Раннее развитие и другие ошибки родителей и педаго

"Раннее развитие" и другие ошибки родителей и педагогов


Убедительная рекомендация родителям, у которых растут или появятся в будущем маленькие дети.

Не увлекайтесь ранним интеллектуальным развитием ребёнка, тем же обучением чтению в двухлетнем возрасте и другими новомодными методиками интеллектуального натаскивания малышей.

Усиленное ранее (т.е. НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ) интеллектуальное "развитие" пагубно влияет на другие сферы, нуждающиеся в развитии именно в этом возрасте, например, на эмоционально-социальное развитие ребёнка!

В три года он уже умеет читать, да не по слогам (!), но при этом запросто ущербен в плане общения как с собственными родителями, так и с другими людьми, включая педагогов, а также с детьми. Иногда это и вовсе незаметно глазу, это списывают на его "природную" подвижность, неусидчивость или на переходный возраст (который у человека всю его жизнь переходный, т.к. время вообще переходная категория, и человек находится в постоянном движении во времени).

Педагоги дошкольных детских учреждений регулярно сталкиваются с такими детьми, чьи проблемы в этом плане идентичны: усиленное интеллектуальное натаскивание в раннем возрасте нарушило развитие эмоционально-социальной сферы, ребёнок не слышит окружающих, не понимает, что они ему говорят, отнимает у других детей игрушки, толкает и обижает их, всегда лезет без очереди, объяснениям и увещеваниям педагогов не внемлет и т.д. Внешне он порой напоминает ребёнка-аутиста своим нереагированием на адресованное к нему обращение, хотя таким заболеванием не страдает.

Такому ребёнку весьма сложно помочь: с ним работают различные педагоги, достаточно успешно взаимодействующие с другими детьми, а также детские психологи, но толку мало, потому что внутренний баланс в нём уже нарушен. Как любое разрушение совершается быстро, а восстановление – намного дольше.

Я не утверждаю, что это единственная проблема в развитии детей, но практика показывает, что именно дети, которых рано учили читать, считать и т.п., демонстрируют очень похожие симптомы. Поэтому, родители, не увлекайтесь модными методиками раннего "развития", не калечьте внутренний мир своих детей. Не надейтесь, что потом придёт Добрый волшебник (коррекционный педагог или психолог) и мановением своей "волшебной палочки" решит проблемы вашего ребёнка! Этого не будет. Будь у вас хоть мешок денег, который вы готовы отдать этому "волшебнику". Во-первых, по-настоящему хороших, толковых специалистов очень мало. Во-вторых, даже хороший специалист будет вынужден работать долго, то есть быстро ничего не восстановится, не наладится. И в-третьих: если у вашего ребёнка уже нарушен внутренний баланс, то без ваших личных стараний, то есть вашей работы над собой и с ребёнком, специалист не сможет помочь ни вашему ребёнку, ни вашей семье, включая вас.

Если мама не понимает, что навредила своему ребёнку тем, что в два года научила его читать, не признаёт свою ошибку и сама не старается её исправить, то никакие суперпедагоги не смогут помочь ребёнку. Связь матери и ребёнка первична, всё, чем внутренне живёт мать, все её эмоции, мысли, принципы, убеждения – всё это напрямую передаётся ребёнку, и он с этим живёт. При работе с педагогом или врачом бывает так, что ребёнок услышал и понял его, но если мать не поняла, она тянет ребёнка вниз, тормозя его внутреннее восстановление. А внешне это выглядит так, что педагоги не справляются со своей работой! Ведь принято считать, что это их работа – развивать детей, им же за это деньги платят!

