У тебя, а не у них живой ум. Холод икон

Прошло уже много лет, но мне не даёт покоя один эпизод моей жизни. Я вышел из Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры,  ещё наполненный ощущением внутреннего пространства храма, тишины и молитвенного сосредоточения прихожан. Был тёплый летний вечер. У выхода сбоку от коммунистической площадки кладбища стоят скамейки, и я решил посидеть там - редкий случай хорошей сухой погоды. Неожиданно я почувствовал  вокруг себя неживое, могильно-холодное, сырое пространство. Этому пространству был противопоставлен я, наполненный энергией, тёплый, подвижный, как озорной мальчик, живой человек.

«Что ты просишь помощи у них?- скорее понял, чем услышал я. -  У тебя, а не у них живой ум». Речь шла о тех святых, к которым я обращался в соборе через иконы. Молитвы были обычные, о родных и близких. О помощи им и защите, благоволении к делам их, о здоровье и благополучии.

Я встал и пошёл в недоумении по берегу Монастырки, Митрополичьему саду. «Как же так, - думал я, - разве не должны мы молиться за близких?» В моём сознании что-то смещалось, рушилось, поворачивалось новыми сторонами.

Одна сторона этого укора была понятна – никто не будет нам слугой, и то, что мы можем делать сами, должны делать сами. «Господь дарует нам орехи, но колоть их за нас не будет». Вроде бы мы это знаем, но всё равно просим здоровья и благополучия себе и близким – и кажется, что это будет сделано само собой, без наших усилий.

Но главное было в другом. Не давало покоя передавшееся мне ощущение мира, в котором пребывают существа, стоящие за иконами. Мира плотных сумерек и могильного холода, в котором нет места радости, но можно представить строгую сосредоточенность, воздержание, духовный труд.

Что мы знаем об этом мире? Что мы вообще знаем о посмертии, о том мире, куда всем нам предстоит войти? Должен ли я верить Данте, Д.Андрееву? Они изложили свой духовный опыт, но мне идти не в мир их книг, а в реальный мир. Будет ли это тот мир, ощущение которого передалось мне – Господь ведает. Но верю, что в нем будут возможности и способности труда, усилий, постижения, сострадания и помощи другим, - будут эти средства духовного роста, потому что иначе бессмысленна прошедшая жизнь.

А самым сложным было принять утверждение о том, что живой ум есть только у живых людей.


Рецензии
Постижение Господа-путь длинный и непростой. В моей жизни появилась книга И.С Шмелева "Лето Господне" и многое стало понятным.Хорошо, что вы затронули эту тему.Н.Корсакова

Наталья Корсакова   09.04.2016 14:04     Заявить о нарушении