отечественная историография Летописный период

РАЗДЕЛ 1
Летописный период в отечественной историографии
1 исторические знания в 11 - 15 веках
В середине 11 века киевский митрополит Иларион написал "Слово о законе и благодати" обращенное к Ярославу Мудрому .В Слове развивается теория о равноправии народов и всемирная история рассматривается как постепенное приобщение их к христианству . История Руси и принятие ею христианства показано как логическое следствие развития событий мировой истории
В 11 веке наиболее распространенной формой исторических сочинений на Руси стали летописи . В летописях материал расположен в хронологическом порядке по годам "летам". Основное внимание в летописях уделялось личности государей , воинов ,событием государственной жизни , то есть фактов политической истории .  Успехи и бедствия Руси объяснялись божественным промыслом и рассматривались с точки зрения провиденциализма Летописи составлялись при дворах князей и отражали политические интересы заказчиков Рукой летописца отмечал академик А А Шахматов управляли политические страсти и мирские интересы  Летописи часто объединяли в сборники  своды старейшим из которых является Повесть временных лет составленная в Киеве в начале 12 века  Летописный свод Нестора был дважды переработан в 1116 1118 гг игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром  Повесть временных лет создавалась в течение длительного времени в нескольких литературных центрах  Повесть временных лет проникнута идеей единства Руси являющейся главной политической тенденцией летописи Отсюда и прославление Владимира Мономаха возродившего традицию подчинения всех князей власти киевского князя. В центре исторического рассказа "Повести временных лет" - Киев и киевские князья. Но "Повесть" включает в свой состав известия, относящиеся к другим древнерусским уделам - Новгородской, Черниговской, Суздальской.
В летописи постоянно встречаются цитаты из Библии и сведения из церковной истории. Все это служит летописцу для подтверждения определенных политических идей и тенденций. При  составлении общерусских летописных сводов использовались византийские исторические сочинения, церковная литература, официальные документы, местные предания, пословицы и поговорки. Летописи Являлись своеобразной энциклопедией средневековых знаний.
Благодаря политической целеустремленности, вдумчивому отбору исторических источников и литературной одаренности составителей было создано монументальное историческое произведение. Летопись от начала и до конца проникнута определенной исторической тенденцией. Это делает "Повесть временных лет" одним из самых выдающихся памятников русской и мировой средневековой культуры.
Летописание продолжалось и в период феодальной раздробленности (с XII в.). В ХII в., cудя по словам церковного писателя Кирилла Туровского, различали историков двух типов: летописцев (т.е. собственно историков) и ораторов (витий), или песнотворцев. Но и те и другие должны были уделять внимание войнам и прославлять своего государя. Так сравнительно узко определяется современником основная тематика исторических произведений.
С XII в. на смену общерусским летописным сводам приходят своды, содержание которых связано с отдельными русскими "землями", на которых располагалось Древнерусское государство. Летописание Владимиро-Суздальской земли было связано со все более усиливающейся княжеской властью. Летописание старалось приобрести общерусский характер и велось под наблюдением таких крупных государственных деятелей, как Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Летопись проникнута одной политической тенденцией - стремлением доказать необходимость единой власти владимирского князя, которая представляется преемницей власти киевских князей. Во Владимире в XIII в. был составлен первый из известных в науке лицевой (т.е. иллюстрированный) летописный свод.
Особое место в развитии исторической мысли занимает величайший памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" (конец XII в.). Причины бедствий Руси автор видит в междукняжеских войнах, когда "князи сами на собе крамолу коваху".
 С XIII в. в исторических произведениях много внимания уделено страшному татаро-монгольскому нашествию и героической борьбе русского народа с поработителями. Уже вскоре после битвы на реке Калке (1223 гю) появились первые повести об этом печальном событии. На основании Рязанской летописи и народного предания - исторической песни о подвиге Евпатия Коловрата - в начале XIV в., по предпололожению Д.С. Лихачева, была создана "Повесть о разорении Рязани Батыем" - один из самых значительных памятников древнерусской литературы. Борьбе с захватчиками, покушавшимися на Северо-Западные земли Руси, посвящено было жизнеописание Александра Невского. Это произведение представляет церковную переработку воинской повести. В качестве введения к жизнеописанию Александра Невского впоследствии было использовано "Слово о погибели Русской земли". Целый ряд значительных литературных произведений вызвала победа на Куликовом поле (1380 г.). В летописном сказании  о Мамаевом побоище названы рядовые участники сражения из ремесленников и крестьян, что доносит до нас народные представления об этом событии. Художественными достоинствами выделяется поэтическая воинская повесть "Задонщина", в основе которой лежат народные предания и песни. На рубеже14_15вв. предпринимаеются попытки возродить традиции общерусского летописания, в основу которого кладется Повесть временных лет Проводниками этой идеи выступали московские летописцы Первый московский летописный свод Летописец великий русский был составлен в конце 14 века В 1408 г был составлен общероссийский летописный свод Троицкая летопись Свод составлен под руководством митрополита Киприана и содержит обоснование схемы преемственности власти киевских князей владимирскими прямыми наследниками которых выступают московские великие князья  Эта историческая схема станет к 16 в составной частью официальной идеологии московского  самодержавства


Рецензии