Марк Твен против традиционных ценностей

Марк Твен.
"Янки из Коннектикута при дворе короля Артура"

Как написано в аннотации к книге – это "один из самых забавных и ироничных романов Марка Твена. В нем можно увидеть ироническую фэнтези – или сатирическую притчу". Не знаю, что нужно принять, чтобы заявить такое – лично я ничего особенно забавного и ироничного в романе не увидел. Из под пера Твена вышло скучноватое и весьма примитивное марксистское фэнтези. Да, Твен явно пытался насмешить читателя – эти попытки видны невооруженным глазом, но смеяться над его остротами и подмигиваниями читателю не хочется. Шутки вообще не очень уместны на кладбище. А ведь в романе постоянно кого-то вешают, истязают, сжигают на костре, гноят в застенках, убивают на полях сражений. Автор то и дело со смаком описывает бедствия  простого народа, угнетаемого знатью. А в перерыве между всем этим он предлагает нам посмеяться… Весьма оригинально.

Но это не все недостатки романа. Есть еще один - правда, для некоторых читателей он будет, наоборот, достоинством, перевешивающим любые недостатки. Дело здесь в следующем.

В советские времена эту книгу можно было смело изучать даже в школе – настолько она идеологически соответствовала тогдашним нашим ценностям. Я даже думаю, что сам Карл Маркс наверняка одобрил бы критику Марком Твеном феодального общества, если бы дожил до публикации романа (1889 год). Теперь же подобные книги не в тренде – Марк Твен, неожиданно для себя (да и для многих из нас) превратился в настоящего врага "Великой России", который за небольшую порцию печенек изгадил все, во что "мы" верим и ради чего "мы" живем.

Как так получилось? Ведь действие в романе происходит в Англии – во времена короля Артура. Проблема в том, что это вымышленная Англия, которой никогда не было. В книге описывается типичное дикое королевство, напоминающее любое средневековое государство. И чем быстрее наша страна скатывается в Средневековье, тем больше придуманная Твеном Англия напоминает современную Россию. Отсюда и возникают неприятные для современных российских "патриотов" ассоциации.

Что делает этот американец в Англии? То, чего категорически не приемлют наши псевдопатриоты. Переместившись из 19 века в далекое прошлое (каким образом – не объясняется), янки решает приобщить местное население к цивилизации. При этом, главный герой не обращает никакого внимания, что местные быдло-жители – особенно рыцарское сословие (на копьях которого "удержалась" эта мифическая Англия) – являются обладателями неведомой миру духовности, обусловленной уникальным генетическим кодом! Понятно, что у любого российского читателя, смотрящего на мир через экран телевизора, сразу же возникнет вопрос: как дикий американец, прибывший из Царства греха и доллара, может научить чему-то этих людей, чья жизнь основана на традиционных средневековых ценностях?... А он все учит и учит! И не только янки пытается со своим уставом влезть в чужой монастырь - сам автор постоянно навязывает читателю свое мнение по самым принципиальным для современного россиянина вопросам.
 
 Вот пара образчиков того, что Твен втолковывает читателю: "видите ли, я понимаю верность как верность родине, а не ее учреждениям и правителям. Родина – это истинное, прочное, вечное; родину нужно беречь, надо любить ее, нужно быть ей верным; учреждения же – нечто внешнее, вроде одежды, а одежда может износиться, порваться, сделаться неудобной, перестать защищать тело от зимы, болезней и смерти. Быть верным тряпкам, прославлять тряпки, преклоняться тряпкам, умирать за тряпки – это глупая верность, животная верность… ". Постойте! Так это, он что, назвал наше всё, нашего 85-типроцентного короля Артура – тряпкой?! И это разве не экстремизм? – может задаться вопросом любой из почитателей нашего королька. – Призывать убивать соседей – не экстремизм, а нелюбовь к Старшему брату – он самый и есть.

Дальше – больше: "Я убежден, что господствующая церковь – это господствующее преступление, господствующая тюрьма для рабов, и, не колеблясь, готов бороться с ней любым оружием, лишь бы оно причинило ей вред"… Ничего себе загнул американский классик! Это посильнее чем выступление в храме Христа Спасителя девчонок из "Пусси Райот"! Плюнул в душу каждому правоверному россиянину! И куда смотрит Священный Департамент доктрины веры ФСБ – совершенно непонятно.

В конце романа главный герой уничтожает рыцарство, на котором держалась вся страна. Кто у нас сейчас рыцари – вполне очевидно. Люди с охлажденными мозгами всегда претендовали на сохранение традиционных устоев, смыкаясь тесными рядами вокруг монарха. При этом неважно – в латах они ходят, кожанках или плащах.  Получается, что Твен призывает вывести наших чекистов с их "крюками" под корень? Пожалуй, что так оно и есть. И такая книга до сих пор продается у нас в книжных магазинах! Поразительно!


Рецензии