Современные люди ставят телегу впереди лошади, ставят деньги впереди человека и его жизни. Это большая ошибка, за которой тянется вереница других ошибочных умозаключений. Сколько педагог денег не получай, он не сможет решить ваши проблемы и те проблемы, которые вы приготовили для своих детей, по одной простой причине: человек не может исправить ошибки за другого человека, это может сделать только сам человек. Педагог (хороший) может лишь в чём-то помочь, но он не может прожить определённую часть жизни за вас и за вашего ребёнка, не может думать и чувствовать за вас. Вернее даже так: педагог может стараться помочь, но не факт, что у него это действительно получится, у него могут отсутствовать важные знания о вас и вашем ребёнке (он же не ясновидящий, и не видит того, что происходит у людей дома и что люди прячут внутри), у него может отсутствовать знание и понимание тех или иных важных законов жизни, определённый опыт, не говоря о том, что у него тоже есть свои проблемы и заблуждения (у каждого человека они есть). Причём наличие или отсутствие у него того или иного диплома НИКАК НЕ ГАРАНТИРУЕТ наличие и отсутствие тех или иных знаний касательно природы человека, законов жизни и умения их соблюдать-применять.

В моей практике встречались, например, такие школьники, которые до ужаса не любили школьную учёбу и ходили ко мне на дополнительные занятия, просто чтобы компенсировать неполученные знания там, где "как на каторге"! У меня они тоже занимаются постоянно отвлекаясь, стеная и зевая, почёсываясь и вообще через силу, с большими нервными затратами с обеих сторон. При том что большая часть моих учеников занимаются с желанием, с интересом. Я применяю игровые и коммуникативные методики обучения (в общем, те методики, которые обычно хорошо работают и помогают детям преодолевать трудности учёбы) и вообще занимаюсь с детьми с увлечением и любовью к работе. Но на таких детях всё стопорится, ничто не помогает. От такого ребёнка идёт постоянная, лишь на маленькое время ослабевающая и потом с новой силой возвращающаяся волна противления, негатива к учёбе и учителю как проводнику этой учёбы (любимому другими детьми). У учителя ощущение такое, что он несёт этого пятиклассника на себе, в буквальном смысле тащит. Настаёт момент, когда ты понимаешь: "Это неправильно, мне тяжело, я только наношу вред себе, а ребёнку при этом никакой пользы". Но тут же включается комплекс "хорошего педагога": "Как же так, если я откажусь от сложного ученика, значит, я плохой учитель!". Этот мотив заставляет продолжать тащить этого дитятю на себе, терпеть его агрессию, грубость, лень, несознательность, непорядочность и мн. др. Потом опять внутренний голос взывает к невосприимчивому разуму педагога: "Это неправильно, надо это прекратить". Но боящийся разочаровать других и себя разум твердит: "Продолжай, не отказывайся". Благо, если на помощь приходят близкие или друзья и говорят: "Слушай, откажись от этого вампира, ты его уже не может тащить на себе дальше". Получив одобрение от окружающих, педагог решается позвонить матери и отказаться впредь работать с этим ребёнком. Приходит ощущение облегчения. И это правильно, это хорошо.

Ненависть ребёнка к учёбе идёт из его семьи, и учитель математики или иностранного языка не может решить за этих людей их внутренние проблемы и наладить их взаимоотношения. Это может быть неприятие, категоричность, обидчивость, ревность, зависть, агрессия (часто скрываемая внешне), обвинение, непрощение, отсутствие сердечного тепла, скупость, алчность... Все эти внутренние проблемы родителей сказываются на внутреннем состоянии их детей: дети могут становиться ленивыми, грубыми, агрессивными, скрытными, тупыми (невосприимчивыми к школьным знаниям), невнимательными, лживыми и изворотливыми...

Недавно я осознала, что подобные вопросы не решаются традиционными (принятыми в обществе) методами воспитания и обучения. Здесь надо работать на уровне мыслей и чувств, надо выходить на более открытый и глубокий уровень общения как с ребёнком, так и с его родителями, то есть быть учителем химии или литературы уже недостаточно, уже даже недостаточно быть просто педагогом в классическом понимании этого слова. Но даже если педагог готов постепенно выходить на новый уровень работы, то далеко не каждый работодатель такого педагога (и это ещё мягко сказано!) готов к такому уровню работы своих педагогов с клиентами (т.е. с родителями детей).

