Н. п. Глава 13. Любовный треугольник

/вечерний Ереван на фоне горы Арарат/

Необычное путешествие. Глава 13. Любовный треугольник

Солнце спряталось за горами, но было достаточно светло, когда путешественники въехали в село Бюракан.
К круглому зданию с блестящим металлическим куполом направлялся мужчина, Вова остановил машину и троица вышла поговорить с ним.
— Здравствуйте, вы работаете в астрофизической обсерватории? – Вова обратился к нему, мужчина кивнул. — Можно к вам попасть на экскурсию?
— Вроде завтра что-то такое намечается.
— А сегодня нельзя? – с надеждой в голосе спросила Сона. – Наш гость очень хочет посмотреть.
— Я могу помочь — скажу, что он мой родственник. Приезжайте к одиннадцати часам вечера, проведу его на территорию. До полуночи вы уже поедете обратно и меня с собой возьмете.
— Я Сона, он Вова, наш гость Лео. Вас зовут?
— Виктор.
— Спасибо, договорились, — Вова пожал протянутую руку, — приедем к 23.00.

По просьбе Соны, Вова свернул с дороги к селу Ованаванк и подъехал к церкви, расположенной на краю обрыва. Внимание троицы привлекли двенадцатиколонная звонница-ротонда и кладка зданий монастыря: красные и черные камни чередовались в шахматном порядке.
— Возможно, эта церковь массивнее и повыше тех, что мы видели сегодня или так кажется из-за большого купола? — Сона стояла в середине зала, с интересом наблюдая за голубями, летающими на недосягаемой высоте.

Лео изучал строение свода.
— Говорят, голуби всегда жили здесь. Купол разрушило землетрясение, его недавно отреставрировали. Кстати, есть красивая легенда:
При приближении орд Тамерлана настоятель монастыря пошёл топиться в реке, чтобы не видеть гибель братии, но вода его не приняла — он зашагал по воде, как по суху. Чудо впечатлило завоевателя, он предложил старцу высказать любую просьбу. Монах попросил отпустить с ним столько людей, сколько поместится в храме. Захватчик согласился. В церковь вошло огромное множество людей, и ни один не остался снаружи. Не понимая, что происходит, Тамерлан зашёл внутрь и увидел, что люди превращаются в голубей и улетают в окна. Можно представить, как он удивился.

Путешественники вышли из церкви, обошли ее, рассмотрели снаружи.
— Отсюда красивый вид, — стоя у обрыва, Лео осматривал ущелье, — Арарат хорошо виден и каньон великолепен — будто кто-то вырубил гигантские ступени. Интересно, внизу есть пещеры?
— Перед нами тот самый каньон, о котором я говорила. Думаю, пещеры могут быть. Я слышала, что в старину каждый храм имел подземный ход. Осведомленные люди утверждают, что из церкви есть тайный выход в грот, где можно было укрыться от врага, спрятать церковную утварь и рукописные книги, а сейчас там обитают летучие мыши. Возможно, именно тем путем народ уходил от Тамерлана и придумал легенду, чтобы сбить его с толку. Но мы не станем искать лаз, уже темнеет.

В город путешественники возвращались в отличном настроении. Дорога шла на спуск. Надвигались сумерки. Арарат возник перед ними и с каждой минутой становился выше и темней. Лео смотрел на потоки машин в обе стороны. Их разнообразие и размеры не переставали удивлять гостя.
— Мы осмотрели только несколько монастырей, церквей, крепостей. У каждого из них своя история, легенда, но их объединяет многое: в древних церквах есть дух старины, какой-то особый воздух, атмосфера, энергия. В них венчали на царство, благословляли на бой с врагом, крестили, венчали молодоженов, чествовали и отпевали героев, в них укрывались от врагов. Древние стены сохранили надежды, радость и горе многих тысяч людей, их мольбы. Вокруг каждого храма мы видели могилы — быть похороненным под стенами божьего дома считалось особой привилегией.

— Вова, пожалуйста, прокати нас по центру, как на экскурсии, потом зайдем в какой-нибудь крупный магазин за покупками, — попросила Сона, когда они въехали в город.

Вова проехал по центральным улицам. На столицу опустились сумерки, но было достаточно светло — ночное освещение еще не включили.
— Красивый город, розовый, — восхищенно произнес Лео.
— Ты заметил, правда розовый, из розового туфа, — подтвердила Сона.

