Мемуары записки эстрадного гипнотизёра ч. 9 пензин

                Пензиниада
  Я уже упоминал в своих воспоминаниях, что Пенза и Пензенская область – «моя лебединая песня»! Поэтому все воспоминания о пензенских гастролях, я решил объединить в один большой блок и назвал его «Пензиниада»
               
                Никольск

   В мой самый первый приезд на гастроли в Пензу, у меня с директором филармонии состоялся примерно такой диалог:
- Юрий Львович, я вам предлагаю начать с  Никольска. Это отдалённый райцентр, но туда летают самолёты.
 - Так мы ж договаривались о концертах в Пензе и близлежащих посёлках, - говорю ему.
А он мне – Слетайте, не пожалеете. Там выступали И. Кобзон, А. Пахмутова, Л. Зыкина, - и перечислил ещё пяток знаменитостей.
  Думаю, ничего себе, что за городишко такой, что его посещают такие мастера искусств. Дал согласие и уже, прилетев в Никольск, и поселившись в гостинице, понял, в чём дело. В гостинице было полно людей, как говорят, кавказской национальности.
 Оказывается, там был головной союзный  завод по изготовлению хрусталя «Красный гигант». Это, как Гусь-Хрустальный, Дядьково… Даже  покруче. Но об этом я уже узнал позже. Гостиница была неуютная, люкс, если он существовал, был занят. Временно поселились.
 Здесь я хочу сделать небольшое отступление. Дело в том, что когда приезжают известные артисты, вокруг них суетятся местные руководители, им создают  хорошие жилищные условия и прочее. Обо мне в первый приезд в город обычно никто не знает. Ну, приехала филармоническая бригада и приехала.
     Иногда мои администраторы идут в райком, горком, убеждают, что приехал гипнотизёр Юрий Шифрин! На кого-то  это производит впечатление, но чаще находят «веские» причины для отказа. Но всё переворачивается с ног на голову после первых же выступлений:
– С вами хотят встретиться…
- Где бы вы хотели жить.
 – Лидия Николаевна хотела бы с вами поговорить
 Можно подумать, я знаю, кто такая Лидия Николаевна. Наверно жена местного чиновника.
- И где же я с вами буду встречаться, в вашей гостинице, что ли? – спрашиваю.
  Вот тогда распахиваются двери литерных гостиниц, номера люкс и прочие привилегии, полагающиеся звёздам. А в том, что в городе появилась  звезда, нет никакого сомнения. Написал эту фразу, и улыбнулся, похвастался. Ну, прямо Сергей Зверев. Но до моей популярности в те годы ему конечно далеко. Хотя, по современным меркам…
  Так было и на сей раз. После первого выступления в ДК завода, на второе и третье мгновенно раскупили все билеты. Мой администратор сказал директору ДК, что Шифрин жить в этой гостинице  не сможет. Шумно очень, а ему надо отдыхать после выступлений.
  Дирекция завода предложила мне изолированную квартиру в заводском общежитии. Это  один гостевой подъезд в девятиэтажке.  Квартиры, в которых располагались командировочные. Мы были втроём. Тогда моим администратором был Саша Бакунин с женой. Они поселились на 3 этаже, а мне  отдали квартиру на 1 этаже - туалет, ванная, кухонька, холодильник. Очень удобно.
 Работаю в ДК. Ажиотаж такой, что даём рекламу ещё на 5 выступлений. Колхозы делают заявки. гарантируют любые суммы, лишь бы приехал. Короче всё, как всегда. Меня все уважают за доступность и, что я не звездюсь. Работаю с большим подъёмом. В Никольский район артисты моего жанра не заезжали, поэтому слухи  о происходящем на сцене распространяются мгновенно. Такого здесь не видели. За билетами очередь с 8 утра. Коллективные заявки на неделю вперёд.
   А по окончании каждого концерта,  благодарные зрители выносят на сцену не цветы, как обычно, а хрустальные изделия. Цветы тоже, но из хрусталя, а ещё ёжики, уточки, лебеди, вазочки. Ой, да всего не перечислить. Но главное – все подарки эксклюзивные.
  Директор завода, очень серьёзный человек, пригласил днём вместе отобедать. Пел дифирамбы. Говорит, что такого ажиотажа в городе не припоминает. Даёт задание главному инженеру провести экскурсию по заводу. И обращается с просьбой помочь одной из работниц завода. Я спрашиваю:
 – А что  с ней произошло?
-  У неё сын погиб в Афганистане, - говорит он, - прислали цинковый запаянный гроб.  Мать вся почернела, плачет, не спит. Муж, с горя, запил, наши медики не знают что делать.
  Так, в Никольске, я впервые  узнал, что в Афганистане идёт необъявленная война и гибнут дети. Конечно, я пообещал, что помогу всем, что в моих силах.
   Как сейчас вижу перед собой миловидную, 40-летнюю женщину с потухшими глазами и чёрной косынкой на голове. Мы с ней проговорили более часа. А потом я ей дал несколько сеансов психологической разгрузки, успокоил, настроил на то, что жизнь продолжается. Был даже такой момент, что она улыбалась. Для меня это было маленькой наградой. Ведь я не врач. Я – артист.  Но разве материнскому горю можно помочь в одночасье. Такие раны лечит время.
