Культура, достоинство и честь

КУЛЬТУРА
    По словарю Т.Ф. Ефремовой  термин «культура» имеет толкование как совокупность достижений  человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений, как  совокупность памятников литературы, искусства, архитектуры и т.п., относящихся к одному времени, определенной территории.
    По словарю Д.Н. Ушакова: Культура – это и совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе,  и  история культуры, и  состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-н. эпоху, у какого-н. народа, класса. Например: Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.  К культуре относят и процессы разведения, возделывания, обработки видов сельскохозяйственных растений и лабораторное выращивание бактерий.  Тут и культура холеры, и культура голоса актёра, и культура  физических упражнений и пр. 
     Прежде всего, несогласие в приведенных определениях  у меня вызывает толкование, что это совокупность  достижений, т.е. их перечень.  Надеюсь,  читатель согласится со мной,  что  перечни предметов, как и достижений, как и памятников литературы  мы не называем культурой.  Перечни  не могут быть синонимом культуры.  Из-за этого  приведенные в словарях определения термина «культура» нельзя признать правильными:  раскрывающими сущность явления.
     В то же время,   в языке  существует  огромный  пласт  условного  и  немотивированного  применения термина  «культура»  для кодирования великого множества объектов, процессов и явлений, что усугубляет туманность его понимания, превращая термин  в  некоторую индексную метку речи, что вполне могло бы быть заменено иным термином, например, термином «блямс – 2»: термин «блямс – 1» я уже предложил использовать во многих случаях вместо термина «любовь».
 
    Говоря о культуре, во всех случаях следует понимать  оцениваемый  уровень интеллектуального потенциала  человека или общества, определяемый то ли по какому-то одному факту или по совокупности фактов. Так история знает «Бронзовый период», свидетельствующий об уровне интеллектуального потенциала человечества, позволившего ему  изготавливать металл.   Нам известно,  когда человечество смогло начать варить чугун, сталь, броню, когда оно смогло  построить паровую машину, летательный аппарат,  постигло способ расщепления атомного ядра.
     В моём понимании: «Культура – это качество мышления или интеллект человека, или менталитет групп людей, или интеллектуальный потенциал  национальных сообществ,  проявленный  во времени.
В настоящее время культура проявляется в  человеческой деятельности,  в прошедшем времени она определяется по анализу свидетельств  этой деятельности, а  в будущем  времени прогнозируется по устремлениям Разума.
Культура – это  проявляемый  и  оцениваемый  уровень  способностей мышления  Разума.

     В «Словаре синонимов» синонимом термина «культура» назначен термин «цивилизация». И это неверно.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). Понятно, что сначала появились признаки государственности в общественном развитии масс людей, а потом уж появился этот термин  «цивилизация».  Одним из первых понятие термина «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон (1723 – 1816 г.г.), который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества. Понятие термина «цивилизация» появилось в тесной связи с пониманием термина «культура», который своё летоисчисление ведёт от изобретения каменного топора.
  Льюис Морган (1818 – 1881 г.г.) и Фридрих Энгельс  (1820 – 1895 г.г.) считали, что цивилизация как  ступень  общественного развития образовалась вслед за варварством. Признаки цивилизованности включают в себя развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п (ru.wikipedia.org) Цивилизация.
     Каждая цивилизация характеризуется каким-то уровнем культуры или интеллектуальным потенциалом сообщества людей,  её образующую. Но это не значит, что термины «культура» и «цивилизация» являются синонимами.

     Синонимом термина «культура» является термин «интеллект» - в английском языке  или «ум» - в русском языке.
 
     В связи с этим, следует заметить, что в России Министерство культуры не занимается вопросами возвышения интеллектуального потенциала населения страны. Скорее бы ему подошло название – Министерство эксплуатации истории, творческих промыслов  и развлечения масс.  Вообще, в России  вопрос о возвышении интеллектуального потенциала общества не стоит, что, в свою очередь, свидетельствует о культуре (качестве мышления) власти и населения в государстве.
 
ДОСТОИНСТВО
     Этот термин мы применяем, когда говорим о предметах или объектах, выделяя ту или иную их особенность, или совокупность особенностей, которые для человека имеют значимость или ценность.  Например: точность хода часов, точность измерительных инструментов,  сахаристость и аромат фруктов, ресурс и мощность двигателя, грузоподъёмность машины, водоизмещение судна и т.д.  Всё это достоинства названных предметов.
     Это слово мы также употребляем, когда говорим о деньгах: например, банкнота достоинством в 100 рублей, монета достоинством 10 копеек.
     Термин применяется также и в отношении человека, когда отражается его какая-либо положительная особенность или его положительные качества.
     В словарях термину «достоинство», по отношению к человеку,  даются следующие понятия: уважение высоких моральных качеств в самом себе, уважение к себе, сознание своих прав, значимости, независимость взглядов и суждений, внешнее проявление уважения к себе.
     В  Википедии термин толкуется так:  «Достоинство — это уважение и самоуважение человеческой личности, как морально-нравственная категория.  Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том человека».
     По толковому словарю  Т.Ф. Ефремовой:  уважение – это почтение, а почтение – это глубокое уважение, то есть,  уважение – это глубокое уважение.  Как видим, словарь  не даёт внятного толкования термину, оставляя  туманность русского языка. Словари С.И. Ожегова  и  Д.Н. Ушакова  также не преодолевают этой туманности.  Не зная, что такое уважение, даже уважение к себе не становится понятным.

