Мемуары записки эстрадного гипнотизёра ч. 8

А МЕНЯ ГИПНОЗ НЕ БЕРЁТ
 Расхожая фраза «А меня гипноз не берёт». Сразу отвечу: -Берёт, берёт - смотря для чего вы ему подвергаетесь.
  Гипноз для лечения и публичные сеансы гипноза, как говорят в Одессе «две большие разницы»
 Загипнотизировать невозможно только шизофреника. Хотя и для этого есть свои методы.
  Буквально несколько слов о книгах, которыми я пользовался
В первую очередь – В. Леви – «Искусство быть собой»,
«Искусство быть другим» - пособие для всех и на все века по аутогенной тренировке (АТ).
А. Филатов «Аутогенная тренировка» - замечательное пособие для спортсменов
Л. Шерток, профессор из Франции – «Неопознанное в психике человека»
А. Слободяник – «Психотерапия, внушение, гипноз»
Л. Ленгон – «Добрая сила гипноза»
Г.Н.Кассиль – «Наука о боли»
С. Иванов -  «Лабиринт Мнемозины»
 Немецкий психотерапевт И. Шульц в своё время разработал АТ.
Шесть формул, которые он предложил, считаются классическими:
«Моя правая рука тяжёлая»
«Моя правая рука тёплая»
«Моё сердце спокойное»
«Моё дыхание ровное, спокойное»
«Моё солнечное сплетение излучает тепло»
«Мой лоб приятно прохладен»
  В дальнейшем психотерапевты вносили свои изменения, дополняя их своими приёмами, но основа И.Шульца существует и по сей день.
 Я научился АТ сочетать с гипнозом.
   О гипнозе я расскажу в главе «Гипноз в его многогранном обличии»

