Фарца. А это что?

    А это телесериал, который мы только что посмотрели. Странное какое-то слово. Фарцовка.  Да и многим, особенно не родившимся в СССР, непонятное. Одна из сверхзадач этого кинопродукта    - это как раз через это не совсем понятное для многих слово вернуть нас в не такое уж далёкое прошлое или приобщить юные души к этому прошлому, без которого не понять настоящее.

 Вот смотрите, дорогие наши дети и внуки, как мы жили. А потом и судите сами, что и как было в те времена.Что это была за страна, и, главное, хотели бы вы, чтобы мы в неё вернулись.

     И тем не менее, что это такое «фарца» и кто такие  «фарцовщики». Википедия знает всё. Вот, что она нам выдаст по этому поводу.

   «Фарцо;вка — сленговое  название запрещенной в СССР подпольной покупки/перепродажи (спекуляции) практически недоступных рядовому советскому обывателю дефицитных импортных товаров. Подавляющим большинством предметами предложения и спроса фарцовки выступали одежда и аксессуары. Также популярными были звуконосители (виниловые пластинки, аудиокассеты, бобины), косметика, предметы быта, книги и тд.

Лица занимающиеся фарцовкой назывались «фарцовщиками» (самоназвания: «утюг», «бомбила/о», «фарца;», «фарец», «маклак», «деловар», «штальман»). Фарцовщиками были в основном молодые люди (студенты), а также лица по роду своей деятельности имеющие возможность тесно общаться с иностранцами: гиды, переводчики, таксисты, проститутки и тд.»

    Время идет. Ностальгия по дням ушедшим растёт. Особенно по дням советским. Мы уже хорошо пожили в новые времена. И потянуло на сравнение. И не только старперов. Но и молодёжь тоже. Все в мучительных раздумьях. Что нашли и что потеряли? По чем стоит горько всплакнуть? Что так необдуманно в запале отринули? И что обрели? 
 
   Ну а если есть запрос , то и появится предложение, как телевизионный продукт. Тема очень рейтинговая. А значит и очень прибыльная. Как такое упустить. И посыпались телепродукты. Например «Стиляги», "Оттепель". А теперь ещё и «Фарца».

      Ну и мне тоже не чуждо чувство ностальгии. И я тоже уселся перед телевизором со сладостной истомой погрузиться в дни минувшие. Тема мне очень даже близка. Потому как в силу специфики моей профессии я стоял на самой близкой дистанции от этой фарцы. Потому как я как раз и был ещё в те времена гидом и переводчиком. Потому я сильно в теме. Только с одним маленьким отличием.  Никогда этим самым не занимался. Как и абсолютное число моих коллег. Почему? Я вам скажу.

     Две причины. Во-первых, всем нам гидам уж как хорошо было известно, что все мы были под бдите6льным оком сотрудников в штатском  особенно в гостиницах. Риск был несоразмерным  с тяжестью возможных последствий. И никто не хотел на своей заднице ощутить эти последствия. Попался - и конец всему. Волчий билет. Даже и в дворники не возьмут.

      Была и другая причина. Глубинная и не для всех очевидная. И даже непонятная особенно для нынешних.  Её можно назвать чувством патриотизма. И без всякого пафоса. Любая профессия воспитывает и вырабатывает в тебе набор душевных качеств.   Судите сами. Сначала я весь день нашим гостям радушно рассказываю о духовных и прочих  ценностях нашего строя и нашей страны, а потом к вечеру, вообразите,  подхожу к одному из них и говорю на ушко: «Слушай дядя, пиджачок мне твой понравился. Не продашь?» Такое только в кино. Вот, к примеру, такое, которое мы посмотрели.

     И потому меня привлёк особенно один фантастический эпизод. Четыре молодца в модных прикидах, похожие на тех самых стиляг,   смешавшись с толпой туристов, поднимаются в автобус. Туристический. Потом усаживаются, похохатывая, на заднем сидении, по всему  в очень хорошем настроении. Ещё бы - оторвались от ментов. И вдруг одному из них приходит в голову блестящая идея. Он вскакивает и громогласно по-английски ( в автобусе одни немцы) объявляет, что, дескать, Интурист решил представить гостям новую замечательную услугу. Обменивать валюту на рубли прямо в автобусе. И ведь стал оказывать «услугу» доверчивым немцам. А вот гид, решивший было вякнуть что-то, быстро заткнулся - ему фарцовщик сунул в карман рубашки несколько бумажек.

