Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери

          В Великий Четверг воспоминается:
          - Тайная Вечеря,
          - Умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним,
          - Молитва Спасителя в саду Гефсиманском,
          - Предательство Иуды.

          В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей.
          Великий Четверг — день установления Господом таинства Евхаристии. Поэтому, по традиции, все православные христиане, по возможности, оставляют все свои дела, чтобы причаститься в это утро Святых Христовых Тайн. А на вечерней службе, все верующие со свечами в руках, стоя в темноте храма, слушают чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.         
         
           Отрывок из книги "Дикая розга". Глава Святая земля. 2 мая 2002 год Великий четверг.             
         
          Мы едем на гору Сион. Гора Сион составляет южную из возвышенностей, на которых расположен Иерусалим. "Пойте Господеви, живущему в Сионе (Пс.9,12). Явится Бог Богов в Сионе (Пс.83,8). Господь в Сионе велик и высок есть над всеми людьми (Пс.89,20). Основания его на горах святых, любит Господь врата Сиона паче всех селений Иаковлевых (Пс.86,2-4). Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю" (Пс.133,3). Величайшую славу гора приобрела уже после Рождества Христова.
         Не верится, что я нахожусь на Святой горе Сион в то время ее славы, о котором предсказали пророки Исаия и Михей: "Будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и придут к ней все языцы, и пойдут языцы многи, и рекут: приидите и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему: ибо из Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима" (Ис.2,3). Отсюда мои первые шаги начали путь по следам Спасителя рода человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы, апостолов.
         
          Вот она - та горница Сионская, о которой говорится в Евангелии, первый христианский храм и место великих священных событий.         
          В древности, на развалинах дома, где была Тайная Вечеря, была построена небольшая церковь Христова, при разорении Иерусалима она уцелела и названа была «первой церковью и матерью всех церквей». Святая  царица Елена восстановила ее. Горница переходила от христиан к мусульманам, и наоборот, а с 1559 года и по настоящее время турки владеют этим священным местом.
          Со страхом и трепетом переступаю порог Сионской горницы... Храм разделяется на верхнюю и нижнюю части. Нижняя часть состоит из двух комнат: первую называют омовением ног, а вторую местом явления Господа ученикам Своим. Небольшая лестница ведет вверх, где тоже две комнаты: первая - место Тайной Вечери, другая - место сошествия Святого Духа. Стоят две мраморные колонны, поддерживающие своды. В верхней части сводов находится изображение "агнца", вероятно, в воспоминание Божественного Агнца, преподанного ученикам на Тайной Вечери, стоит одинокая скульптура масличного дерева, а на колоннах изображены барельефы пеликанов, кормящих детенышей и витражи 17 века.
         
          В горнице ни души... Сердце содрогнулось от одной мысли, что нахожусь именно в тот день, Великий Четверг, когда Спаситель, совершил здесь Тайную Вечерю. Мое сознание переместилось в то Евангельское событие, происшедшее здесь почти 2000 лет тому назад...
          Вот, Господь входит с двенадцатью апостолами в приготовленную горницу. Они возлегли за приготовленною трапезою и говорит им:
           - Очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.               
          Господь говорит о наступающих скорбях и близком кресте, а ученики Его начинают спор за первенство, кто ближе к Учителю, кто больше?  Он встает, снимает с Себя верхнюю одежду, берет полотенце и опоясывается им; не останавливается на том; Сам же наливает воду в умывальницу; не приказывает другому сделать, а Сам все это делает; совершает то, что обыкновенно возлагалось на последнего раба, как обязанность тягостная, грязная и презренная. Он, Господь Неба и земли, со смирением слуги и с любовью друга смывает и отирает ноги полотенцем Своим ученикам. Невиданное деяние небесного смирения отозвалось сильным потрясением в сердцах учеников. Но они с детской покорностью и благоговением смотрели на служение Учителя и Господа своего.
           Только Петр смутился:   
           - Господи, Ты ли мои умоешь ноги?
           Иисус ответил ему коротко:
           - Что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после.
           Но порывистый, пламенный ученик не может допустить, чтобы Сын Божий, царь Израильский, Господь, повелевающий морю и ветрам, дающий зрение слепым, здоровье больным, жизнь мертвецам, Тот, Который владеет глаголами вечной жизни, как раб умывал ноги ученику Своему.
           - Не умоешь ног моих во веки! - воскликнул он.
           - Если не умою тебя, не имеешь части со Мною, - отвечал Иисус.
           Тогда Петр говорит:
           - Господи, не только ноги мои, но и руки и голову!
           Настолько ему казалось ужасным "не иметь части" с Тем, Кому он предан всею душой.
           Но Иисус отвечает:
           - Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
           Он знал предателя Своего, потому и сказал: "не все чисты".
           Затем Иисус объясняет апостолам значение Своего поступка:
           -  Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите; ибо Я - точно То. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
           Этим примером Господь показал не только свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т.е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было.
         
