По праву старшинства

По праву старшинства

(рассказ)

В детстве многие окружающие старики и старухи нашей небольшой и уютной семипалатинской улицы "Трудовая", называли меня другом. И любившая выпить, и попеть, сидя на лавочке возле своего дома русская баба Маруся. И сошедшая с ума в голодный послевоенный год баба Маруся-немка, которая добросовестно собирала любой появившийся на улице мусор, и складывала его в кучку (пустые бутылки, консервные банки, обрывки газет...). И деда Миша, живущий напротив нашего дома, и всё свободное время сидевший на лавочке, аккурат против окна моей комнаты. И огромного роста деда Федя, любивший выспаться под нашим забором, в душистой летней траве, после сильной попойки.
Я доверительно принимал эту дружбу за чистую монету. Да так оно и было. А почему, до сих пор не нахожу объяснений. То ли по этой причине, то ли по недопониманию, считал этих пожилых людей большими детьми. Не видя особой разницы, между собой и ими, и не понимая, что за их плечами огромная трагическая судьба людей нашей огромной страны СССР. Которую я не знал, да и не мог знать, и понять в силу своего очень уж юного возраста. Соседей же среднего, между мной ребёнком, и этими стариками возрастом, к которым относились и мои родители, я считал просто очень занятыми людьми. Которые всё время работали, а домой приходили только поесть и поспать.
Так вот, с годами стариков не стало. Они тихо, никого не беспокоя сошли на нет. А за ними, постепенно стали уходить и люди среднего, как я назвал, возраста. И вот, уже будучи пятидесятилетним, приехав в гости в родные пенаты, я застал в живых, из прошлой обоймы, только одного, знакомого мне с той поры соседа. Ныне уже почтенных лет деда В. В пору описываемого моего детства, когда он приезжал в обеденный перерыв на своём "Москвиче 408", все маленькие уличные мальчишки и девчонки, просили прокатить до конца улицы. Он с улыбкой открывал двери, мы набивались в салон: сопливые, грязные, потные после игры в мяч. И на очень низкой скорости В. вёл автомобиль. Счастливей нас, в тот момент, наверное не было никого на свете.
В последний свой приезд, я специально, не спеша, шёл по нашей "Трудовой" улице. Дома были те же. А вот жители, сменились почти на сто процентов. И только около одного дома, я увидел и узнал деда В., усердно подстригающего (окультуривающего) куст сирени в своём палисаднике.
Поздоровался с ним. Он некоторое время смотрел на меня, потом спросил, кто я. Я назвал номер нашего дома. Его глаза просияли, показывая мне, что он вспомнил меня и даже рад встрече. Потом предложил, зайти вечером в гости на чай.
В назначенный час, я стучался к нему в ставень окна. Загнав своего цепного пса в будку, он пригласил меня в горницу. Уселись пить чай. Заочно зная его всю свою сознательную жизнь, тем не менее, я не имел никакого понятия, кто он по профессии. Тут же выяснилось, он бывший главный экономист "Гэс-строя". Что подняло его в моих глазах, не предполагавшего это. Но ещё больше меня удивило, когда узнал, что он ещё и бывший фронтовик, с 1943 года. А когда он сказал, что в детстве, в годы голодомора тридцатых годов в степях Казахстана, во время которого поумирали их родители, был в одном детдоме с моим отцом в Желандах, этим окончательно добил меня.
Я понял, что за всеми моими былыми старшими друзьями, окружавшими меня в детстве, стояли такие же, или подобные непростые судьбы. Которые я так и не познал, скользя по пространственным волнам жизни...

7 апреля 2015


Рецензии
Прочла, понравился рассказ. Грустно от того, что многих уже нет. Нет людей, которые жили, трудились и мечтали: о светлом будущем, о счастливой жизни. Другие были люди, другое поколение.
С наилучшими пожеланиями
Татьяна.

Татьяна Голотвина   10.05.2018 16:11     Заявить о нарушении
Спасибо Таня!

Владимир Нургалиев   10.05.2018 16:50   Заявить о нарушении