          О памяти
               
    В перечне книг, которые я прочёл и которые помогали мне в работе, я упомянул книгу С. Иванова «Лабиринт Мнемозины».
  Выступая в жанре психологических опытов, ещё до того, как я получил официальное разрешение. иногда приходилось испытывать неприятные моменты. Дело в том, что когда приезжали комиссии, которые проводили тарификацию артистов, директора филармоний срочно увольняли своих «гипнотизёров». Гипноз для показа в учреждениях культуры был под запретом. Меня же  просили показывать то, что разрешено, например, из экспериментов, которые проводил Вольф Мессинг. К счастью, я прекрасно владел идеомоторикой. Но членов комиссии было трудно убедить, что я не могу как  музыканты, фокусники или вокалисты, показывать свою программу без зрителей.
 Поэтому я подыскивал «трюки», приближённые к психологии.  Был период, когда я с удовольствием читал книгу Мишеля Монтеня «Опыты» и в одной из глав обнаружил такую запись Монтеня:
 «Нет человека, которому пристало бы меньше моего затевать разговоры  о памяти. Ведь я не нахожу в себе ни малейших следов её и не думаю, чтобы во всём мире существовала другая память столь же чудовищно немощная». И меня осенило: ведь можно проводить опыты с памятью!
  Пошёл на книжный рынок посмотреть литературу.  И вдруг,  как по мановению волшебной палочки, смотрю - передо мной лежит книга «Лабиринт Мнемозины». Перелистываю её и чувствую, как сердце радостно забилось. То, что надо! Сразу вспоминаются слова из песни «Кто ищет, тот всегда найдёт».  Неважно, что книга вышла в издательстве «Детская литература», для меня она явилась настоящим взрослым  подспорьем в моих поисках. Спасибо автору Сергею Иванову. Надо же, чтобы так совпало -  размышления Мишеля Монтеня и книга Сергея Иванова пришли ко мне одновременно. Лишнее доказательство тому, что наша мысль может материализоваться.  Вот так у меня появился новый эксперимент, которым я в дальнейшем удивлял не только зрителей, но и своих близких: – Как, откуда, ты же этого никогда не делал, - говорили они мне.
  А эксперимент был такой: я выходил на сцену, внимательно оглядывал зрителей, сидящих в первом ряду, затем просил каждого из них представиться: встать и  назвать своё имя и фамилию. Таких зрителей могло быть 14 или 21, кратное к семи. Мне завязывали глаза, я поворачивался спиной к залу и произносил имена и фамилии  зрителей, в том порядке, в котором я с ними знакомился.  Ассистентка жестом показывала им, чтобы они вставали и поворачивались лицом к залу. А я, кроме имени и фамилии, добавлял то, что я запомнил. Например, Валентина Голикова - синий шарфик на шее, Николай Чижов - очки в металлической оправе, Юля Белоус - девушка с голубыми глазами, и т. д. С именами, фамилиями никогда не ошибался. Правда, редко, но бывали сбои из-за  незначительных деталей, которые я не мог зафиксировать у зрителей.. Зато каждое точное «попадание» вызывало аплодисменты зрителей. А когда я заканчивал номер, снимал повязку с глаз и поворачивался на поклон, зал долго мне аплодировал. Наверно, вам интересно, как это происходит? Я нее делаю из этого секрета. Попробуйте, может и у вас это получится? Ведь у каждого человека заложено в памяти то, что он когда-то прочёл или записал, но он этого не помнит. Оно спрятано где-то в уголках памяти. Точно так же, как и какие-то события, перешедшие к нам от наших родителей, дедов и прадедов.
     Со мной был такой случай. Я приехал в Москву, зашёл в телефонную будку, чтобы позвонить и вдруг обнаружил, что забыл записную книжку, а звонок был крайне важным. Я бросил монету в щель и рука автоматически набрала нужный мне номер. Я не удивился, ибо к тому времени прочёл много литературы  о нашей памяти. О многих удивительных свойствах нашего мозга и феноменах этого я приводил в своих выступлениях в качестве примеров. Например, о пожилом неграмотном бразильце, который разве что мог пересчитать деньги. Но,  когда ему предлагали перемножить шестизначные цифры он мгновенно выдавал результат.  Изумлённые исследователи  спрашивали, как это у него получается? А всё просто,- отвечал он, - это как море – одна волна набегает на другую и получается длинная волна. Откуда это у него?
 Так вот о «секрете» номера. Находясь в состоянии повышенной сосредоточенности, я мысленно рисую в своей памяти Дом с Комнатами. «Комнат» или 14 или 21. В эти «комнаты» я размещаю или точнее, поселяю зрителей, которые мне представились, а с ними - и их знаки отличия. Затем,  я просто захожу в каждую «комнату» и рассказываю, кто там находится.
  Чтобы отрепетировать этот номер и довести до совершенства, я у знакомых директоров школ  брал  разрешение, заходил в классы к старшеклассникам и на них «оттачивал» этот номер. Им это очень нравилось.
 Кстати, ещё я пробовал освоить быстрый счёт – есть много способов, как это делать, но давалось с трудом.. Не моё.
  И ещё об одном психологическом номере, скорее трюке, я хотел рассказать. Он тоже создавался для тарификационных  комиссий, но иногда в небольших залах, где я давал по нескольку сеансов я его демонстрировал. Выглядело это так:  мой ассистент шёл в зал с блокнотом,  зрители писали ему  четырёхзначные числа. Возвратившись на сцену, он просил одного из зрителей сложить эти числа, а сумму написать мелом на дощечке. Дощечку зритель заворачивал в газету, и я просил его думать о каждой цифре этого числа. Потом  я говорил: - Спасибо, достаточно и произносил число. Помощник разворачивал дощечку и показывал зрителям угаданною мной число.
   Но это ещё не окончание номера. Ассистент выносил книгу, зритель брал её в руки и по тому числу, которое получилось, находил в книге слово. Например, первые две цифры – страница, следующая цифра – строчка в этой странице, и ещё одна цифра – слово в этой строке. Двое зрителей, участников эксперимента, вместе с ним читали слово. Я их просил подумать, что это за слово, а потом произносил его вслух. Помощники на сцене аплодировали первыми, а с ними и весь зал.   
    Почему  я так подробно рассказываю об этом номере? В одном из клубов Белгорода у нас было 7 выступлений. Зал небольшой, на 250 мест, и там я показывал  номер с книгой. Книгу я брал в гримёрке, какой-то сборничек лежал на столе. И вот на одном из концертов поднимается энергичный мужичок и на весь зал говорит: - Это обман, я уже третий раз на концерте, уверен, Шифрин выучил книгу и морочит нам голову.
   Я улыбнулся и спокойно говорю: - Вот вам, уважаемый, пригласительный билет, чтобы вы больше не тратились, приходите завтра со своей книгой. И что вы думаете?   Мужчина на следующий концерт пришёл со своей книгой страниц на триста и тожественно мне её вручил. Я её внимательно «прочитал» и сказал : - Всё, я запомнил вашу книгу от и до.
   И когда я закончил номер – прочёл слово из принесенной книги, этот мужичок аплодировал больше всех и с восторгом кричал – Это феноменально! Браво!
 Мой ассистент заметил мне после концерта: – Ну ты и трюкач, как ты его артистично продал. Он то знал, что это  фокус.
   Чтобы закончить эту главу, связанную с некоторыми фокусами, которые я выдавал за психологические опыты, расскажу ещё об одном. Он очень простой, я бы даже сказал детский.
  В одном из отделений «Скорой помощи» в Курске мне организовали творческую встречу в обеденный перерыв. Времени для выступления было мало – 45 минут, поэтому я рассказал о своей профессии, рассказал о возможностях нашей памяти, показал номер, который я описывал выше. А затем ассистент раздал 13 конвертов с вложенными в них листиками, и я попросил написать мне вопросы. Конверты с вопросами возвращаются ко мне. Я беру конверт, кладу его на голову, «думаю» и говорю, какой вопрос здесь написан. И так отвечаю на все вопросы. Делается всё очень просто, наверно кто-то из моих читателей это проделывал со своими знакомыми. Что написано в первом конверте, я не знаю. Но в 99 процентах есть вопрос «Сколько вам лет?».Вот его я и произношу, спрашиваю, был ли такой вопрос, получаю утвердительный ответ и открываю конверт. Достаю записку и говорю: - Правильно, сколько вам лет? В это же время я прочитываю вопрос, который на самом деле находится в записке и так далее.
  . Как я уже говорил, фокус для детей. Но мой статус психоэкспериментатора  и сама  подача номера, не вызывала ни малейшего сомнения у зрителей, что я обладаю телепатией.
   Хотя, на самом деле я действительно, в моменты глубокой сосредоточенности «слышу», о чём думает человек, с которым я беседую. На сцене мне это помогает, а в жизни   неприятно, когда тебе говорят одно, а думают о другом. Но  это - жизнь, и никуда от этого не деться, главное, я к этому привык.

Продолжение следует

 
 


Рецензии
Юра, ты шаг за шагом открываешь нам свои тайны...Читать чертовски интересно!Я с юных лет и до сих пор изучаю В.Л. Леви и В. Мессинга.Пыталась на себе испробовать их "секреты", и получалось!Удачи, Юра, тебе во всём!!!

Ольга Геньба   08.04.2015 11:42     Заявить о нарушении