Втроем вошли в большой магазин. В нем включили освещение. Лео поразился яркости ламп, изобилию пищи и многообразию упаковок. Гость вертел головой, в его глазах застыли вопросы, но он не стал спрашивать ни о чем, только смотрел. Сона набрала привычных и полезных продуктов. Вова оплатил покупки, не позволив ей даже приоткрыть сумочку, и купил живую форель.
— Повторим тот ужин? Тебе ведь тогда понравилось? – Вова с надеждой посмотрел на нее.
— Да, — только и ответила девушка, а сама думала о том, что будет делать позже вечером.

Когда они вышли из магазина, на улицах и проспектах горели фонари.
— Освещение впечатляет, — тихо произнес Лео.
«А мы бываем недовольны, если один фонарь не работает, — подумала Сона».

Довольные прожитым днем, путешественники вернулись в квартиру.
Вова с продуктами пошел на кухню, чтобы заняться рыбой. Сона включила свет в гостиной – лампочка на полсекунды зажглась и погасла.
— В чем дело? – удивился Лео.
— Лампочка перегорела. Вова, у тебя есть запасная лампа? И, пожалуйста, включи свет в прихожей.
— Сейчас посмотрю, — отозвался Вова, включая свет, — и поменяю.
Лео воспользовался моментом, притянул к себе любимую и поцеловал в губы.
— Что такое лампочка? – спросил тихо.
— Вот, нашел. Пусть Лео поменяет, с его ростом проще простого, — Вова дал лампу гостю.

Лео повертел предмет в руках, как диковинную вещицу.
— Там, в люстре открути такую же, справа налево — вот так, — она показала рукой как сделать, — та сгорела. Только не дави сильно на стекло, иначе оно сломается в твоей руке.

Гость послушно выполнил просьбу — отдал ей сгоревшую лампу.
— Теперь новую вкрути вместо нее в обратном направлении до конца.
Вова стоял в дверях, слушал с удивлением и не сдержался:
— Лео никогда не менял лампочки?
— Не приходилось, — вместо гостя ответила Сона.
— Везет же некоторым, всё за него делают другие. До конца закрути.
— Хочешь подниму тебя, ты проверишь, — невозмутимо предложил Лео.

Сона нажала на выключатель — светильник зажегся:
— Все в порядке, ничего проверять не нужно.
— Ты всё сама умеешь? – поразился Вова. 
— Я с детства меняла лампочки: становилась на стол, откручивала перегоревшую и вкручивала новую. Мне очень нравилась процедура.
— Как же папа? Он где был?
— Мы с мамой жили вдвоем.
— Извини, я не знал, — Вова смутился и ушел на кухню.

«Странный тип Лео, не умеет менять лампочки. Она ему все прощает, ни слова в укор не скажет, — Вова чистил рыбу. — Они не просто знакомые, между ними не обычная симпатия. Очевидно, они любовники. Когда же он уедет? Сона сказала через пару дней. Сколько придется ждать: двое суток или больше?».
Сона включила обогреватель, пошла горячая вода, Лео вошел в ванную мыться. В гостиной, порывшись в ящиках, девушка нашла скатерть, из буфета достала посуду.
«Веду себя, как хозяйка квартиры, словно это моя собственность — пользуюсь имуществом бывшего владельца, не спросив разрешения, — на минуту засомневалась Сона. – Вова мне разрешил, сам так сказал в мой первый день появления в доме. Не стоит переживать. В данный момент получается, что мы с художником гостим у него – используем его вещи, сейчас ждем угощения. Вова очень гостеприимный хозяин. С другой стороны, Вова живет в моей новой квартире. Мы оба не виноваты в случившемся – соседи постарались. Интересно, он лишь по доброте душевной катает нас по Армении?».
Вместе с Вовой они выдвинули стол на середину комнаты и сервировали на троих.

— Я тоже хочу освежиться. Надеюсь, ты не забыл наш уговор и после душа я застану вас за мирной беседой. Лучше включи ему телевизор, пусть смотрит какой-нибудь концерт или покажи книги с иллюстрациями.