     Это надо же, как можно быть не в теме, чтобы сотворить этакий эпизодик. А говорят ещё Цекало (продюсер и один из сценаристов) у кого-то консультировался. Ну хоть ко мне бы обратился!  Ляпов в ряд несколько. Как гид мог не заметить в автобусе чужаков. Было правило железное у гида: считать туристов перед отправлением автобуса. Не дай Бог, если он кого – то потерял . Да  и знает он уже каждого из клиентов в лицо. А тут ни с того ни с сего  заявляется целая шайка чужаков  в пространстве поля, где могут пребывать только он, гид, и туристы.

    Далее, почему-то этот гид сидит  среди туристов, а не на сидении, положенном ему месте рядом с водителем. С микрофоном в руке. Как он мог допустить такую наглость со стороны фарцы, с которой существовала негласная договорённость - не лезть на чужую территорию? Она   даже и помыслить об этом  не могла. А как водитель мог допустить такое? Потому, как и у него на этот случай были самые суровые инструкции. Он их тут же здал бы тем же ментам. У меня нет слов.
 
   Зачем «герои» постоянно произносят известное  всем нам теперь словечко «бабло». А словечко стало нам известно лишь в поганые девяностые. А действо в фильме происходит в начесе шестидесятых. Это что же, авторы фильма вольно или невольно проецируют умонастроения тех самых поганых лет на совершенно другую эпоху. Глупость это или злонамеренный умысел?

   А вот и ещё эпизодик. Главарь банды, он же главный герой,  партийный, произносит  пафосные, патриотичные и идеологически  выдержанные речи в начале «славных дел» перед  своими верными друганами.  Но потом тут же сдувается во всем своем пафосе, как только перед ним выдвигают убедительный аргумент: пустые полки в магазинах. То есть при этих полках нет того преступления, на которое нельзя пойти.   Надо понимать так, что главная цель и смысл жизни партийного товарища должна определяться наполняемостью этих полок. И ведь убедил. Вид этих полок и уговорил нищего духом партийца выпрашивать поношенные тряпки у туповатых и алчных иностранцев.  Такая у него мораль.

     А про мораль я упомянул не случайно. Герой ещё ведь и талантливый начинающий литератор. Пришёл в редакцию журнала со своей рукописью. По всем признакам, сверхпопулярного тогда журнала «Юность». Разговаривает с дамой, редакторшей, которая мгновенно положила на него взгляд, не имеющий никакого отношения к литературным достоинствам своего посетителя. И вскоре писатель умело раскладывает редакторшу с раздвинутыми ногами на её же редакторском столе. Забыв при этом, что у него уже есть любовь и почти невеста. Почему-то эта сцена так живо напомнила мне « Bel ami» («Милый друг») Но у Мопассана его герой – отъявленный негодяй. А вот в фильме мы видим жертву режима, который негодяйствует в силу обстоятельств. Как бы в отместку за незаполненные полки. Любопытная деталь для несведующих.Редакторшу играет бывшая жена Лимонова.

     Кстати, в журнале «Юность» не было женщин – редакторш. Ну а как без инфернальной бабы в телесериале? Никак нельзя. Нужна романтическая струя. Иначе потеряется для рейтинга просто невероятная, многомиллионная толпа домохозяек всей страны. Хотя и без редакторши в фильме хватает этой струи. От прожженной проститутки до наивных дурёх.
   
      Но это ещё не всё. Эта вульгарная дама меня поразила ещё раз в конце кино. Она ринулась защищать фарцовщика-литератора в суде. Она заявляет, что к счастью у нас есть суд ( самый справедливый в мире), который во всём разберется и поймет, что решает он судьбу будущей гордости нашей литературы.

   И знаете, какой аргумент она привела в доказательство такой остроумной
мысли? Держитесь за стул. Вот если бы не было суда, то мы лишились бы нашего гения, Достоевского, еще до написания им самых знаменитых его романов. А дама эта как бы имеет отношение к литературе. И потому не могла не знать, что петрашевцы были приговорены к расстрелу как раз военным судом. А помилованы были лишь волею монаршей милости. И опять у меня нет слов. Получается так, что не только Цекало  не знает вещи, известные и школьнику, но и вся съемочная команда тоже?


       Ну  а конец кино меня потряс. Суд, тот самый, что самый справедливый! Хотя, какой там суд. Пародия со всеми признаками настоящего суда. Но только признаками. А по сути -пошлый балаган на полном серьезе.

    Сначала адвокат. Добрый, с суровостью и справедливостью во взоре, при всем его понимании, что защищать он должен откровенных паразитов и спекулянтов. А среди них и его сынок , имевший уже одну ходку в места не столь отдаленные. Тот самый, кто стал причиной преждевременной кончины его жены и матери фарцовщика.

