Немного о природе талантливых и успешных людей

Я не могу пока пользоваться такими выражениями, как "с высоты моих лет" или "исходя из моего жизненного опыта", поскольку лет-то мне немного. Но есть вещи, о которых читал в детстве и юности и которые подтверждаются жизнью.
Никогда не забуду того впечатления, которое оказала на меня книга Короленко "Слепой музыкант". Особенно тот момент в ней, где слепой мальчик различает цвета с помощью звуков  - тот самый мальчик, который потом станет талантливейшим пианистом. Уже тогда у меня где-то на отголосках сознания отложилась, но пока не оформилась мысль, что человек, который в чем-то ограничен, вынужденный развиваться в других сферах (где у него ограничений нет) более, чем другие - здоровые и неограниченные - в этих сферах добьётся больших успехов - имеет на это больше шансов, чем эти другие. Почему так - объяснить не могу, возможно, у человека, ограниченного в чем-то, на это развитие больше мотивации... Чтобы доказать самому себе и всему миру, что он не является ущербным из-за своей немощи, что он полноценный член общества, даже яркий его представитель - индивидуальность.
Человек всегда будет желать того, что ему нельзя, такова его природа. При этом если он победит свои желания и начнёт делать то, что нужно, и так, как нужно, он будет расти над самим собой. Индийские йоги и христианские аскеты росли духовно благодаря выполнению своих обетов (запретов, ограничений).
Не знаю, верно ли я сравниваю эти две, казалось бы, совершенно разные ситуации: человека, у которого мир звуков компенсирует отсутствие мира цветов, света и образов; и людей, у которых духовный рост компенсирует отсутствие (или недостаточность) простых человеческих радостей тела (каждая из которых является грехом, по сути), у которых разум стоит над животными инстинктами и низменными страстями, способен ими управлять. В первом случае, за счёт отсутствия зрения, у человека развивается необыкновенный слух, во втором, люди ограничивают плотские радости, благодаря чему развивается Душа.
Накручиваем клубок далее. По моему мнению, многие из тех, кто стремится к власти и большим деньгам, имеют какие-либо недуги, в чем-то ущербны. Например, это может выражаться в сердечных болезнях или импотенции, накладывающих определённые известные ограничения на образ жизни. Опять же эти люди стремятся компенсировать ущербность в одном избытком в другом.
Вспоминаю первый и второй курсы военного училища, когда командиры взводов забирали у нас мобильные телефоны и при хорошем поведении выдавали раз в неделю (или раз в месяц) на час позвонить родителям или девушке, а потом забирали снова, убирали в сейф в офицерской канцелярии и закрывали на ключ. При этом, если мобильный телефон был не у каждого курсанта в классном отделении (а на первом курсе он был далеко не у каждого), то за этот час пообщаться со своими должны были успеть 5-6 человек, как минимум. Приходилось писать письма и пользоваться телеграфом, как только появлялась такая возможность. В наш век высоких технологий такое ограничение виртуального общения - не менее серьёзный запрет, чем ограничение выхода за пределы военного училища ("за забор"). А когда эти ограничения складываются, вместе с теми, которые вытекают из них (ЗОЖ, соблюдение распорядка дня, постоянная физическая зарядка, отсутствие возможности употребить алкоголь), то становится совсем печально. И приходится УЧИТЬСЯ!))) Потому что все отвлекающие факторы максимально убраны из нашей жизни, потому что по итогам месячной успеваемости и поведения можно заработать увольнение в город, потому что твой зимний отпуск зависит от того, сдашь ли ты вовремя зимнюю сессию или нет, ну и потому что дадут тебе на выходных твой телефон или нет, тоже зависит от тебя.