Вова вымыл рыбу, положил внутрь зелень и специи, завернул в фольгу. Вымыл несколько картофелин, разделил на половинки. Всё уложил на противень, поставил в печь запекаться. 
«Надо было ей тогда рассказать – во всём признаться, может быть, сейчас всё было б по-другому, — Вова сопел сердито и спорил сам с собой.
– Нет, ничего бы не изменилось или было б хуже. Они раньше познакомились, она для него пела.
— И что? Они ночью останутся вдвоем в моей квартире и будут спать на моей кровати?».

Гость вышел из ванной, туда поспешила Сона. Стоя у зеркала в прихожей, Лео причесал волосы и расчесал бороду, вошел на кухню.
— Откуда ты появился? – недовольным тоном тихо спросил Вова, когда Лео шел мимо него.
— Из Флоренции, — бросил гость и вышел на балкон.
— Подумаешь художник, богема, — проворчал Вова.

Девушка торопливо искупалась за считанные минуты. Тишина в квартире показалась ей подозрительной, она с полотенцем в руке вбежала в гостиную.

Вова сидел на диване один.
— Где Лео? – Сона спросила с тревогой в голосе.
— Во Флоренции, — ответил Вова, но увидел, как она переменилась в лице добавил: — Стоит на балконе.
«Как переживает за него. В церкви чуть с ума не сошла, когда он вдруг исчез, — вздохнул с завистью».

Она выглянула на балкон и успокоилась.
— Арарат всегда разный, — задумчиво произнес Лео. — Кажется, я понимаю почему вы его так любите.

Сона улыбнулась, согласно кивнула, повесила полотенце сушиться и вернулась на кухню. Из холодильника достала овощи и сыр, нарезала, положила на тарелки, унесла в гостиную.
Вова из буфета достал овальное блюдо. Готовую рыбу вынул из фольги и переложил на посуду, вокруг уложил запеченный картофель и радостно объявил:
— Кушанье готово, прошу к столу!

Все сели за стол и дружно принялись за еду.
— Очень вкусно, — Сона искренне похвалила Вову.
— Да, правда, — согласился с ней гость. — Вова, ты молодец!

— Я видел аистов в селе и над крепостью летали орлы, — вспомнил Лео. — У вас много птиц.
— Да, в Араратской долине много аистов, — подтвердила Сона. — Если аист в селе вьет гнездо, люди радуются, значит в доме появятся дети. Если птицы остались зимовать, зима будет теплой. Лео, ты любишь наблюдать за пернатыми.
— Да, они умеют то, чего не могут люди: летать. Хотя, — усмехнулся гость, поглаживая бороду, — некоторым что-то такое удалось.

Сона и Лео многозначительно переглянулись.
Вова перехватил взгляд: «Я должен думать, что между ними ничего нет? Оставить их вдвоем? Нет! Нет!».

— Я видел близко орлиное гнездо, — Вова сказал с вызовом, — когда ходил на Арагац.
— Надеюсь, ты не потревожил их?
— Гнездо так высоко и в таком месте, что не дотянешься, даже если очень захотеть.

Лео начал рассказывать притчу:
Однажды орленок высунулся из гнезда и увидел птиц, которые кружили между скал.
— Кто они, мама?
– Не бойся, они наши друзья, – ответила орлица. – Мы королевские орлы. Что за королева без придворных! Птицы с разноцветными перьями придворные.
Орленок успокоился, уселся поудобнее и стал любоваться оперением придворных птиц. Вдруг он закричал:
– Мама, они утащили мой обед!
– Нет, они ничего не утащили, я им сама дала, – спокойно объяснила орлица. – Запомни навсегда: королевский орел никогда не бывает столь голоден, чтобы не оставить часть своей добычи друзьям, ведь на такой высоте они сами еду не найдут, и тогда, чтобы не умереть с голоду, им придется спуститься вниз. Каждый, кто хочет иметь верных друзей, должен быть добрым, терпеливым и внимательным к их нуждам.
— Поучительная притча, – Сона смотрела на художника с обожанием.

— Я знаю анекдот про инспектора, — Вова не хотел уступать сопернику.
— Страж порядка, — Сона пояснила Лео.

