Причудливые лилии светились под светом керосиновой лампы своими нежными лепестками. Пал Петрович остановился и замер.
   - По живому, по всей этой красоте, по нашей крови!.. Ни за что!Как мне жить дальше, ведь это дело всей моей жизни?!Кому это достанется? Кому?! Мои цветы, мои саженцы ...
    Он снял со стены еще одну лампу. Отвинтил горелку и вылил керосин прямо на деревянные настилы на полу. Потом зажег обрывок газеты...
   - Панэ, що ви робытэ?!!Нэ треба! - закричала молодая селянка, что была в дальнем конце оранжереи.- Така ж краса! Мы доглянемо, вы нэ турбуйтеся!
   Павел Петрович оглянулся и увидел Машу, что как статуя застыла в дверном проеме. Он затушил разгоревшуюся бумагу, придавив ботинком, и молча вышел вместе с Машей.

    Несколько недель люди только и смотрели на опустевшую усадьбу. Работники еще приходили на работу и ухаживали за растениями. Но скоро раскаты гражданской войны достигли и их села. Усадьбу начали грабить. Разворовали все, начиная от стекол с оранжереи и заканчивая кирпичом со стен. За годы войн и голодовок сад зачах, удивительные растения из оранжереи погибли от морозов, только некоторые цветы спаслись в сельских хатах под опекой простых женщин.

  Даже через много лет местные дети , забегая далеко от дома, среди леса обнаруживали удивительные деревья черешен и старых яблонь, с которых еще можно было сорвать малочисленные, но очень вкусные плоды и ягоды.


Рецензии
Татьяна, с удовольствием прочитала Ваш рассказ. А у меня в романе очень похожие ситуации есть. Правда не в том, что вы начали читать. Там, конечно, тоже о разграбленной усадьбе, но немного не то. Есть у меня два романа. Любовная фантастика, так там один князь тоже этим увлекался. Оба изданы в виде цифровых книг в Киеве. И еще - у меня отец Харьковчанин.))) С Шатиловки. Только его нет уже... К сожалению. С теплом, Ольга.

Ольга Скоробогатова 2   23.06.2017 12:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга. Я видела ссылки.) Как-то прочту.
Я помню о Вашем папе. Все хотела спросить, Вы с Шатиловки ближе к источнику, или туда, повыше, с Жуковского?

Татьяна Раевская   23.06.2017 13:39   Заявить о нарушении
Таня, дом стоит на пересечении дорог. Напротив него Райфайзенбанк, кажется. Дом угловой. Но на родник пешком ходили и недалеко вроде. Давно было, уже точно и не вспомню, сколько по времени.))) Там сейчас двоюродный племянник живет с семьей. А я там была последний раз в 27 лет, в1984 году. Бабушка у нас немного пожила и уехала к внуку. Больно он шебутной был. Потом старики поумирали, и я больше не ездила. Родители, конечно, ездили... А отца в 90 годы не пустили из Белгорода пограничники. Он был в Белгороде по делам и хотел на могилы родных зайти, да и вообще... Воспоминаний много, друзей.
Брат ездил, в 13 году, кажется. Вот такие дела.
Но я смотрю иногда на дом в компьютере. Раньше наш дом был один из самых больших и богатых, а теперь беднее, кажется, и нет.(((

Ольга Скоробогатова 2   23.06.2017 18:25   Заявить о нарушении
Если от источника близко, то это внизу. Почти в центре. Там вверх подняться и - проспект Науки (бывший Ленина). Как мир тесен, Оля!)))

Татьяна Раевская   23.06.2017 21:34   Заявить о нарушении
Да, да - Проспект Ленина виден был с дороги.)))

Ольга Скоробогатова 2   24.06.2017 00:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.