           В числе тех, кому Иисус омыл ноги, был Иуда. Он не поколебался в своем предательстве. «Истинный Мессия, - думал он, - не стал бы унижаться, исполняя обязанности раба, но величественно и гордо, как царь, повел бы их на блестящий подвиг освобождения иудейского народа. И ненависть Иуды к Учителю возросла. Его решение о предательстве окончательно окрепло.
          После вкушения ветхозаветной пасхи, Иисус Христос, взяв хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал:
          - Примите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов (за вас предается на страдание и смерть для прощения грехов).
          Потом взял чашу с виноградным вином, благодарил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому и подавая ученикам, сказал:
          - Пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
           Вот так, на этой вечери Любовь небесная, готовая на смерть за людей, установила главное христианское Таинство Причащения - источник жизни для людей.
          «Хвала и слава Тебе, Любовь безпредельная! Ты всех людей приглашаешь к чаше, независимо от звания, пола, возраста. Это Твоя воля».
          Столько любви небесной на этой трапезе, и одна рука предателя - за тою же трапезою! Господь не указывает на имя предателя. Он только снова говорит ученикам, что грешник Ему известен:
          - Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается, лучше бы этому человеку не родиться.               
          Ученики глубоко потрясены этими словами. Каждый испугался за самого себя, не в нем ли Господь видит готовность на дело черное. Петр, желая поскорее узнать, чтобы предупредить измену, сделал знак Иоанну, который возлежал рядом с Иисусом и тот тихо спросил Учителя:
          - Господи, кто это?
          Любимому и любящему ученику Спаситель не отказывает в исполнении желания его - узнать предателя. Иисус тихо ответил:
          - Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам.
          И обмакнув кусок, подал его Иуде Искариотскому.
          И после сего куска вошел в него сатана. Он лицемерно и дерзко спросил Христа вместе с другими:
          - Ни я ли, Равви?
          Спаситель тихо сказал ему:
          - Ты, - но никто этого не слышал.
          Как можно было без негодования отвечать такой страшной душе. Небесная благость Твоя, Господи, отвечает кротко:
          - Ты знаешь сам, - и добавил:
          - Что делаешь, - делай скорее!
          Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Иуда, пренебрегая Сыном Божиим ради денег, принимает кусок и тотчас выходит. Была уже ночь..
          Иисус знал, что Иуда ушел с целью выполнить свой предательский замысел.
         
          Он обращается к ученикам с прощальными словами:
          - Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе и вскоре прославит Его.               
          -Дети! не долго уже быть Мне с вами; будете искать Меня, и, как сказал Я иудеям, что куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.
          Как нежный любящий Отец при последней разлуке с детьми, Он дает им последнее завещание, напоминает им то главное, чему учил Он на земле:
          - Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
          Иисус Христос предсказывает ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, все разбегутся, оставив Его одного. Апостол же Петр сказал:               
          - Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
          Любящий Господь открывает ему:
          - Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня.
          Но Петр еще больше стал уверять:
          - Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.
          То же говорили и другие апостолы.
          - Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте.
          Вера должна спасти и укрепить их в предстоящих испытаниях, когда Он будет с Отцом на Небесах, они останутся здесь на земле и будут по Его примеру творить волю Отца.      
          Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя - Святого Духа.
          - Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет. Еще немного и  мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (т.е. Я есть жизнь, и смерть не может победить Меня), и вы  будете жить. Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Дух Святой - Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
          Прощаясь с учениками, Христос обещает им мир душевный, который Он Сам обретал, исполняя волю Отца:
          - Мир оставляю вам; не так как мир дает, Я даю вам.
          Иисус Христос предсказал ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей за то, что они веруют в Него.
         
