Репортаж. В аренде у моряков

Три наших «Волго-Балта» трудятся нынешней зимой в аренде у Балтийского морского пароходства, занимаясь распаузкой – частичной разгрузкой на внешнем рейде крупнотоннажных зерновозов, доводя их осадку до проходной, допустимой глубинами канала, по которому 100-150-тысячные балкеры заходят в Ленинградский морской порт на довыгрузку. В этом своеобразном тайм-чартере у моряков речники работают несколько лет подряд, поставляя тоннаж круглый год.

Низко осевший от принятого груза, фальшбортами почти вровень с причалом, стоял он в самом глухом углу морского порта. Его скулы-штевни были ободраны до металла сколами льда, а выше оледенели и закуржавились грязноватым инеем. Палубу, надстройку, крышки трюмов укрывал снег, вперемешку с серой пылью, спёкшаяся, она отстала местами от металла и завернулась рваными заплатами.
Но теплоход не смотрелся неопрятным. Он был, как путник, только что осиливший непогодную трудную дорогу, как солдат, вернувшийся с боевых действий.
- С боевого похода, - уточнил, усмехаясь, второй помощник капитана «Волго-Балта-138» Игорь Павлович Николаев. – Там у балкера – пыль, грохот от десяти перегрузочных машин, каждая из которых крутится своим дизелем. Производительность у них всего 15 тонн в час, а берём мы не меньше трёх тысяч тонн, да ещё «коллегу» 119-й грузили через нас – до сих пор в ушах гудит.
Судно это на лихтеровке работает с 12 декабря прошлого года, и успело сделать пять рейсов, перевезя свыше 15 тысяч тонн зерна. А это значит, десять раз экипаж во главе с капитаном Анатолием Антоновичем Журавским провёл свой теплоход ледовыми милями до бара и обратно.
Если их сложить, получится всего-то 250 миль, но каких?
«Волго-Балты» никогда в лихих ледовых бойцах не числились. При их габаритах: длине в 114 и ширине в 15 метров да мощности машин в 1400 лошадиных сил и в пробитом ледоколом канале далеко не уйдёшь. Поэтому «речники» всю зиму работают в упряжке с ледоколами «Иван Крузенштерн» и «Семён Дежнев», которые берут «Волго-Балты» ещё в порту на короткий буксир, или, как говорят на флоте, «на усы», и тянут их до чистой воды все 25 миль.
- В этом году ещё ничего ледовая обстановка, а в прошлом, - вспоминает Игорь Павлович, - морозы не в пример нынешним были и лёд покруче. Я вот так же на лихтеровке работал на сточетырнадцатом «Волго-Балте». Проводки были такими тяжёлыми, что ледокол кнехты нам вырывал «усами». Но работали и сейчас работаем с радостью. Потому что выгода от наших зимних рейсов  - двойная, если не больше.
Действительно, суда, которые должны бы всю зиму отстаиваться среди своих собратьев в Ленинграде или в Вознесенье, работают на план загранперевозок, принося немалый доход.
Выгодно это и портовикам с моряками. Первые имеют возможность обрабатывать крупнотоннажные зерновозы, для последних – распаузка решила проблему осадки без потери тоннажа при загрузке.
И всё это – реалии трудового содружества транспортников нашего города.
Конечно же, это главное. Именно это ляжет цифрами в итоги работы всего коллектива речного пароходства, да и морского тоже. Но будут ещё и воспоминания. Так же, как сейчас вспоминают вывороченные кнехты на прошлогодней лихтеровке, спокойно, без рисовки вспомнят речники порванную тягу руля, когда понесло на теплоход громадное ледяное поле. И, как стояли они с секундомерами, замеряя скорость движения этого ледяного тарана, высчитывали силу и место его удара, как подрабатывали двигателем, чтобы уберечь винторулевой комплекс. Как каждый из шестнадцати членов экипажа готовился, на всякий случай, к аварийной работе, если бы всё-таки сорвало со швартовых и смяло приёмные трубы, по которым машины безостановочно гнали зерно в трюмы…
За оледенелым стеклом иллюминатора медленно поплыла одна из десяти перегрузочных машин – крановщик выстроил их уже с полдюжины на причале, подскочили грузчики и ловко расстропили неуклюжий механизм. Судно скоро будет готово к переходу с этого 34-го причала на 18 – под разгрузку.
Тремя грейферами она пойдёт ходко, главное, не было бы перебоев в подходе вагонов, потому что зерно идёт с воды на колёса. И через десяток часов теплоход снова будет готов идти на внешний рейд, где выгружаются 27 тысяч тонн зерна с балкера «Иван Тевосян». И большинство из шестнадцати речников так  не сумеют побывать дома, отложив, в который раз, это до следующего захода в родной порт. Что делать, для речника, как и для моряка, самый трудный рейс много лучше самой хорошей стоянки.
Зазвучат с мостика привычные команды. Боцман Юрий Владимирович Сульмаков со своими помощниками протопает на бак отдавать швартовые и заводить «усы». С ледокола махнут рукой, и сталь буксира в боцманский кулак толщиной подтянет штевень теплохода в кормовую прорезь, два судна будто сольются в одно для очередной ледовой проходки, очередного рейса домашнего тайм-чартера

Газета Ленинградский речник, 23 января, 1986 года


Рецензии