Поэма Храм Сердца. Часть 59

Рыбаки спасают Владимира у берегов Стопчиса.
Арсений замечает сына Святолика в повозке и отправляет его к Матвею.
Придя в себя, Владимир рассказывает своим друзьям о приключениях.

К брегам Стопчиса долгожданным,
Держась за мачту я поплыл
И пал на пляж его, стоп`танным
Ногами рыбаков, без сил.
Три лодки на брегу стояли
И рыбаков уж поджидали;
Они сеть крупную несли;
Меня заметив, подня`ли
И опер`ли о борт их лодки.
Один из них позвал купца
И тот привёл мне кузнеца,
Который цепь дробил без водки.
Они поклали на свой воз
Меня, и конь в Стопчис повёз.

Арсений воз мой вдруг заметил,
Идущий медленно во град,
И рад был встрече; я же бредил
Словами речи невпопад.
Он повелел отправить друга
К Матвею,- там его подруга
Ждёт не дождётся встрече с ним
Суровым, строгим, дорогим,-
А сам помчался по дороге
Во град, на коне, известить
Христину и не позабыть
Матвею рассказать. Я ж ноги
И члены тела расслаблял,
И ветер сны мне навевал.

Приятно встретиться с улыбкой
Подруги после долгих лет
Разлуки; и рукою зыбкой
Воспламенять её портрет;
Но как приятней взор небесный
Вашей избранницы прелестный
Ловить глазами и молчать
И радость встречи ощущать.
Духовный трепет просвещённый
Рождается в груди у Вас,
И исчезает день и час,
И только образ вдохновенный
Томит и манит, и живит,
И о любви Вам говорит.

Так на Владимира смотрела
Христина, когда тот вставал
С постели; и благоговела
Перед героем, что предстал
Её глазам необозримым.
Она глаголом возносимым
Спросила:"Год и месяц семь
Куда ж Вы скрылись насовсем?"
Я отвечал бедной Христине:
"Сестричка, я не виноват!
Я был гребцом на судно взят
И не погиб в морской пучине.
Девятый вал нас подымал
И судно в щепки разбивал.

Я пал на мачту; зацепился
И крепко сжал руками брус,
Который треснул, преломился
У моих ног и падал вниз
За борт, у скал, в пучину моря.
Корабль наш мужества и горя
Разбился вдребезги о риф,
Жизни отважных погубив.
Волна снесла на берег тело
И бросила на пляж морской
К трём лодкам; там рыбак простой
Нёс сети, возвращался смело
С друзьями к лодкам; и меня
Он увидал, главу клоня.

Я помню смутно ход событий,-
Кузнец цепь ног освободил,
Дарив движения открытий;
На рыбака воз положил
Спасённого; и тронул в город
Коней, везя меня и молот
И наковальню кузнеца,
Напоминавшего отца.
Наша повозка становилась.
Арсений путь пересекал
И стон мой тихий услыхал.
Душа его преобразилась,-
Он увидал мой бледный вид,
Который морем был размыт.

"Как Вы в Стопчисе очутились?
Я Вас покинул во Сердчис
Ради того, чтоб Вы сокрылись,
А сам отправился в Стопчис
Узнать намеренья Корнея?"-
Я обернулся; взмокла шея
И грудь мои; я трепетал
И речи девы ожидал.
Та утверждала:"Вас искали,
Когда Матвей приехал к нам
И рассказал, что по словам
Татьяны на корабль попали
Под вечер Вы, но не пришли
Забрать корзину, как ушли.

Мы стали Вас искать у моря,
Но не нашли - пропал и след.
О, сколько мы терпели горя,
Исколесивши земной свет
По царствам трём! Чуть не попали
В руки Корнея; убегали
От его быстрых колесниц
И нападенья злобных лиц.
Однажды весть мы услыхали
Из уст бродяги; тот сказал,
Что он невольника видал
Похожего; напоминали
Наши слова его портрет,
Увиденный на склоне лет

На корабле, в Стопчис пришедшем,
В порту стоящем долгий час
И в нём укрытие нашедшем
От гнева волн уж много раз.
Нищего друга покормили
И за подсказку заплатили;
Отправили в далёкий путь
И, дав коням час отдохнуть,
До Стопочиса доскакали
И там узнали грозну весть-
Погиб корабль с командой весь.
Мы плакали и воздыхали,
Молились Богу Вас спасти,
Выплыть на брег и нас найти."

"Да! Наш Отец нам помогает
И выручает из беды;
Раскаяного вдохновляет;
Голодному даёт еды..."-
Так произнёс я в подтвержденье
Силы молитвы; и решенье
Принял - вернуть деву  домой
Чрез месяц во Сердчис со мной
И с нареч`ёнными брать`ями;
В семье Дениса ей пожить,
А мне ж в Я`магор проложить
Дальнейший путь; встретить глазами
И сердцем преданную мать
И жизнь мою исповедать.

Я передал мысли Христине
И та бы`ла огорчена;
Металась, словно рыба в тине,
Поднявшая песок со дна;
Не пожелала возвращаться,
Но я её уговорил
И долг сыновий приоткрыл.
Братья, вняв разговор меж нами,
Решили проводить меня
До Молибог, коней гоня,
Потом вернуться и словами
Пересказать сестре о том,
Как рыцарь в дом сопровождён.

Месяц прошёл. Мы попрощались
С Денисом и его семьёй
И со Христиною расстались,
Вернув её в Сердцис живой;
Братья на `конях провожали
До царства Молибог скакали
И, повернув коней назад,
Минуя восемь дней подряд,
Вернулись в град; пересказали
Сестре об их пути в Кармил,
Об витязе, который мил,
Все приключенья передали.
Я попрощался, град объехал
И на разбойников наехал.

Я ж кое-как в седле держался,
С трудом меч с ножен вынимал,
Рукой усталой отбивался,
И враг меня одолевал.
Он из седла меня низринул,
И я упал и чуть не сгинул,
Но вовремя подставил меч,-
И голова не пала с плеч.
Солнце скатилось за горою,
Тучи закрыли небеса,
Поле сраженья и леса
Исчезли с глаз, и над землёю
Разлилась тьма. И враг не смог
Попасть мечом в открытый бок.

Забрал коня он и сокрылся
Во тишине чащу лесной,
А я остался и укрылся
Буркою тёплой; и покой,
И ветерок, и тьма ночная,
Глаза мои приоткрывая,
Навеяли мне сладкий сон,
И я храпел, как пан-барон...
Солнечный зайчик щёк коснулся
И на ресницах заиграл;
Пощекотал и убегал;
На лужу пригнул; встрепенулся;
И вдруг исчез. Я глаз открыл
И помолиться не забыл.


Рецензии