Вова начал рассказ:
Один инспектор, стоял на посту, на безлюдной дороге, вдали от основной трассы. Простоял весь день, но ни одна машина не проехала мимо него.
— Неужели я ничего не заработаю, — отчаялся инспектор.
Стемнело, в темноте показался свет.
— Ага, одна фара горит, могу придраться, — он обрадовался и засвистел. Подъехал велосипед и остановился, на нем сидел священник.
— Непорядок, одна фара горит.
— Но это одноместный велосипед и вторую фару некуда ставить, — заметил священник.
— Святой отец, один на безлюдной дороге, ночью, — укоризненно начал страж порядка.
— Сын мой, не беспокойся за меня, я не один.
— Плати штраф, на одноместном вдвоем не положено.
— Со мной Бог, — закончил священник.

Все рассмеялись, напряжение, кажется, спало.
Сона убрала со стола, Вова помог ей вымыть посуду.
Лео листал иллюстрированную книгу о церквах и монастырях и восторгался:
— Как много храмов!
— Что ты, в книге описана лишь малая часть, самые известные церкви. Их гораздо больше, всех не перечислить, — улыбнулась Сона.
— Мы прекрасно провели время, успели побывать во многих местах, день был насыщен событиями. Спасибо тебе, Вова, без тебя мы бы увидели гораздо меньше. По-моему, нам пора, — она посмотрела на настенные часы, висевшие над столом.
— Да, время еще есть, но лучше не заставлять ждать Виктора. На улице прохладно, в горах будет холодно. Ты легко одета, — заботливо заметил Вова.
— Но у меня нет другой одежды.
— Погоди, сейчас принесу, — Вова исчез в спальне и вернулся с бирюзовым свитером в руках. — Возьми, я его ни разу не надевал, слишком яркий для меня.
Сона натянула свитер.
— Подходит к твоим волосам, — улыбнулся Вова.
Лео одобрительно кивнул.
— Спасибо тебе, он теплый и мягкий, но нужно и для вас взять что-то теплое.
Вова принес жакет и пиджак.
— Лео, тебе лучше оставить записную книжку здесь. Не стоит в обсерватории, в их присутствии делать записи. Когда-то эта организации считалась секретной, вдруг и сейчас найдутся такие, которым твой интерес не понравится?
Художник согласно кивнул и снял с пояса книжечку.

В машине Сона обратилась к нему:
— Думаю, тебе не стоит рассказывать о себе незнакомым людям. Ты понял о чем я говорю. Не каждый поймет нас правильно.
— Значит тебе всё приходилось делать самой? – вдруг спросил Вова. – И давно ты живешь... осталась одна?
— Два года прошло, как мамы не стало. Приходилось молоток брать в руки, заделывать щели – возникали всякие проблемы, а в серьезных вопросах мне помогала подруга. Однако самое трудное — одиночество, особенно ночью не хватает человеческого тепла, ласкового слова. Но, хватит о грустном, — взбодрилась девушка. – Сейчас со мной происходят всякие чудеса!
Лео посмотрел на нее удивленно: «Неужели расскажет?».
— Если бы мне кто-нибудь десять дней назад сказал бы, что я ночью буду ехать в машине с двумя мужчинами в Бюракан, к обсерватории, я бы пальцем покрутила у виска, — показала как, и рассмеялась.
Мужчины засмеялись и закивали в знак согласия.
— Спасибо тебе, Вова, сегодня за один день столько увидели... Мы с мамой на каждый храм тратили целый день: один ушел на поездку в Хор-Вирап, в Вагаршапат ездили два раза — мы очень устали гулять пешком, день провели в Ошакане и специально ездили в Ованаванк. Об Амберде я только мечтала, туда автобусом не поедешь. Жаль, что я Тегер не посмотрела.
— Мы можем поехать туда в любой день, ты только скажи, — заверил польщенный Вова.

Они подъехали к обсерватории и остановились в условленном месте.
Лео притянул к себе любимую и поцеловал в губы. Вова опять расстроился, но вдруг увидел Виктора.

К месту встречи астроном пришел, как обещал.
— Виктор идет, Лео, ступай к нему, — резко бросил Вова.
— Не забудь жакет, — напомнила Сона.
Художник ушел вместе с Виктором.
— Можно я сяду рядом с тобой? – попросил Вова.
— Да, конечно.
— Может, все-таки расскажешь откуда появился Лео? — начал Вова, когда пересел на заднее сиденье. — Почему ты не хочешь, чтобы другие знали кто он такой?
— Вова, честно говоря, мне трудно объяснить, я очень устала. Да, и ты, наверное, вымотался — весь день за рулем. Устроимся так, чтобы подремать немного — я у тебя на плече, идет?
— Ладно, — согласился Вова, сидеть так близко к любимой его вполне устраивало.