    Так что же такое уважение?  При поиске ответа на вопрос, прежде всего, ограничим область понятия термина  областью  мышления – информационного процесса, осуществляемого Разумом человека.   Отсюда уже видится,  что уважение – это высокая  оценка  Разумом  интеллектуального  потенциала или своего, или чьего-то, вызывающая в психологической подсистеме реакцию  удовлетворённости.  Это также может быть  заведомой установкой  Разума в отношении  его  к  другим  людям, например, младших Разумов к старшим и наоборот.

    Но оценка интеллектуального потенциала – это установление его достоинства или значимости.  А уважение или почтение – это реакции психологической системы человека  на  эти установления.

    «В сухом остатке»:  достоинство – это значимость.
В отношении человека оно выступает в двух категориях: достоинстве личном и достоинстве общественном.

     Достоинство личное – это самооценка  человеком качеств собственной личности по совокупности способностей своего Разума или его интеллектуального потенциала, то есть, культуры в области знаний, умений, навыков, «Поведенческого кодекса», физических и умственных возможностей, профессионализма. Оценке, осуществляемой  по значимости  смысла собственной жизни в прошедшем и настоящем времени, критическом  сравнении с окружающими его людьми и с учётом отмеченных обществом заслуг.
     Тут важна чёткость оценивания и недопущение   завышения,  равно как и занижения  самооценки, нужна спокойная строгость Разума к самому себе.
     Представление о собственной   значимости  - это достоинство личное.  Оно  порождается Разумом человека  как  мера  личности.   Достоинство  личное   становится  средой  формирования  чести человека,  сопровождается  гордостью  за  свои качества,  положительность и общественная значимость которых являются его убеждением или обоснованным знанием.  Если  у человека  такой оценки не происходит, тогда  оно может быть только  предполагаемым или отсутствовать вообще.
 
     Достоинство  личности общественное – это положительная  оценка  познаний, умений, навыков, профессионализма, физических и  умственных возможностей, черт характеров Разума и Души, «Поведенческого кодекса», общественных заслуг  человека, то есть, культуры,  даваемая ему другим  человеком или группой людей.   Оно  свидетельствует об установленной  ценности  личности,  её  востребованности    в  коллективе,  обществе,  государстве  или  в  необходимости  другому  человеку.
     Надеюсь,  читателю понятно отличие этого определения от  его известных деклараций, и он не станет возражать против следующего суждения: «Достоинство  гражданина   для  государства проявляется  в   его  социальном  благополучии  и  в  безопасности   жизни».
   
     Достоинство не может быть чувством,  так как оно – знание, которое есть или которого может не быть.
 
     Применение термина в отношении государства, страны и общества  не является  популярным. Порой кажется, что  понимания  таких словосочетаний  с термином «достоинство» нет.  Но термин «достоинство», повторюсь,  мы применяем, когда говорим о предметах или объектах, выделяя ту или иную их особенность, или совокупность особенностей, которые для человека имеют значимость или ценность.  Поэтому  не кажутся  лишними  следующие определения.
 
     Достоинство  государства как института власти определяется:  достоинством  его общественно-экономической формации*,  достоинством  политической системы,  исполнительной,  законодательной  и  судебной  власти,  сплочённостью общества - наличием  нации (народа),  экономической  и  военной мощью,  достоинством  внутренней  и  внешней  политики**,  а  также интеллектуальным потенциалом общества***. 
    Оно  может  иметь,  при отсутствии в стране нации,  множество  оценок -  по числу кланов, социальных и религиозных групп населения, относимых к политической, исполнительной, законодательной и судебной  власти, к внутренней и  внешней политике.  При наличии в государстве нации,  достоинство  государства  становится однозначной  его характеристикой в обществе и  проявляется  в  его  международном  авторитете.
     Полагаю, здесь необходимы некоторые пояснения:
* Общественно-экономическая формация – это  система общественных отношений в государстве, обусловленная  организацией  экономики, внутренней и внешней политикой  правящего класса  и  преследуемыми им  целями,  определяющая тип общества и установленного в нём  режима управления населением». 
**Достоинство политики – это суть её качества.  Оно может быть  ничтожным, а может быть существенным. Оно может быть  унизительным, а может быть суверенным, величественным, привлекательным.  Достоинство политики – это оценка её качества,  обусловленная достоинством  политиков, её осуществляющих.  Достоинства  внутренней и внешней политики зависят от общественно-экономической формации государства,  достоинства лиц, её осуществляющих,  и  могут одновременно  иметь  разные  оценки  у разных оценщиков.
*** «Интеллектуальный потенциал» имеет всеохватывающее толкование  различных интеллектуальных проявлений  человека или общества.  Интеллект – это качество мышления или культура.
 