           После этого предсказания Христос в нескольких словах с необыкновенной силой и глубиною выразил основную мысль всей прощальной речи Своей, даже больше, - всего учения Своего, всей Своей земной проповеди:
          - Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь (крепитесь): Я победил мир (т.е.зло в мире).
          - Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой  - виноградарь.   Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, отсекает; и всякую приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.   
          Христос еще раз говорит:
          - Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы - друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во Имя Мое, Он дал вам. Сие заповедую вам, да любите друг друга (Иоан.13,31;14,31;15,16; Матф.26,30-35; Марк.14,26-31; Лук.22,31,32).
         Затем Он обращается с молитвой к Отцу, как первый священник на земле, как первый пастырь, душу Свою положивший за людей, молится за Своих учеников и за Свою будущую Церковь, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единстве между собою. Христос просит Отца, чтобы единая Церковь сияла Божественною славой, той же славой, какою озарен по воле Отца Сам Богочеловек. Тогда мир познает, что Бог любит верующих в Него и прославляет их.
          Закончив молитву Свою, Христос и ученики Его вышли из горницы.
         
          Я прожила Тайную Вечерю со слезами стыда, раскаяния, и… радости.
          «Слава Тебе, Господи, Ты по Своей безпредельной любви не оставил Свое создание погибнуть во грехах, а исполнил Духом Божиим Церковь Свою и даешь всем через нее жизнь вечную».
          Мы вышли из горницы, а в это время у Гроба Господня шла Служба Великого Четверга, посвященная воспоминанию умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предания Его Иудой: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведного Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша. Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе".
          Чин омовения ног совершает сам Блаженнейший Патриарх Ириней на площади перед входом в Храм Господень. Он остается в одном подряснике и, препоясываясь, умывает ноги двенадцати греческим батюшкам. До этого они тянут жребий: кто, каким апостолом будет. Тот, кому выпадает быть Иудой, - даже иногда плачет.
          Из храма мы пошли по Гефсиманскому саду, расположенному у подножия горы Елеонской. По этому саду ходил Спаситель, здесь Он молился…
          Вот остатки древней дороги библейских времен, ведшей с вершины Елеона в Иерусалим. По этим камням мостовой проехал Господь на ослике, в день торжественного Своего въезда в Иерусалим, сопровождаемый множеством народа. В Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, идет в Иерусалим. Много народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге, другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, радостно восклицал:
          - Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Царь Израилев! Осанна в Вышних!
          Господь знал, что тот самый народ, который сегодня встретил Его с таким торжеством и ликованием, взывая Ему: "Осанна, Сын Давидов!" через несколько дней будет неистово вопить: "Распни, распни Его".
          Он плакал, провидя горькую судьбу этого города:
          - О, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя и стеснят отовсюду, и разорят тебя, и побьют тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк.19,42-44).
      