    Папа знает, где правда. А он узнал про неё от своего товарища - разведчика на фронте. Однажды этот разведчик задал более чем странный вопрос на войне. Вопрос такой: «А за что ты воюешь?»  Ну и как вы думаете, каким должен быть ответ. За Родину, за веру, за отчество, за землю свою, за жизнь на этой земле? НЕТ. Главное за что они должны воевать и  жизни свои класть - это за право грядущего  поколения на ошибку.

      Вы что-нибудь поняли? Я понял. И все проще простого. Непутёвый сын совершил ошибку. Уже вторую, поскольку одну ходку он уже имеет в те самые места. И суд должен и даже обязан понять, что это была ошибка. А раз так,   отпустить паразита и спекулянта прямо в зале суда. Да ещё и извинится перед ним, по словам Глеба Жеглова. Потому как за это  воевали по мысли химика-продюссера Цекало.. В чем он нас всех и постарался убедить всем своим телепродуктом.

     Но это ещё и не всё. Отпускают фарцовщика на свободу.. Дело отправили на новое расследование. Отпущенный,  он попадает прямо на пороге правосудия в объятия своих с разливом счастья на лицах подельников. Надо думать так, что и ,зритель должен порадоваться такому радостному исходу. И пойти вместе с ними отметить обретённую свободу в кабак.  А мне так не хочется.

     Да и не только мне. Вот и маменьки героя партийца – фарцовщика – писателя. Она догадалась и поняла цену счастливого исхода. Талантливый писатель был поставлен перед безальтернативным выбором. Кем? Ну понятно же кем. Органами! Гебешник сунул ему под нос бумагу на подпись. Либо десятка лет сурового режима, а то и расстрельная статья, либо ты наш человек. Иного не дано. Да и угроза  не только ему. И всем сотоварищам  по паразитному делу тоже сроки грозят не малые. Включая невесту. Писатели, они такие. Вот и сам Солженицын одно время был стукачём. Доказано.

      Сын фарцовщик просит прощения у матери со словами раскаяния. «Сколько же я натворил!» «И сколько ещё натворишь!» - прорицательски со скорбью в голосе и глазах отвечает мать. Надо думать так, что «творит» он будет уже в рядах кровавой гебни. Продолжение следует. Такое кино. Цекало доволен. 

    Последнее. Я вот помню другое кино. И оно посвящено времени, в котором живут фарцовщики. Начало 60-х годов  Но это другое кино. Совсем другое. « Я шагаю по Москве» И возраст героев всё тот же самый. И даже один из персонажей тоже начинающий писатель уже с опубликованным рассказом всё в том же журнале "Юность". Но что это за кино! Почему после «Я шагаю по Москве» на душе становится теплее. Он весь пронизан счастьем и оптимизмом. И он про жизнь совсем хорошую. А вот после просмотра «Фарцы» у меня чувство безнадёги и ощущение такое, как если бы в дерьме искупался.  А может быть в этом и состояла сверхзадача продюсера и сценариста Цекало. Искупать в дерьме во всей своей ностальгической ненависти по тем временам. Хотя сам-то он появился на свет белый в 1961 г.
 
   Словом, сотворители  сериала удовлетворили ностальгический позыв зрителя по полной. Но у меня вопрос.  Почему на ТВ нам показывают  вот только такое кино?  Почему у нас  стало новомодным трендом лягнуть времечко не так уж и далёкое? Не сильно преуспев в своём времени, плюют в то, которое знаем  довольно часто только что по «хроникам» Сванидзе. Нам выставляют героями этого времен тех, кто как раз в нем героями и не были. А было к ним общее отношение презрительное, если не ненавистное. Типа там к стилягам и утюгам.  Они что же не понимают и не видят,что погода на дворе уже другая? Разнос страны прекратился. И мораль тоже много изменилась. Черное стали всё чаще называть черным.      



.


Рецензии
Моим ровесникам трудно понять тот период, когда фарца была возможной, обогащала одних и давала возможность выпендриться другим. А сейчас гламур. А в противовес ему тенейджерская мода, показывающая полное пренебрежение к гламуру. Но и те и другие стараются ПОКАЗАТЬ себя, обратить на себя внимание. Есть и третьи. И мне они более симпатичны.

Геннадий, я уже не совсем по теме. Извините.

С пожеланием всего самого хорошего,
Еремей


Еремей   20.09.2015 11:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.