Мне также стало понятно, что в общем масштабе (в масштабе общества) эти вопросы пока не решаются. Общество много словоблудит о новых подходах к воспитанию и образованию детей, но кроме электронных досок и дневников, других новомодных методик и гаджетов, технологических и электронных новинок (дающих возможность освоения огромных бюджетов и пускания золотой пыли в глаза) никакими новыми подходами и не пахнет. Например, мы ни на йоту не приблизились к сотрудничеству между родителями и педагогами в деле образования и воспитания детей. А это один из самых необходимых факторов для благотворного образования и воспитания. У нас до сих пор Тяни-толкай, лебедь рак и щука. Или извечное перебрасывание птенца из гнезда в гнездо: родители винят во всех педагогических недостатках и упущениях "профессионалов", которые деньги за это получают (в то время как самим родителям и без того забот хватает, ведь они обеспечивают ребёнка самым насущным, одевая-обувая и решая все остальные бытовые вопросы). Они кивают на педагогов, дескать, воспитание – это их работа, они специалисты и должны всё знать и делать, как надо моему ребёнку, а если не делают, пойду пожалуюсь или сменю детский сад/школу. А педагоги в свою очередь кивают на родителей, что воспитание должно быть в семье, а мы занятия провели, на экскурсию свозили – всё, наша роль выполнена. И ребёнок в общем получается брошенный, хотя фактически у него есть и семья, и школа. Повторюсь, на уровне государства и общества пока этого положения дел не изменить (общество не готово, не осознаёт потребности, не умеет самоорганизоваться и сотрудничать, а государство в лице чиновника вообще другими вещами занято, скажем так, менеджментом в сфере услуг и регулированием финансовых потоков, обеспечивающих, обслуживающих частный интерес этого класса). Общество – это мы, люди, а мы не доверяем друг другу, не любим открыто общаться друг с другом, тогда как без открытого диалога такие вопросы не решаются. Поэтому вышеупомянутые вопросы пока можно решать лишь в маленьком масштабе – на уровне конкретного педагога, его подопечных и их родителей. При этом требуется большая осторожность в отношениях с работодателем.

В общем, задача не из простых, но это лучше, чем плыть по течению, обманывая себя и делая вид, что всё нормально, или, скрипя зубами, тянуть лямку, как это делают учителя-трудовые лошадки, что заканчивается для них хронической усталостью и депрессиями, разочарованием в жизни, в людях, в детях, в себе, семейными проблемами, проблемами у родных детей, на которых не хватает времени и внимания, не говоря уже о проблемах со здоровьем вплоть до самых неутешительных диагнозов и хронических болезней... Когда предел возможностей превышен, такой учитель делает печальный вывод из жизни: "Я так старался для всех них, а они вообще не стараются, и ни капельки не благодарны мне ". – И не будут: вампиры никогда не бывают благодарны, но быть таковыми учим их мы, мы этому способствуем, когда тащим их на себе, играя роль хорошего учителя.

NB! Всё вышесказанное никоим образом не снимает ответственности с Вас, родители. Буквально вчера и, к сожалению, в очередной раз приводят ко мне на занятия 3,5-летнюю девочку, которая совсем не умеет держать в руке карандаш и раскрашивает картинку так, как это делают двухлетки, хаотично водя карандашом по всей поверхности листа от края до края, но при этом она уже знает алфавит, о чём мама не преминёт похвастаться. И ни один педагог в коллективе кроме меня не скажет маме, что хвастаться здесь вообще-то нечем. Как же – ведь она обидится и уйдёт, потеряем клиента! А такое, действительно, может запросто произойти, поскольку у нас теперь редкий человек (родитель) не страдает гордыней, и приемлет минимальную долю критики, пусть даже самую разумную и доказательную, аргументированную. Более того, к нам, педагогам, сейчас вообще приходят с уже сформированной установкой, с отношением как к обслуге, а не как к специалистам. Нередко можно услышать от очередной маманьки: "А откуда вы знаете, что моему ребёнку это занятие не по возрасту?" – Действительно, откуда это может быть известно людям, десять и более лет занимающимся педагогикой!