  Главный инженер завода провёл с нами экскурсию по заводу. Потрясающее производство. Там же он меня познакомил с одним из мастеров Паникановым. Его изделия, оказывается, славятся не только в СССР, а и за рубежом. Когда наши бонзы едут за границу, они в качестве сувениров, заказывают изделия из хрусталя именно у него. Он сказал, что они с женой были на моём выступлении уже 2 раза.  полный там восторг. А вдобавок хотел мне подарить свой фирменный «паникановский» сервиз – бокалы, рюмки прямо в цеху на рабочем месте. Я поблагодарил его, дал пригласительные билеты на концерт и попросил вручить мне сервиз на сцене после концерта. Что он и сделал. Реакция зрителей была восторженной. Было очень приятно! Известнейший «мастер хрустального производства вручает подарок мастеру психологических опытов» - так было написано в местной газете.
  А ещё во время посещения завода, главный инженер показал мне музей хрусталя. Там была масса потрясающих изделий. Запомнился стакан графа Потёмкина. История гласит, что граф много выпивал. И друзья, не зная, как избавить его от этого, заказали одному из мастеров «хитрый» стакан. Обычный хрустальный стакан. Наливают туда водку и, когда человек подносит стакан ко рту, чтобы выпить, оттуда «выплывает» муха. Такой эффект. Граф с руганью разбивал такой стакан. А друзья ему говорили – «Ну, ты брат допился». В этом эффекте я убедился воочию.
  А ещё в музее стояло много больших красивых, трёхцветных  напольных ваз с портретами членов правительства, космонавтов и других выдающихся людей. Я говорю главному инженеру:
 – А для Шифрина слабо такую вазу изготовить?
  – Не вопрос. Давайте вашу фотографию, и через 2 недели будет вам такой подарок.
 Там же в музее, меня познакомили с дочерью генсека Черненко, которая приехала полюбоваться изделиями из хрусталя. Наверное, не только полюбоваться. Сказала, что наслышана обо мне и хотела бы посмотреть моё выступление. Но у меня в этот день был выездной концерт в сельском клубе, так что не связалось.
 Так вот история с напольной вазой Я как-то сразу не сфотографировался. Было много работы. Сделал это уже в Пензе, отправил, через какое то время пришло сообщение, что ваза готова. Позвонил главному инженеру:
-  Когда  и как можно забрать вазу?
-  В любое время, - говорит он, - стоит она 800 рублей. (По тем временам – это оклад директора крупного завода).
– Так вроде бы обещали по любви, бесплатно.
- Вот и надо было сразу Юрий Львович, когда мы все были под вашим гипнозом, - отшутился он.
  На ум мгновенно пришла поговорка «Дорога ложка к обеду».
  Никольск я покидал с огромным ящиком, наполненным хрусталём, который несли 2 солдатика. Здесь были не только подарки, но и изделия из хрусталя, которые мне сделали на заказ. Например, разборная хрустальная ваза для фруктов до сих пор радует глаз своим изяществом и красотой. А сопровождал нас майор милиции, поскольку всё, вывозимое из Никольска, досматривалось.
  Я уже упоминал о людях кавказской национальности. Здесь была  сфера их бизнеса.
  Этого хрусталя мне хватило, чтобы справить старшей дочери Евгении шикарную свадьбу. И ещё долго я раздаривал друзьям сувениры из хрусталя.
  В гастрольной поездке в Никольск, запомнилось пару забавных моментов. Кроме завода «Красный гигант», там работал завод по изготовлению красивых люстр, оформленных  хрустальными подвесками. Выступал прямо в цеху в рабочий полдень. Оборудовали подиум, вроде сцены. Всё, как обычно. Пригласил желающих. ввёл их в состояние гипноза и поехали.
   Сеанс проходил на ура. Так бывает всегда, когда на сцене ваши знакомые «вытворяют» такое. А здесь прямо в цеху. И вот, в финале выступления, я своим артистам говорю:
 – А теперь делайте то, что вы делаете по окончании работы.
   Что обычно делают люди – умываются, переодеваются и т. д. Это вызывает всегда улыбку. Но здесь звучит такой гомерический хохот, которого в этом месте обычно не бывает, аплодисменты, выкрики «Васёк продал».
   После выступления я спрашиваю у председателя профкома: – А что вызвало столь бурную реакцию в том месте концерта. И он мне рассказал:
 – Мы уже давно боремся с воровством подвесок на заводе, а как это происходит, не догадывались. А тут вы – «Делайте, что вы делаете после работы». И один из работников, сидевший на сцене, начал, оглядываясь, запихивать что то в голенища сапог. И все поняли – что… Поэтому и хохот. И нам вы глаза раскрыли. Спасибо.
 - Вот она чудодейственная сила искусства, с улыбкой констатировал я -  даже «несунов» помогла разоблачить.
  А вазу я так и не забрал. Дорого, жаба задавила. И уже по прошествии многих лет, замечательный певец Ринат Ибрагимов, при встрече  сказал мне:
- Юра, был на «Красном гиганте» в Никольске. В музее  стоит красивая напольная ваза с твоим портретом.
 Так, что, друзья, кто из вас будет в музее хрусталя в славном городе Никольск, передайте вазе от меня привет.

                Продолжение следует


Рецензии
Несомненный успех! Твои фокусы, Юра, это не только использование чужих секретов, но и внутренний дар, очень глубокий дар, который даден далеко не каждому.Твоя "Пензениада" просто захватывает!

Ольга Геньба   08.04.2015 12:00     Заявить о нарушении