В память об отце-в лента

Позвонила тетка и одним духом выпалила,чтоб я срочно приехала в город к отцу.Дескать,что-то неладно с ним:второй день он не открывает двери женщине-почтальону,которая разносит пенсии старикам.Мне пришлось разыскать начмеда нашей больницы и попросить разрешения ,чтоб успеть на автобус,идущий в город."А как же твои больные?"-резонный вопрос.Я ответила,что всех осмотрела,назначения сделаны,но,как ни крути,ехать мне надо-вызывают к отцу...А он уже в годах.А на завтра-ищите замену...И вот уже я бегу по знакомой с детства ,круто поднимающейся вверх ,зимней дороге. Снег скрипит под быстрыми ногами.Знакомый дом...Вдруг меня охватывает страшная усталость,словно я тащу груз в гору.Тетки моей не видно,а сказала,что будет ждать возле дома.Я забежала во двор.Мой старший брат топором вырубал дверь,тетка стояла рядом."Не открывает?"-сердце стало пропускать удары,затем бешено заколотилось."Наверное,он разболелся,не может встать с кровати"-предположила я,стараясь больше ни о чем не думать.Брат шагнул в проем вырванной двери,за ним вошли мы.Свет включили,начали звать отца.Он не откликался.Я ринулась в одну комнату,в другую."Сестра!"-позвал меня брат."Он здесь".Отец стоял на коленях ,головой уткнувшись в диван.Я его громко позвала:"Дед!"-так мы его звали после рождения внуков.Тетка потрогала отца,ощупала его."Мертвый он".Я рванулась к отцу,стала трясти его,громко окликая."Нет,!...он живой,он не должен умереть!..Он должен был лечиться у меня...Как же так?!"Потом,повернув его голову к себе,я поняла,что тетка права.Рыдания сотрясали все мое тело,брат хмуро стоял рядом.Я металась по всем комнатам,повторяя"Нет,нет,это неправда!"Тетка подходила,гладила меня,вздыхая.Отца положили на диван.Лежал он ,такой маленький,худой,заросший щетиной.При жизни он был забиякой,острословом,любил поговорить о жизни,поучал всех.И относились мы к нему соответственно,спорили с ним,даже ругались.Я всегда считала,что отец мой проживет еще много лет.Он,конечно,грубоватый,вечно всем недовольный,но нас,детей,он любил.Любил как-то отчаянно,иногда чуть не плача,глядя на нас.Мама наша умерла совсем молодой.Отец как мог воспитывал нас,в основном поучая,покрикивая.Гордился,что сын отслужил в армии,дочь окончила институт,младший сын учился в техникуме.Я вспоминала,как суетился отец,когда я приезжала домой на каникулы,как ночью бежал провожать на поезд,хотя я и отказывалась,дескать,сама доберусь до вокзала...Он очень любил младшего.Но братишка трагически погиб.После его смерти отец как-то сник,все спрашивал меня:"Не дадут ли мне в детдоме маленького мальчишку на воспитание?"..Отец умер...Надо к этому привыкнуть...Я вспоминала его рассказы о войне.Он ушел в армию в 1940году,когда ему исполнилось 19лет.Затем-война ,которая застала его в Мурманске.Он служил в морской пехоте.Потом перебросили их часть под Сталинград,в 1943году-дальше:освобождение Польши,Германия.Служил в Германии до 1947года.Был представлен к наградам:"За оборону Советского Заполярья","За оборону  Сталинграда","За освобождение Варшавы","За взятие Берлина","За победу над Германией","Георгий Жуков",За боевые заслуги"-это медали.Есть и ордена:Орден Отечественной войны,орден Красной Звезды.Он рассказывал,как однажды ходил брать "языка" с товарищами,как втроем ползли они по грязной холодной земле,как ,несмотря на свои бесстрашие и храбрость,страх все-таки заползал в мозг и леденил душу, и казалось,что ничего не получится.Особенно страшновато было,когда перерезали проволоку и услышали невдалеке немецкую речь...Но все получилось.Много рассказывал отец,да вот как-то недосуг было слушать и запоминать...а сейчас ...уже слишком поздно.Я глядела на маленького худого старичка-моего отца,уже не ощущая,как обильно текут слезы,как я их торопливо сглатываю...Вот и стали мы самыми старшими,закончилось наше детство...ведь ребенком ощущаешь себя до тех пор,пока живы твои родители...


Рецензии