    Достоинство страны определяется:   интеллектуальным потенциалом общества, то есть, его культурой,  его историей, площадью, природными ресурсами,  климатическими условиями  и  физико-географическими особенностями территории,  развитостью  её  инфраструктуры  и  достоинством государства.
    Философ  Д. Милль утверждал: "Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей".   Государство образуется ограниченным кругом лиц, осуществляющих властные полномочия.  Отнесение этой цитаты ко всему населению страны является  ошибочным суждением.  Но замена в цитате  Д.Милля  термина «государство» на термин «страна» для достоинства страны вполне справедлива.  Помните?  Инквизиция сожгла на костре Джордано Бруно.  Оценка  достоинства государства  тут ничтожна,  а  достоинство страны возвеличено  Разумом  сожженного.

    Достоинство  общества  определяется:   сплочённостью населения, его культурой,  достоинством страны и достоинством государства.
    Важнейшим признаком  интеллектуального потенциала общества является наличие в стране нации (народа) как единства или сплочённости населения и как признака  его  культуры одновременно.

ЧЕСТЬ
     Этот термин  характеризуется  в  языке туманными  понятиями  и лишен  строгого определения.
С.И. Ожегов  «Словарь русского языка»:  «Честь – это: 1. Моральные качества и этические принципы  личности,  достойные уважения и гордости. 2. Незапятнанная репутация.  Доброе имя. 3. Целомудрие, непорочность (женщины). 4. Почёт, уважение».
То есть,  определения понятия, кодируемого термином «честь», тут нет.  Приведен  перечень  словосочетаний,  требующих  пояснений.  Например,  нравственность  человека  определяется  множеством  её проявлений.  Согласно словарю, честью являются лишь те, что  достойны чьего –то (непонятно кого)  уважения и гордости.  К тому же не ясно как быть с другими существующими проявлениями нравственности.  А «незапятнанная репутация», а  «доброе имя»?  Это же иносказательность, что в научном определении не допускается.  Ну и т.д.

    Надеясь, что  всколыхнул  в  читателе интерес к критическому анализу предлагаемой ему информации, привожу  сведения по теме из других источников:
Википедия: «Честь — это  комплексное этическое и социальное понятие, связанное с  оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.
    Тут говорится, что честь – это понятие, что неверно:  честь – это явление, толкование которого в Википедии  отсутствует.
    Надеюсь, что  читателя, как и меня,  не удовлетворило  приведенное определение,  и он задал вопрос: «А разве в Википедии приведен полный перечень качественных признаков, исчерпывающе определяющий понятие термина «Честь»?»
 
    «Толковый словарь» Т.Ф. Ефремовой:  « Честь – это:1. Моральное, профессиональное, социальное и т.п. достоинство, вызывающее уважение к самому себе или со стороны окружающих. 2. Почет, уважение. // Знаки внимания, оказываемые кому-л. 3. То, что придает кому-л., чему-л. ценность, достоинство;  то, чем гордятся. 4. устар. Целомудрие, непорочность женщины».
     Словарь  Д. Н.Ушакова: « Честь – это  моральное или социальное достоинство,  то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих).
     Словарь  В.И. Даля: «Честь  - это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
 
    В моём понимании:
ЧЕСТЬ – это  совокупность  достоинств  «Поведенческого кодекса»  личности,  развиваемых Разумом в среде личного достоинства  человека  и  являющихся его убеждением,   а также оценка  достоинства  «Поведенческого кодекса»  личности,  даваемая   сторонним  оценщиком.
    Честь как личное достоинство «Поведенческого кодекса»  согласуется  с  нравственностью  и  совестью  человека и является непременным отражением его культуры.
    Честь как  общественное  достоинство «Поведенческого кодекса»  оцениваемой личности может  иметь  различные  характеристики  в  зависимости от нравственности и совести, и культуры оценщика или менталитета (культуры) групп людей. 
    Понимая, что  мировоззрение и «Поведенческий кодекс» человека являются определяющими факторами его Души,  можно утверждать, что  ЧЕСТЬ – это  свойство  Разума и признак  Души  человека.

    Сегодня  призыв «Береги честь смолоду!» можно найти только посредством «археологических раскопок».  Признание «Честь имею»  вышло из  «моды», наверное,  уж более  100 лет  тому.  А употребляемый термин  «почести»   затмевает  словосочетание «по чести», и  не редки случаи,  когда воздаваемые почести оказываются не по чести.

P.S.   Я благодарю   Нэлю Березную – автора  замечательных  миниатюр  на  Прозе.ру – за полезную критику и советы, высказанные при подготовке статьи.


 


Рецензии
Спасибо за Ваши критические анализы и желание вникнуть глубже - увидеть корень проблем, умение обобщить своим Разумом и Душой и поделиться с нами!
С уважением,
Надежда

Николаева Лисогорская Надежда   21.11.2015 10:22     Заявить о нарушении
Надежда, спасибо за добрые слова. Рад знакомству.
С уважением.

Николай Мурашев   24.11.2015 22:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.