Провал

ИНТ. КОРИДОР ТЕАТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА - ДЕНЬ
Длинный широкий коридор с обшарпанным паркетом, на стенах висят черно-белые портреты: юная серьезная Татьяна Самойлова, утонченная Цецилия Мансурова с милой полуулыбкой, мужественный Александр Кайдановский, смотрящий сквозь зрителя, седой Виктор Кольцов с лукавым взглядом и лучами морщинок вокруг глаз. 

Возле окна, прислонившись лбом к стеклу, стоит девушка, дышит на стекло и медленно чертит по нему круги. Рядом стоит высокий юноша, и, сложив руки на груди, задумчиво рассматривает кончики своих ботинок. На одном из подоконников многочисленных окон коридора сидят юноши и девушки. Один молодой человек уставился в окно, пара девушек тихо переговариваются, миловидная девушка АНАСТАСИЯ стоит у противоположной стены рядом с дверью аудитории с надписью «Приемная комиссия» и нервно грызет ногти. У всех напряженные лица. На полу, прямо напротив входа в аудиторию, сидят, прислонившись спиной к стене, два абитуриента: темноволосый коренастый парень 20 лет ОЛЕГ и худощавый блондин НИКОЛАЙ, с виду совсем мальчишка. У Николая в руках блокнот и ручка, он рисует витиеватые узоры на странице. Самыми немыслимыми вензелями украшен уже целый разворот блокнота. Николай делает очередной и начинает его с усилием закрашивать, движения ускоряются, нажим усиливается, ручка ломается. Олег смотрит на Николая исподлобья слегка удивленно, потом ухмыляется.

ОЛЕГ
Ты-то че волнуешься? Тебя ж, наверняка, возьмут.

Николай молчит, с досадой разглядывая сломанную ручку.

ОЛЕГ
Ты у нас звезда…Это я третий год бьюсь, и все бесполезно…Марк Анатольевич на меня даже не смотрит. Просто проклятье какое-то…


Резко со скрипом открывается дверь аудитории, выходит крупная пожилая женщина ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА со списком в руке. Все юноши и девушки моментально вскакивают, вытягиваются в струну, напряженно глядя на нее. Любовь Петровна оглядывает всех, словно судья приговоренных.

ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА
Ну что готовы? Только прошу обойтись без обмороков! Документы приносят Ермолаев, Белкина, Хорошев. Остальные свободны!

Лицо Олега озаряется щенячьей радостью, он ошалело подскакивает к Любовь Петровне.

ОЛЕГ
А документы прямо сейчас можно сдать?

ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА
Если есть, прямо сейчас.
ОЛЕГ
И что потом?

ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА
Что потом? Оформляем, собеседование и все.

Анастасия со счастливым видом идет за Любовь Петровной.

АНАСТАСИЯ
(шепчет сама себе)
Господи, прошла-прошла…

Любовь Петровна, окруженная гурьбой абитуриентов, среди которых кто-то всхлипывает, кто-то раздосадовано говорит, что снова провалился, пытается пройти по коридору.

ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА
(раздраженно)
Господи, да, дайте пройти, в конце концов! Вздохнуть невозможно! Сказала русским языком: трое со мной, остальные – свободны.

Николай стоит в стороне ото всех, на его лице отчаяние. Когда Любовь Петровна проходит мимо него, он тихо растерянно спрашивает.

НИКОЛАЙ
А я?

Любовь Петровна, не останавливаясь, проходит дальше.

ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА
(безразлично)
В следующем году приходите.

Любовь Петровна и три счастливчика удаляются. Все остальные абитуриенты, понурив голову, выходят следом. Дверь за ними громко захлопывается. Николай остается один, тоскливо глядя вслед ушедшим.

ЭКСТ. УЛИЦА ПЕРЕД ТЕАТРАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ - УТРО
По весенней улице, залитой ярким солнцем, уверенной походкой шагает ВЕРА СЕРГЕЕВНА - крупная седая женщина лет 65 с широким бедрами, в старой зеленой юбке до середины икры, синей кофте с длинным рукавом, черный лайковых перчатках, в смешной малиновой шляпе и большим черным ридикюлем в руках. Она переходит дорогу по направлению к зданию института, подходит к парадной и решительно открывает тяжелую дверь.

ИНТ. ПАРАДНАЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Вера Сергеевна стоит перед стальными турникетами, слева за перегородкой со стеклянным окошком за письменным столом сидит щуплый СТАРИК-ОХРАННИК со смешными усами-щеточкой и сосредоточенно смотрит ток-шоу по маленькому телевизору, установленному в углу стола. Вера Сергеевна дергает турникет, но тот не поддается. 

СТАРИК-ОХРАННИК
(не отрываясь от просмотра)
Пропуск приставьте.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Я к Марк Анатольевичу…

ОХРАННИК
Вы по записи что ли?

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Голубчик, ну что я по-вашему, похожа на террористку?

Охранник отрывается от телевизора, устало смотрит на Веру Сергеевну.

ОХРАННИК
Гражданка, у меня без вас дел вот так.

И подносит руку к горлу.