Берёт ли зло на такую ситуацию? Конечно, берёт! Что же делать? Учиться прощать людей за их ущемлённое самолюбие, за их незнание, непонимание, невнимательность, недоверие, потребительское к тебе (и к другим, включая собственного ребёнка) отношение, стараться ставить себя на их место и не требовать от них того, что они не могут в данный момент сделать... Другого выхода здесь, кажется, нет. Будешь бороться, бодаться – рано или поздно обломаешь себе рога, обозлишься, противостояние только усилится, и пропасть между нами, людьми, только увеличится. Бороться-то нужно, но по-другому – попытками общения, а если это не получается, невозможно, то прощением непонимающих, непринимающих, противоборствующих, и направлением всех сил снова детям. Да, работа с родителями – это не меньшая педагогическая работа, нисколько не меньший труд.

Вот она – педагогика! А вы думали, что педагогика – это обучение чтению, счёту, формулам и подготовка к ЕГЭ :)))?


Рецензии
Здравствуйте! Статья очень своевременная. Исправьте, пожалуйста опечатки:"применёт" на "преминет" и "не-ни" (не помню, где в тексте). А что Вы думаете о раннем (с 2-3 лет) обучении иностранному языку? Всего доброго!

Ольга Не   07.04.2015 22:24     Заявить о нарушении
Спасибо за помощь, исправила, где нашла.

Вы знаете тут уже дело не столько в этом возрасте, сколько в подходах к преподаванию! Если в лёгкой игровой форме (опять же, игровая форма – понятие растяжимое), постепенно, по чуть-чуть, по-доброму преподавать трёх-четырёхлетним деткам иностранный язык, то это не нанесёт вреда, а скорее будет общеразвивающим занятием, на котором ребёнок потихоньку привыкнет к иностранной речи, не будет её бояться (как большинство детей, которые начинают изучать иностранный в школе), ему будет проще продолжать изучать язык в школе. И, главное, при хорошем подходе у него сформируется живое отношение к этому языку, потому что в играх, сказках и песенках, которые он пел и играл в 3-5 лет, он воспринимал язык не как науку, которую нужно изо всех сил выучивать, да на оценку, а как живой приятный мир общения. При этом речь только о простейшем разговорном языке, без обучения чтению и грамматике. И совсем другое дело, когда малышей усиленно, агрессивно натаскивают на иностранный язык, используя методики зубрёжки (я присутствовала на таких занятиях не раз) или искусственного погружения маленького ребёнка в среду чужого для него языка, как это сейчас модно в Москве – отдавать деток в частные сады, где вместо русских воспитателей и педагогов с детьми работают иностранцы, и где детей весь день принуждают «общаться» и учиться на чужом языке.

В любом случае, раньше трёх лет нежелательно. Если ребёнок не из двуязычной семьи (там свои нюансы). Но сами родители и работодатель порой заставляют педагога брать на такие занятия 2,5леток.

И ещё важный фактор в этом вопросе – реакция самого ребёнка на занятия иностранным языком. Если они ему нравятся, то пусть ходит, но если ребёнок выражает недовольство и нежелание, тогда не нужно заставлять. Бывает, что сидят на таком занятии детки одного возраста: всем им интересно и нравится, а одному ну вообще нет, хотя и возраст такой же, и педагог один и тот же. Некоторые родители сами заставляют своего ребёнка, даже вопреки совету педагога не делать этого!

А Вы как сами к этому относитесь?