          Именно сегодня, в Великий Четверг, здесь произошло предательство апостола Иуды.
          После Тайной вечери Иисус с учениками вышли из Сионской горницы и направились через Кедронский поток в Гефсиманский сад (Мф.26,30.36;Ин.18,1,2;Лк.22,39). Усталость охватила учеников, Иисус оставил их отдыхать и, взяв с собою любимейших - Петра, Иакова и Иоанна, пошел с ними в глубину сада. Он хотел, чтобы эти, самые близкие Ему на земле, бодрствовали вместе с Ним в этот тревожный томительный час; бодрствовали, понимая вечный сокровенный смысл совершающегося. Сам Он желал обратиться с молитвой к Отцу.
          Он сказал:
          - Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И отойдя недалеко, преклонив колена, пал на землю лицом и молился:
          - Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, пусть будет, не как Я хочу, но как Ты.
          Когда Он возвратился к ученикам, то нашел их спящими.
          Иисус обратился к Петру:
          - Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна.
          Отойдя в другой раз, молился, говоря:
          - Отче, если бы Ты благоволил пронести чашу эту мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк.22.42).
          Он снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему ответить.
          Иисус Христос отошел от них  и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.
          Слова человеческие не в состоянии обнять силы и обширности душевных страданий. Слова «прискорбна есть душа Моя даже до смерти» выражают такую скорбь, какая бывает при разлучении души с телом, скорбь смертельная, скорбь жгучая. Идет на смерть Тот, Кто не на словах, а на деле принял на Себя грехи мира. И перед очами Его - не одна позорная смерть, а страшные грехи всего человечества и грозный суд Правды Божией.
          Когда Иисус в третий раз подошел к ученикам, полный сил духовных и божественно спокойный, Он застал их опять спящими и сказал:
          - Вы еще спите и почиваете; вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем, вот приблизился предающий Меня.
          Между стволами деревьев замелькали огни фонарей; раздалось бряцание оружия. Это Иуда вел толпу слуг первосвященника и воинов, чтобы захватить Иисуса. Иуда шел впереди. Он отделился от толпы и подошел к Иисусу и ученикам Его. Он условился указать посредством поцелуя, кто из этой небольшой группы людей - Сам Учитель. Приблизившись, он поцеловал Иисуса и произнес слова приветствия:
          - Радуйся, Равви (Учитель)!   
          - Иуда, - сказал Христос, - друг, для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?
          Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.
          Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал:
          - Кого ищете?
          - Иисуса Назорея, - отвечали они.
          - Это Я!   
          Непоколебимая сила духа звучала в этих словах, произнесенных безоружным человеком. Он стоял, не опуская взора, озаренный светом луны и отблесками фонарей.
          И отступили они назад, и пали на землю в смятении.
          Снова спросил Иисус: - кого ищете? - вполне спокойно и кротко, как бы ободряя пришедших взять Его.
          Ответ был тот же:
          - Иисуса Назорея.   
          - Я сказал вам, что это Я, - отвечал Иисус. - Итак, если меня ищете, оставьте их, пусть идут, - сказал Он, указывая на апостолов.
          Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Пылкое сердце Петра вскипело негодованием, он забыл все и, рискуя жизнью, бросился вперед с мечом и отсек правое ухо рабу первосвященника по имени Малх.
          Но Христос остановил Его порыв:
          - Вложи меч в ножны; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут, - сказал Он, - неужели  Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов?
          Сказав это, Иисус, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов.
          В толпе слуг были также и начальники иудейские.
          Иисус, обращаясь к ним, сказал:
          - Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы.
          Воины же, связав Спасителя, повели Иисуса из Гефсиманского сада вдоль Кедронского потока, по направлению к памятнику Авессалома, против которого был мост через поток. На этом месте Христос, даровавший еще недавно зрение слепорожденному, получил по словам предания, первое поругание от ведшей Его стражи. Стертый народом с пути в поток Кедронский и мучимый жаждой, Иисус напился здесь от струй этого потока в исполнение слов пророка "от потока на пути пиет, сего ради вознесет главу" (Пс.109,7). Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за Ним.
         
          В Гефсимании есть множество пещер, где согласно церковному преданию, молился Господь со Своими учениками. И вот стоим мы на том месте, где Господь провел последнюю ночь перед взятием под стражу и обратился через Своих учеников и ко всем нам: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна" (Мф.26,41). Вот и пещера, где спали ученики, когда Иисус Христос молился. Пещера была закрыта. Возле пещеры стелла, на которой написано и по-славянски: "Бдите и молитеся, да не внидите в напасть" (Мк.14,38).
          Именно сегодня, в этот Великий Четверг скорбел и молился до кровавого пота наш Спаситель не за Себя, а за все грехи человечества.
          «Грешница, задумайся, за что страдал в Гефсиманском саду Сын Божий! Каких мук, каких казней стоишь ты, пренебрегая муками Спасителя, томившегося за твои беззакония? Как же мне, грешнице надо молиться, которая хуже Иуды. Безконечное Милосердие! помилуй, даруй мне страх против грехов, столько ужасавших Тебя».