Сона вздремнула и проснулась от стука: кто-то стучал по стеклу – вернулись Лео и Виктор.
Все сели на свои места, астроном уселся впереди.
— Зря вы не пошли со мной, начальство отсутствовало и вы тоже посмотрели бы на звёзды, — с сожалением в голосе, произнес Виктор.
— Мы очень устали и чуть вздремнули, — пояснила Сона. – Да, я люблю смотреть на звездное небо, но и только.
— Разве не интересно увидеть звезды ближе? – удивился астроном.
— Мне интереснее звезды, которые рядом.
Лео усмехнулся и сжал ее руку.
— Лео, ты доволен?
— Да, столько всего интересного!
— Что еще успели показать гостю? — поинтересовался Виктор, чтобы поддержать разговор.
— Традиционные места: Хор-Вирап, Эчмиадзин, Ошакан, Тегер, Амберд, завтра поедем к озеру Севан.
— Хорошо, думаю ему понравилось.
— Очень, — ответил гость, — о таком дне я и не мечтал, мы даже побывали на празднике.
— В Ошакане сегодня отмечали день переводчика, — уточнила Сона. — Мы ели вкусности, пили вино и танцевали.
— Значит видели существенно больше обычных туристов.

Остальную часть пути ехали молча. Астронома довезли до его дома и попрощались с ним.

Через несколько минут Вова подъехал к пятиэтажке.
— Спасибо тебе, Вова, ты замечательный, спокойной ночи, — Сона и Лео вышли из машины.
— Можно мне остаться у тебя? – попросил Вова.
— Нет, лучше хорошо отдохни у себя, тебе необходимо выспаться.
— Он останется?
— Вова, Лео мой гость и не тебе решать, когда и куда ему уходить.
Вова угрюмо молчал.
— Хорошо, ты можешь остаться, — голос девушки стал строгим. — Будешь спать в спальне, ты ведь все еще считаешь ее своей?
— Нет, нет, — запротестовал Вова.
— В гостиной художник будет рисовать и смотреть телевизор, я устроюсь в кресле. Только потом не напоминай мне про головокружения и обмороки, врачей и больницу.
— Ладно, я уеду, когда мне приехать завтра? – покорно спросил Вова.
— Лучше рано утром, можно в семь, вместе позавтракаем. Да и еще, пожалуйста, позаботься о топливе. Если ты не возражаешь, я хотела бы, чтобы мы посмотрели как можно больше и поехали как можно дальше, значит нам понадобится запас топлива. Не хотелось бы застрять в глубоком ущелье, вдали от цивилизации, без горючего.
— Договорились. До завтра, — Вова махнул им рукой и уехал.

— Ты его выгнала, — с усмешкой заметил Лео, когда парочка вошла в квартиру.
— Посмотри телевизор, я пока приберусь. Всё, что видишь, фильм о чем-то. Фильм будто пьеса, ты зритель. Просто сиди и смотри, — хозяйка нажала на кнопку пульта, показала, как им пользоваться и занялась уборкой комнат.
— Разве можно на всё смотреть равнодушно? — нахмурив брови, Лео смотрел новости.
— Именно так и нужно, потому что многое вымысел, где правда не знает никто, — скептически заметила Сона, выключила телевизор и направилась в спальню. Лео пошел за ней. — Давай отдохнем, я очень устала.

— Я думал ты фантазерка. Сколько лет между нашими эпохами?
— Почти пятьсот тридцать лет.

Лео обнял ее и серьезно сказал:
— Ты самая удивительная, необыкновенная женщина из всех, кого я знаю. Сегодня ты меня поразила. Как в тебе уживаются противоположные качества? Ты пугливая и бесстрашная, робкая и решительная, слабая и сильная. Как такое возможно?
— Ты, самый загадочный человек, когда-либо живший на земле и это общепризнанный факт.
— У вас слишком шумно, я очень устал, хотя ничего особенного не делал, или слишком много впечатлений за день? Посмотрим, зря ли я себя сдерживал весь день, — Лео притянул к себе девушку, не разрешая ей надеть ночную рубашку, — она ни к чему, мы пока не собираемся во Флоренцию.

Глава 14 — http://www.proza.ru/2015/04/09/624


Рецензии