Веломоторчик

       С первым рационализатором, прокатившимся по улицам хутора с присобаченным к велосипеду  в одну лошадиную силу двигателем внутреннего сгорания без простенького глушителя, оповестил местных пацанов о новом увлечении.

         Если сказать что в хуторе не имелось промышленных веломоторчиков, с усиленной рамой, муфтой, акселератором, педалями на случай отказа двигателей, то на нашем краю имелось два, у моих соседей через дорогу и  у дядьки Федьки.

         Купить такую вещь, считалось роскошью, так трата денег, не более.

      Поэтому местные умельцы собирали по частям двигатель и недостающие детали, а некоторые вообще считали ненужными.

          Левая педаль намертво прикручивалась проволокой к раме, мне было так удобнее ездить, когда правая нога впереди, поэтому педали всегда находились параллельно дороге.

           Рычаг муфты отсутствовал как рудиментная деталь для двигателя, а использовалась справа на руле как акселератор, чем сильнее выжимаешь тем выше заслонка карбюратора, значит выше обороты.

        Большую шестерню на заднее колесо вырезали автогеном  из шестерни на правой педали, затем при помощи винтов и плотной резины прикручивали к спицам заднего колеса.

       Цепью соединяли шестерню двигателя и заднего колеса.

     Бачок под бензин годился любой, если с краником вообще отлично.

      Два брата Николая бороздили улицы хутора на своих моторчиках, трескотня от их  веломоторчиков слышалась от одного края к другому в различных тональностях децибел.

         Сосватал я себе, по наводке братьев, моторчик на третьей улице у Олега за три рубля.

         Договор был такой, что моторчик будет укомплектован полностью.

         Я ушёл домой за деньгами.

         А Олег пообещал к этому времени снять двигатель с велосипеда, не обманул товарищ, снял двигатель, карбюратор и шестерню привода, отсутствие которой не сразу заметил.

        На мои претензии, ответ был прост:
                - Не хочешь не бери.

          Как это не хочешь, когда я загорелся всеобщей идеей, поставить двигатель на велосипед и гонять по улицам хутора, а может и не только.

        Братья уверили меня, что это ерунда и не достающие детали, если у них будут лишними, обязательно поделятся со мной. 

         Три рубля отданы и вот он мотор Д -5 теперь моя собственность.

         За сборку двигателя принялся со всей серьёзностью.

      Карбюратор новенький из магазина был куплен в станице и обошёлся в треть цены нового двигателя, которые лежали на прилавке по цене 25 рублей.

             Но полученное воспитание, всегда собирать из бросовых деталей, хоть обходилась дороже, не считая затраты на время, но ценилось выше.

         Вот так сразу отдать 25 рублей за здорово живёшь, слишком жирно будет.

          А вот если понемногу, то это прекрасно, если обошлось всё потом гораздо дороже, кто же будет считать, курсы бухгалтеров не проходили.

        Сосед Толик, работал сварщиком в совхозе, выполнил мою просьбу и вырезал в большой звездочке отверстие, чтобы плотно прилегло к спицам заднего колеса, ещё он подарил мне бензобак, от своего оставшегося на память старого веломоторчика.

            Осталась всего одна деталь, шестерня привода, за которой отправился на третью улицу к одному из братьев.

         Братья на улице занимались ремонтов одного из двигателей, двигатель был разобран и расколот пополам, всё раскручено до последней гайки.

       На мою просьбу одолжить на время шестерню, ответили, лишней нет, но я то сразу приметил её среди разложенных деталей, ведь обещали поделиться и я поделился, незаметно сунул шестерню в карман.

         Не хорошо я поступил с друзьями, но это единственная недостающая деталь, очень нужная для меня вещь.

          А с другой стороны если им жалко было отдавать мне запасную шестерню, то пусть поставят её на свой двигатель.

               Когда братья собрали двигатель, то у них недоставало одной детали, которую я спёр у них.

      Поискали они поискали не достающую деталь и вспомнили, зачем приходил я.

       Всё стало ясно, деталь у меня.

               Не успел я порадоваться своему приобретению, пришли братья и стали уговаривать вернуть деталь по хорошему.

         Я сначала отнекивался, что не брал ни какой шестерни, но приведённые доводы, что третье лицо видело, как я шестерню сунул в карман, отпираться не стал и вернул деталь.

              Моя активность по сборке веломоторчика не нравилось отцу, весь день я ковырялся за сборкой и подгонкой, забывая   про основные  дела по хозяйству.

          И вот когда отец приехал с работы, а воды не было ни у кур, ни у свиней, я схватил вёдра и побежал к крану на улице за водой.

        Подошёл с вёдрами Лёха Хомутенко, отец с вёдрами пришёл к колонке и стал меня учить уму разуму и настолько разошёлся, да так распалился на всю улицу, что у меня пропала охота к сборке своего мототранспорта. 

         Отец считал, что мотоцикла вполне достаточно во дворе, а просто гонять по улицам и жечь бензин, это занятие для бездельников.

         Я знал, что мотоцикл только для хозяйственных нужд, а вот чтобы просто прокатиться, съездить искупаться или смотаться в степь за тюльпанами, на это было табу.

           Если до завтра я свой велосипед не приведу в нормальное состояние, предупредил отец, слово он своё сдержит обязательно, то он сам лично раскурочит мой движок и выбросит за огород или вот лучший вариант отдаст Алексею.

            Лёха местный механизатор, смекнул сразу, дожидаться очереди за водой не стал, а сбегал домой за ключами и с первыми принесёнными мной вёдрами воды во двор, стал скручивать мотор с моего велосипеда.

            Я не стал говорить отцу, что двигатель куплен за три рубля, да плюс карбюратор и того потянет на десятку.

          Зачем расстраивать отца и доводить до белого каления, за такие деньги я вскоре куплю  полную двухсотлитровую стальную бочку бензина,  принесённую из сада плодопитомника, у заезжего коробейника с нефтеразведки.

            За такие растраты матушка была очень недовольна и пожаловалась отцу, отец же наоборот похвалил меня за смекалку:
            - Ну сколько можно ездить в станицу или того хуже цыганить у шоферов.

  Бензина хватило на сезон и ещё осталось на следующий.


06 апр 2015г.


Рецензии