          Высочайший духовный смысл Тайной Вечери раскрывает протоиерей Сергий Правдолюбов:
          "В этот день, стоя в храме, и мы пребываем на Тайной Вечере вместе с апостолами, с учениками. Литургия не повторяется, она – единая Господом сотворенная.
          Бог так захотел. Почему? Мы могли бы сказать: «Господи, вот как было бы хорошо: мироносицы, апостолы – так всё было тогда замечательно, ну может быть, я не отрекся бы, может быть, я бы тоже при кресте стоял… Но это ж было так давно, а я ведь живу после».
          Господь говорит: «Нет, вы присутствуете на этой же самой Вечере». Любой храм является горницей, в котором произошла Тайная Вечеря. И эта множественность православных храмов по всей Земле, и часовые пояса, и время, которое в каждом часовом поясе отдельное, не имеют для вечности никакого значения.
          Господь благоволил так. Как и апостол Павел на мозаике в Софии Киевской и на иконах «Причащение апостолов» во многих храмах, так и мы все – там же, на Тайной Вечере присутствуем. Имейте это в виду. Страшитесь и бойтесь.

          Богослужение и Литургия – это не игрушки! Если уж Перельман в затвор ушел от того, что он познал пространство с восемью вариантами Вселенной, и дай Бог ему удержаться в своем уме…
          Восемь вариантов вселенной – они все, возможно, почти одинаковые, и разнообразие в этих восьми вариантах, как в восьми гласах Октоиха. Трудно даже пространство понять, а как постичь Бога и Божественное!? Как страшно и ужасно, как нам самим сохранить ум?
          Господи, помилуй и сохрани ум наш, чтоб нам со страхом и трепетом совершать Твою Литургию. Херувимы и Серафимы взирают и не понимают, почему Бог так милостив к нам, почему Он нас позвал на ту самую Тайную Вечерю.
          Мы, оставаясь в Москве, в пространстве социума, при этом присутствуем там, рядом с Господом, и участвуем в Вечере! За что такое? Почему так благоволил Бог? Херувимы и Серафимы не понимают, закрывают лица.
          И вот тут мы все будем безответны. Мы скажем: «Господи, нас там не было». А Он скажет: «Да? Как это вас не было? Я вас причащал. Учеников, апостолов и всё Троицкое-Голенищево». Скажете: «О, что это такое в голове у отца Сергия?» Да у меня просто не хватает ума на старости лет это хорошо объяснить богословским и четким твердым языком. А люди трепещут, страшатся и боятся. А руки священника горят и ужасаются. И Серафимы не понимают, лица закрывают, что там творят, как могут люди это делать?

          Известны такие явления: один священник, как пишет владыка Антоний Сурожский, говорит: «Господи, я не могу сегодня пред Престолом стоять, я грешный, я этого осудил, это сказал, это не то, и покаяться не успел. Как я могу стоять у престола?»
          И, как пишет владыка Антоний: и тогда как бы Некто властный его отодвинул и стал впереди него и свершил эту Евхаристию. Господь всегда совершает Евхаристию Сам.
          Так было показано тому священнику: «Дорогой мой, соображай, кайся, проси у Бога прощения, чтоб ты мог присутствовать и исполнять свои обязанности, и словом Господа звучащим колебать воздух в этом храме — как Господь, так и священник». Это очень страшно. И вот эта страшная Тайная Вечеря, она настолько сильна, и так воздействует, что люди, которые понимают, они и сами ужасаются.