Автор Зинна   10.04.2015 11:37   Заявить о нарушении
Уважаемый(ая) Автор Зинна! Тема обучения иностранному языку, действительно, "малоисчерпаема". Есть 2 стороны проблемы: нейрофизиологическая и, не знаю, правильно ли назвать её так, морально-этическая.
Итак, 1-я. Мозг дошкольника ещё незрел. Согласно моему опыту, в 1.5 - 3-летнего ребёнка бесполезно "впихивать2 алфавит и правила чтения. Да, дочь в 1.5 года, когда я ей показывала буквы и объясняла, как сложить из них слова, потребовала:"Пиши "А", Пиши "Н", Пиши "Я". Этим успехи в освоении письменности и закончились, Буквы на кубиках и складывание их них слов её не увлекли:нечем было ещё понимать. В 4-5 лет всё пришло самО.В те годы "раннее развитие" считалось правильным, позже нейрофизиологи пришли к выводу, что мозг для изучения письменности и иностранного языка созревает к 7 - 7.5 годам, абстрактной математики - к 11.5 (недаром раньше алгебра замещала собой арифметику именно с 3-й четверти 5 класса!). Более раннее обучение чревато дислексией, логоневрозами и нервными срывами. Зачем, действительно, уравнения и неравенства во 2 классе? Дети ещё не готовы к абстракции. Знакомые мне рассказывали о многих детях, кого с 3 лет таскали на курсы английского, в результате - у кого заикание, у кого - языковая "каша", трудности с формированием речи. Н. Вирт начал учить английский в 41 год. Вначале ему было страшно. "Но потом я подумал, что даже очень тупые англичане умеют говорить по-английски, а я всё же доктор наук", - сказал учёный.
Теперь о 2-й стороне. ЗАЧЕМ? Русский язык - один из самых сложных и прекрасных на земле. Это сокровище, которое надо хранить, а хранителем может быть только народ - сообщество носителей. Не буду описывать его достоинства, ибо не пытаюсь соревноваться с великими, скажу о другом. Русский, по мнению филологов, один из самых сложных и динамичных языков, а теория управления утверждает, что сложность устройства обработки должна превосходить сложность обрабатываемой информации, следовательно, в нашей среде обитания нет лучшего средства для формирования мозга, чем русский язык, хотя он и потерял многое в ходе нескольких реформ орфографии. Человек, освоивший русский в о всей его полноте по определению не может быть глупым, как вьетнамец не может не обладать абсолютным слухом. Английский, по многим данным и признакам, искусственный язык, с его ригидностью, мало что даёт для развития воображения, что так важно в детском возрасте. Пусть малыши лучше сказки Пушкина и "Аленький цветочек" читают, а потом Бажова. А "приспичит" - выучат язык за 16 уроков, как на "Культуре". Для старта достаточно. Всего доброго!

Ольга Не   11.04.2015 01:33   Заявить о нарушении
P.S. Я учила английский со 2 класса (спецшкола). Считаю, что это и есть правильная методика: и нагрузка не так страшна, как в раннем возрасте, и углублённое изучение языка позволяет в вузе не тратить на него время, при этом публиковать статьи в иностранных журналах (если будет, что;). При правильном подходе другие предметы не страдают. Из нашей школы народ шёл в основном не на фил-, а на физ- и матфак. Я бы в школе давала ещё и латынь: после неё итальянский и испанский учить будет легко, да и остальным европейским не помешает.
Извините за многословие. Всего доброго!

Ольга Не   11.04.2015 01:39   Заявить о нарушении
Иностранный язык - это не обучение письменности, не алгебра, не абстракция, это просто язык, человеческая речь, а язык дети нормально воспринимают в любом возрасте. Зачем его начинают изучать до школы, я уже написала, повторяться, мне кажется, не стоит :).

Про кашу во рту и другие психологические и физиологические расстройства. Они могли возникнуть от НЕПРАВИЛЬНОГО преподавания. Это не означает что любое преподавание иностранного языка дошколятам вредно. Вредно только неправильное. Плюс не стоит забывать, что причиной таких расстройств могло быть вообще что-то не связанное с занятиями английским, просто совпало по времени. Это могли быть, например, проблемы в семье ребёнка, отразившиеся на его здоровье и развитии, о чём я говорила в статье.

Автор Зинна   11.04.2015 15:20   Заявить о нарушении
Я сейчас работаю в детском центре, где есть разные развивающие занятия, а также английский с трёх лет, это не мешает нам любить наш родной русский язык и прививать любовь к нему и к нашей культуре детям, с которыми мы работаем. Английский у нас занимает всего полтора часа в неделю! Это никоим образом не мешает деткам развивать Родную речь и познавать родную культуру, в частности, через сказки, музыку, песни, стихи...

Если же иностранный язык делают первым, а родной вторым - это большая ошибка во всех смыслах.

Спасибо Вам и всего доброго!

Автор Зинна   11.04.2015 16:08   Заявить о нарушении
Я именно эту ошибку и имела в виду. Всего доброго!

Ольга Не   11.04.2015 17:32   Заявить о нарушении