Коэльо. Портрет Изабеллы Клары Евгении

«Портрет Изабеллы Клары Евгении в возрасте 13 лет», Алонсо Санчес Коэльо, 1579

          Хотелось бы познакомить вас с творчеством испанского художника- портретиста Алонсо Санчес Коэльо 1531-1588гг.Он работал при дворе Филиппа II.

     Коэльо родился в 1531 году  в испанском городе Бенифайро. Когда он был еще ребенком, семья переехала в Португалию, где он и вырос. Он с детства проявлял способности к живописи. Когда португальский король Жуан III узнал о способностях юноши, он послал его во Фландрию для совершенствования в искусствах. Во Фландрии Санчес Коэльо становится учеником художника Антониса Мора.

                В 1550 году Санчес Коэльо возвращается в Португалию, ко двору короля Жуана III. При дворе он проработал несколько лет. Через 5 лет Санчес перебрался в Испанию. Здесь, при дворе Филиппа II он продолжает совершенствовать свое искусство при поддержке Мора. Но вскоре Мор по невыясненным причинам стремительно покидает Мадрид, и придворным художником короля назначается Санчес Коэльо.

         В этой должности он проработал до конца своих дней, пользуясь благосклонностью короля и вниманием аристократии.
        Сферой работы Санчеса Коэльо был официальный портрет. Санчес Коэльо работал в канонах испанского придворного портрета, которые начали складываться благодаря Антонису Мору, когда тот работал для испанского короля.
Несмотря на то, что  Коэльо писал и религиозные картины, большую художественную ценность имеет его портретное творчество.

            Парадный портрет Испании следовал строгим правилам придворного этикета, сословным нормам поведения. Заказчик хотел видеть себя воплощением важности, величия, чести и отличающего облик испанского аристократа «сосиего», то есть сдержанности, ледяной невозмутимости.

           Именно этим требованиям отвечали портреты Алонсо Санчеса Коэльо. Представленные во весь рост или поколенно статичные фигуры в канонических позах, с однообразными жестами и аксессуарами, облачены в великолепные одежды с тщательно выписанными драгоценными деталями и изолированы от зрителя как бы невидимой преградой.


       Рассмотрим подробнее одну из самых знаменитых его работ портрет принцессы Изабеллы Клары Эухении,вы видите его на иллюстрации.
 
         
 Хрупкий подросток, любимица отца, в изысканном парадном туалете стоит в изящной традиционной позе.
                Белое шелковое, затканное золотом платье с высоким гофрированным воротником из серебристых кружев как бы определяет тон светлой бледно-золотистой гаммы портрета. Фон с градациями цвета и едва намеченным очертанием окна создает впечатление пространственной воздушной глубины. Завитые волосы девочки подобраны кверху и скрыты под богатым головным убором.

        Ожерелье и пояс из золота, ряды пуговиц украшены жемчугом и сапфирами. Глубокий и внимательный взгляд принцессы устремлен на зрителя. В портрете угадывается сильный характер и ум будущей правительницы Нидерландов. Стоит представить себе, что по прошествии десятилетий ко двору испанской наместницы станут стекаться лучшие творческие силы Фландрии, среди них великие живописцы Рубенс и Ван Дейк.

         С непревзойденным мастерством Алонсо Санчес Коэльо и его ученики передавали мельчайшие детали придворного костюма, узорчатые парчовые и атласные ткани, жесткие кружевные воротники, вышивки, жемчуг, сверкающие самоцветы.
         По придворным портретам можно составить представление о бесценных сокровищах испанской короны, конкретные образцы которых известны в истории и очень редкие из них дожили до современности.


          Особенно удавались Санчесу Коэльо женские и детские портреты, в которых ощущается человеческая теплота. Детские портреты — первые в истории испанской живописи — созданы в традиции того же взрослого канона.Очень интересно,что детей в те времена одевали ,как взрослых.Все они такие серьёзные и ответственные.

Один из известных портретов.Инфанты Изабелла Клара Эухения и Каталина Микаэла 1575г.
     Маленькие девочки  застыли в заученных позах, в твердых, как панцири, парадных туалетах. Букет цветов, веночек в руках подчеркивает их нежный возраст.

      Они кажутся одинаковыми и словно кукольными фигурками. Но стоит вглядеться в их лица, чтобы убедиться, с какой непосредственной прямотой, без малейшего оттенка трогательной миловидности и приукрашивания художник запечатлел их заурядные, еще не вполне сложившиеся, отнюдь не идеальные черты. Такого рода изображение царственных детей стало неким правилом для испанской живописи.
Есть ещё одна картина,где изображены эти девочки,но работу приписывают двум художникам.

         Коэльо нежно и тонко передавал градации света. Практически избегал углубляться в светотень. Испанские искусствоведы называют его «мастером серого цвета» — он отлично владел гаммой серых и серебристых тонов. Это придает его полотнам изысканность и элегантность, и вызванная этими качествами едва заметная идеализация уменьшает реалистическую суровость и физиологичность его образов. Одна из величайших находок в испанской живописи — это выработанное им обыкновение использовать нейтральный серый фон в портретах

            Он выработал канон испанского придворного портрета: статичность, нейтральный фон, позирование модели, тщательность в деталях костюма, передача внешности и физиологических особенностей лиц без идеализации.
Алонсо Санчес Коэльо умер в 1588 году.

Текст с другими работами художника.http://maxpark.com/community/6782/content/3083361


Рецензии