          Слезы иезуита
         
          И вот тут-то, я бы даже сказал, снимается даже древняя вражда…
          Несколько лет назад я имел возможность слушать лекции отца Мигуеля Арранца, когда он был еще жив. Колоссальный ученый ум, баск, испанец, отец-иезуит, не могущий терпеть русской рясы, русского Православия, вскипающий негодованием, когда видел православного священника, я этому свидетель.
          Однажды он напал на меня страшно, как – не буду объяснять, долго. Я регулярно ходил на его лекции в Андреевский монастырь. Ибо он литургист и магистр богословия, и я – магистр богословия. Ведь я тоже, хоть маленький, но литургист, я должен был слышать этого человека.
          И вот, со всей нелюбовью к Православию, к православному духовенству он, когда говорил о Великом Четверге, вдруг вспомнил свой приезд в Троице-Сергиеву Лавру как раз в православный Великий Четверг. И рассказывал, как он был там в самый разгар советского времени и видел, как причащаются православные русские женщины, старушки и крестьяне, и мужчины.
          И у него, у иезуита, прожженного иезуита, даже в рассказе, когда он говорил о Троице-Сергиевой Лавре и Успенском соборе, слеза появилась. «Как причащались эти люди, – говорит. – Какое было Причастие!...» Когда такое звучит из уст иезуита – это особенно важно. Он увидел, понял, как Господь верующим православным людям дает это участие в Тайной Вечере и причащает их всех, не обзывая схизматиками и всякими другими нехорошими словами.
          Православное восприятие святых Христовых Таин прожигало даже иезуита до того, что он прослезился. Я это запомнил хорошо, потому что я знаю его личное отношение к православному духовенству и вообще к Православию. А вот он вдруг смог оценить главное.

          В Сионской горнице

          Почему в этот день, Великий Четверг, принято причащаться всем, хотя каждая Литургия является той же самой Литургией. Но когда все вокруг становится контекстом, когда звучат стихиры, каноны, песнопения, когда читаются паремии, то происходит особое приближение и особое вхождение внутрь Сионской Горницы.
          То есть Церковь окружает нас самым лучшим, самым благоприятным в этот день, именно в этот час, в этом пространстве мы оказываемся вне всяких преград. Поэтому люди православные всегда готовятся к этому дню. Конечно, они постятся первые три дня Страстной седмицы обязательно. И стремятся причаститься святых Христовых Таин именно в день Великого Четверга.

          Осознать и пережить.

          Хочу отметить вот еще какую вещь. Во время служения этой Литургии есть одна очень важная особенность. Кстати, мы очень легко смотрим на текст богослужения, слишком хорошо переносим свой школьный подход к богослужению, к Церкви.
          Мы спокойно стоим, слушаем, выходит батюшка, говорит молитву перед причащением, а нам, как говорится, всё равно, нам в голову-то не приходит – вслушаться в текст.
          А в Великий Четверг вместо Херувимской песни поется древнейшее песнопение, которое сложилось в глубокой древности и которое прекрасно вспоминается именно в этот день, да и не только в этот день, в каждый любой день Литургии выходит священник с Чашей и говорит: «Верую, Господи, и исповедую», – молитва святителя Иоанна Златоуста.
          И заканчивает какими словами? «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Вы понимаете?! Это ни в коем случае не просто воспоминание или «образное» восприятие. Здесь четкие слова-формулы. Греческий язык способствует этому. Он не дает, как говорится, просунуть лезвие ножа и сказать: «Ах, это фантазия, это я, конечно, только вспоминаю. Ах, мне кажется, вот так».

          «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими» – слова глубочайшей ответственности! «Днесь» – то есть, сегодня! «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими. Это то, что я вам говорил, показывал на пальцах, что Литургия совершилась только одна, и всегда она одна совершается.
          И это особое песнопение поется с особым переживанием и проникновением внутрь этого смысла. Днесь! «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими» – прими меня, вместе с апостолом Павлом и всей Церковью!
          И дальше какие важные, ответственные слова:
          «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!»
          Очень важно осознать это песнопение, эти слова. Осознать и пережить их.
         