Наверное, я немного ушёл от темы, погрузившись в воспоминания о курсантской жизни. К сожалению, ничего не могу с собой поделать. Хочу сказать, что и здесь смело можно проводить парралель с тем, с чего я начал: ограничения и запреты ведут к развитию того, что не ограниченно, то есть делают нас лучше. Сидя взаперти, мы учились радоваться малому: письму из дома, выходу в город под любым предлогом (будь это увольнение, поход в магазин или на почту или в военный городок почистить снег), одной единственной SMS из того другого мира, который оставили "за забором", поступив в военное училище, радоваться просто хотя бы возможности позвонить домой, ясной солнечной погоде, потому что она хорошая, и метели, потому что после неё отправят в город со скребком и лопатой чистить снег. Там мы были другими людьми: с одной стороны - ужасно одинокими, а с другой - более добрыми, отзывчивыми, романтичными и чувствительными. Сейчас, находясь уже в офицерском звании, могу с уверенностью добавить - счастливыми (уж во всяком случае, после первого года, двух, да и в тех двух были моменты). Почти у каждого курсанта был свой блокнотик со стихами и армейскими шуточками, которых большинству из гражданских не понять (и не надо понимать, по-моему). Каждый третий сам пытался писать стихи, наиболее удачные быстро распространялись по блокнотикам и отправлялись в письмах девушкам в разные уголки, иногда даже задворки страны, в стихах даже ничего не надо было менять: ситуация-то у всех одна, отношения на расстоянии, даже у тех, у кого этих отношений никогда не было...
Военное училище с этими аспектами, ограничивающими права и свободы, как бы обнажало саму натуру человека, его достоинства и недостатки, обнаруживало у многих различные таланты. Кто-то начинал писать стихи, как я уже говорил, кто-то рисовать, кто-то вырезать из дерева авиационные модели,  кто-то бегать или плавать лучше других, кто-то делать образцовый ремонт в аудитории учебного отдела, потому что по-другому сдать высшую математику ну никак не мог. Кто-то проявлял высший пилотаж - умел спать сидя на лекции на первой парте прямо перед преподавателем с открытыми глазами и шевеля ручкой, имитируя процесс написания; кто-то - спать стоя на тумбочке дневального, аналогично, с открытыми глазами, имитируя охрану подразделения. Кто-то начинал ходить в офицерскую библиотеку и просвещаться в области художественной литературы, восполняя белые пятна в начальной и средней школах (оказывается, интересные вещи иногда задавали на внеклассное чтение), кто-то изучал психологию, компьютеры, программы по графическому моделированию в 3D.
Мы ненавидели все то, что нас ограничивало, а выходит, что надо бы сказать спасибо своим командирам и начальникам, которые не пускали, самосвалили (заставляли делать свою работу за них), заставляли учиться. У нас было много энергии, она просто выплескивалась через край, а они умели направить эту энергию в правильное русло, и надо отдать им должное за это - сказав: спасибо! Перед отпуском, да и перед увольнением, казарма блестела, территория училища была идеально чистой, а зимой ещё и строго "параллельной и перпендикулярной", выполнялись огромные объёмы работ в кратчайшие сроки, потому что была мотивация!
Подводя итог, сравню потенциал, заложенный в человеке разумном, с газом, заполняющих все пространство, ему предоставленное: встретив препятствие, стену или другое ограничение, он найдёт себе выход в другом месте, в четырёх стенах найдёт щель или просочится через окно...  И невозможно быть специалистом, мастером и асом во всех областях, чаще всего можно только в какой-то одной области. Или можно быть просто разносторонне развитым - знать всего понемножку, но не быть специалистом ни в чем. Здесь, как говорится, каждый сам хозяин своей судьбы и волен ей распоряжаться!


Рецензии
У вас хороший, ясный стиль, мысль понятна и интересна. Мне приятно было читать.
Но почему вы поместили свою работу в раздел "история и политика"? Это скорее "философия".

Стрела Мысли   16.04.2015 06:03     Заявить о нарушении
Дело в том, что я и не помню, как нажал рубрику. Может, это модерация?

Евгений Шевелев   16.04.2015 08:24   Заявить о нарушении