Родом из детства. Рыболовы

                Рыболовы

                Рассказывая о том, как мы ловили бурундуков для живого уголка детского сада, я дал понять, что орудие, при помощи которого мы ловили этих шустрых и ловких зверьков, применялось нами раньше для ловли рыбы. Оно называлось «силок» или по-нашему, по-ребячьи «силилка». Изготавливалось оно очень просто: на конец 2-3 метрового тонкого удилища наматывалась медная проволока, оканчивающаяся петлей. Всего и делов-то. Весной талые воды переполняли городской пруд, и излишек их через шлюз плотины выпускали. Это было началом речки Шуралки. Вместе с водой в речку выносилось немало рыбы. Постепенно вода достигала летнего уровня и шлюз закрывали. Вода в речке спадала и светла, становясь абсолютно прозрачной. Крупная рыба оставалась по омутам и ямам, мелкая попадалась по всей речке. Мы ходили рыбачить с самодельными удочками и не всегда приносили домой даже на уху. Но однажды встретили знакомого рыбака с нашей улицы с такой вот снастью. У него уже был неплохой улов из четырёх щучек и двух окуней, а при нас вытащил ещё одну щучку. Он быстро научил нас изготовлять силок и дал кусок проволоки, но показывать секреты ловли не стал, сказав, что если голова есть, то сами научимся.
                Конечно, сначала ничего не получалось. Мы пытались ловить чебаков, которых было довольно много, но эта рыба совершенно не стояла на месте, и к тому же она пугалась силка, врассыпную кидаясь прочь. Только тогда мы сообразили, почему у рыбака не было ни одного чебака: он их попросту не ловил. Начали искать окуней и щук. Водорослей ещё было мало, и мы находили одну за другой. Хищная рыба не плавала, а постоянно стояла на месте как бы в засаде. Но неудачи преследовали нас. Надо было аккуратно завести петлю через морду за голову и резко дёрнуть удилище.  Рыба совершенно не реагировала на проволоку. Мы же никак не могли отрегулировать  размер петли. Если она была мала, то никак не одевалась на голову и задевая её, в конце концов рыбу спугивали. Если была велика, то рыба успевала выскользнуть, пока петля затягивалась. И ещё надо было учитывать преломление изображения в воде.
                Наконец Коле удалось вытащить щучку граммов на триста, потом ещё одну такую же. Федя поймал небольшого окунька. Я с Вовой так ничего не поймали. Устали, хотелось есть, и мы пошли домой. Федя отдал добычу Коле и сказал, что теперь получится нормальная уха.
                Вечером, как обычно, команда в полном составе собралась на горке Бабаевке. Фёдор увлечённо рассказал о сегодняшней рыбалке и предложил назавтра всем  пойти не просто порыбачить, но и сварить уху, Идея была с восторгом принята всеми семерыми. Начались каникулы, дома пока нас работой не загружали. Определились, кому и что брать с собой. Даже не стали играть в свои обычные игры, а отправились собираться.
                По заводскому гудку все явились к моему дому на скамейку. Жулька уже крутилась между нами, выпрашивая подачку. Последним прибежал самый младший из нас, Рафик,  и со слезой в голосе заявил, что с нами не идёт, так как  они куда-то с отцом уезжают. Через четверть часа были на месте. Вырезали  каждый себе ивовое удилище, Федя раздал куски проволоки. Принялись мастерить «силилки». Колька дорогой и сейчас рассказывал, какую вкусную уху мать сварила, а отец назвал его настоящим рыбаком и добытчиком. Он же опять первым поймал окуня.  К обеду наловили больше десятка окуней и четыре щучки. Решили остановиться и заняться приготовлением обеда. Вдруг оказалось, что никто из нас не варил уху на берегу и даже не присутствовал при этом. Но отказываться от затеи не хотелось. Лёшка принялся чистить лук и картошку. Он жил вдвоём с матерью и иногда приходилось готовить.  Валерка, со своим полуведёрным котелком, пошёл на ближайший родник за водой. Федя топором взялся изготовить рогульки и перекладину. Коля чистил и потрошил щук. Остальные собирали сушняк для костра. Все оказались при деле. Сначала, по моему совету, отвари окуней. Как-никак, отец был рыбаком, и рыба нередко была на столе. Отцовской рыбацкой шабалкой я выловил окуней и выложил на плоский камень, чтобы остыли. Заложили в отвар нарезанную крупно картошку, две морковки, поставили на огонь. Не забыли посолить. Только костровые из нас оказались никудышные: наложили в костёр сухих еловых веток, а они как начали стрелять искрами! Подойти боязно, но это ладно, так искры залетали даже в незакрытый котелок. Федя нас успокоил, сказав уверенным голосом, что ухи на берегу без сажи и варёных комаров не бывает. (Только немного повзрослев, я узнал, что дрова из осины и ели в костре не желательны,  это «стреляющие « дрова)
                Пока варилась картошка, принялись за окуней, которых быстрёхонько раскрошили и умяли, только раздразнив аппетит. Наконец наше варево закипело, добавили порезанных щучек и лук. Быстро закипело, и я шабалкой принялся снимать пену. Как долго варить никто не знал, и только Лёшка сказал, что как только глаза у рыбы побелеют – уха готова. Посмотрели, переглянулись. Готова!!! А как же есть? На всех одна Валеркина алюминиевая чашка, за то у каждого деревянная ложка. Решили проблему мудро. В чашку начерпали ухи и поставили остудить – для Жульки. Она хоть не ловила и не варила, но тоже полноправный член команды! А котелок поставили на камень, и поочерёдно хлебали обжигающее, слегка пересолённое варево, Заедая чёрным хлебом, пока ложки не заскребли о дно. Наелись, как говориться, от пуза. Ведь это была наша первая уха! Разлеглись на полянке, и каждый рассказывал, вновь переживая, как он красиво вытаскивал рыбину.
                А Жулька в это время, помахивая хвостом, расправлялась со своей порцией.


Рецензии
Так хорошо написано, люблю рыбалку...Уха пахнет костром...Природа...Обалденно...

Лана Долгая   24.09.2020 16:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Лана!

Вадим Светашов   24.09.2020 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.