          Тайна
 
          Эти слова настолько актуальны для нашего времени! «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; Не бо врагом Твоим тайну повем». Какую тайну? Тайну Царства Божия. Тайну личности человеческой. Тайну отношений человека с Богом, где никто другой не может влезть поперек!
          Как отрёкся апостол Петр? Без всякой торжественности, как-то бледно, просто, без всякого пафоса: «Не знаю этого Человека…» А крестик на шее? Ведь так легко стесняться его где-нибудь на пляже. Поведание христианской тайны, некоторое злословие или сплетни о храме и прихожанах своего храма, соседнего, про своих иерархов – это же незаметные, кажется, грехи, привычное рассуждение с постоянным осуждением, походя. А в принципе это есть предательство, отход от Церкви, поведание кому-то тайны о прихожанах, о храме, о своих ближних.

          «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда», – какой ответственности слова! Что же мы в игрушки играем всегда? Детская у нас непосредственность – часто дети стоят, спешат побыстрей причаститься: быстрей-быстрей-быстрей.
          «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда»: никогда не предам никого! Никогда! «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Это самое важнейшее в жизни, самое главное. Вся программа.
          Вот откройте, посмотрите, как себя вести, как ваши дети должны себя вести, как ваши внуки должны себя вести, как они должны соблюдать эти слова. И ни в коем случае, с легкостью не относитесь к этим словам: Вечери Твоея Тайныя днесь.

          От Голгофы и до наших дней

          Нынешняя вечерняя служба, Стояние двенадцати Евангелий — это почти вершина всего богослужения.
          Как не зря я вспомнил католика-иезуита, отца Мигуеля Арранца, так же я с трепетом вспоминаю женщину, бывшую протестантку – профессора Эрлангенского университета Фэри фон Лилиенфельд, в православии – Вера.
          Тоже приехала к нам в Россию, пришла на стояние Двенадцати Евангелий. Стояла в церкви и слушала. Служба её пронизывала насквозь. Поразительные вещи: она увидела и услышала, что это богослужение Двенадцати Евангелий вечернее сохранилось c IV века, одной путешественницей в Иерусалиме оно описано и рассказано, так оно прошло сквозь века, прошло сквозь страны, прошло сквозь Европу.
          Иоганн Себастьян Бах написал «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», где структура та же самая. И когда Фэри фон Лилиенфельд это услышала, увидела, поняла, пережила, она перешла в Православие. Она поняла, сколь удивительно, дивно и прекрасно в Православии сохранились – от Голгофы и до наших дней – переживание, суть и даже структура древняя, которая вдохновляла и Баха, других великих художников и прошлого, и европейского, и нового времени.
          Для нее было поразительно, что это предстояние, оно есть, и то, что оно сохранилось наиболее ярко в Православной Церкви – и она приняла Православие».

          Тропарь на Великий Четверг, глас 8
          Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый,  сребролюбием недуговав, омрачашеся,  и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает.  Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша!  Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

          Кондак на Великий Четверг, глас 2
          Хлеб прием в руце предатель,  сокровенно тыя простирает,  и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека,  и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.

          Задостойник Великого Четверга — ирмос 9 песни канона:
          Странствия владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова от Слова научившеся, Егоже величаем», в котором верующие призываются насладиться гостеприимством («странствия») Господним и безсмертной Его трапезы.

          Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха «Тело Христово приимите» (при причащении народа) и вместо «Да исполнятся уста наша» поется песнь, в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника:
          "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими»; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».




Источник:
Димитрий Ростовский. Жития святых
http://www.pravmir.ru/vecheri-tvoeya-taynyiya-
dnes-liturgiya-velikogo-chetverga-audio/
«Дикая розга» http://www.proza.ru/2012/08/16/1305
http://azbyka.ru/


Рецензии
"...стремятся причаститься святых Христовых Таин именно в день Великого Четверга".

Спасибо за поучительные сведения. Учту.

С уважением В.А.

Вячеслав Александров 2   24.04.2019 19:30     Заявить о нарушении
Слава Богу! С Великим Четвергом, Вячеслав.

Галина Николаевна Николаева   25.04.2019 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.