Вера Сергеевна, раздосадованная, подходит к окошку, ставит сумку на полочку перед стеклянным окошком, и начинает копаться. Охранник вяло смотрит на нее, затем – снова утыкается в телевизор.
Мимо Веры Сергеевны проходят через турникет студенты. Она украдкой оглядывается на них, затем смотрит на охранника, и опять роется в сумке. Наконец, извлекает пластиковую карточку.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Кажется, нашла.

Смотрит на карточку, щурится.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
(поднося пропуск к глазам)
Ни черта не вижу!
 (обращаясь к охраннику)
Посмотрите, голубчик, должно быть он.

Протягивает охраннику карточку. Охранник, нехотя отрывается от телевизора, берет, смотрит, читает вслух.

ОХРАННИК
Посылук Виталий Андреевич.
(возмущенно фыркнув)
Что вы мне суете?!

Бросает пропуск в окошко, опять уставляется в телевизор. Вера Сергеевна медленно берет пропуск, ее подбородок начинает дрожать, она с тоской смотрит на карточку, всхлипывает. Охранник непонимающе смотрит на нее. Вера Сергеевна замечает его взгляд.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
(дрогнувшим голосом)
Простите, голубчик

Охранник продолжает удивленно смотреть, как Вера Сергеевна тяжело вздыхая, глядит на пластиковую карточку.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Это карточка мужа…Он....

Глаза Веры Сергеевны наполняются слезами, она перестает говорить, пытаясь сдержать подступившие рыдания. На лице охранника появляется сочувствие.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Простите…

Достает носовой платок из сумки, вытирает выступившие слезы. Затем, комкая, в руках платок, всхлипывая, говорит.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Муж кое-что оставил для Марка Анатольевича, они когда-то работали вместе. Я хотела передать. Но все эти события…
(ее голос снова начинает дрожать)

Так все внезапно произошло…
(закрывает глаза рукой)

 Я до сих пор не могу прийти в себя, и поэтому все забываю…

Вера Сергеевна замолкает, закрывает лицо рукой, опершись на полочку.

ОХРАННИК
Может, вам воды?

Вскакивает. Подбегает к кулеру, набирает воды, выбегает из-за своей загородки, сует пластиковый стаканчик Вере Сергеевне. Та берет стаканчик дрожащей рукой, медленно пьет и с благодарностью смотрит на охранника.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
(тихо)
Спасибо…спасибо, вам, голубчик.

ОХРАННИК
(заботливо)
Как вы? Мож, корвалола накапать?

Вера Сергеевна отрицательно мотает головой. 

ОХРАННИК
Вы присядьте. Пройдемте ко мне, я вам чайку налью.

Обеспокоенно смотрит на Веру Сергеевну. Вера Сергеевна совсем успокаивается. Убирает карточку в сумку, застегивает ее, снимает с полки.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Спасибо…Но я лучше пойду.
 
Направляется к выходу.

ОХРАННИК
Да, куда же вы?!

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Домой. Без пропуска ведь не положено…

Охранник раздраженно машет рукой.

ОХРАННИК
Да бросьте вы! Кому он нужен?! Террористка вы, что ли, в самом деле!? Проходите, я вас так проведу.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
(испуганно)
Да, нет, ну что вы! Так же нельзя.

ОХРАННИК
Ой, перестаньте!

Достает из кармана карточку, прикладывает к турникету, загорается зеленый свет. Вера Сергеевна, сконфуженная, проходит, оглядывается.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Как я вам благодарна, голубчик.

ОХРАННИК
Идите! Идите скорее, обед скоро, в обед никого не застать.

 Охранник уходит к себе за загородку.


ИНТ. ПРИЕМНАЯ МАРКА АНАТОЛЬЕВИЧА

Тишина. За письменным столом сидит секретарша лет 25 СВЕТОЧКА, хрупкая и застенчивая, скромно одетая в серый брючный костюм девушка. На столе стоит компьютер, лежат книги, бумаги. В руках у Светочки чашка кофе, она подносит ее к губам, дует, и только собирается сделать глоток, как дверь в приемную с шумом распахивается. От неожиданности Светочка дергается и проливает кофе на бумаги, лежащие перед ней. Испуганно начинает стряхивать кофе с бумаг, которые залила.

СВЕТОЧКА
(себе под нос)
Господи...

(громко Вере Сергеевне)
Вы записывались?

Вера Сергеевна, едва взглянув на Светочку, направляется к противоположной двери с табличкой МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ ЛЕНТИН.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Записывалась-записывалась.

Вера Сергеевна хватается за ручку двери, но Светочка с диким глазами с грязной бумагой в руке бросается ей наперерез, пытаясь загородить собой дверь.

СВЕТОЧКА
Постойте, вы куда? Надо же проверить запись.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
(раздраженно)
Да, записывалась я, милочка!

Вера Сергеевна отпихивает плечом хрупкую Светочку.

СВЕТОЧКА
(ошеломленно)
Нет-нет, постойте, подождите..

Но Вера Сергеевна быстро открывает дверь кабинета и заходит.

ИНТ. КАБИНЕТ МАРКА АНАТОЛЬЕВИЧА - УТРО
За столом сидит Марк Анатольевич, пожилой лысеющий полноватый мужчина в очках в тонкой оправе, сосредоточенно изучая бумаги. Вера Сергеевна входит в кабинет, Марк Анатольевич отрывается от бумаг и удивленно глядит на непрошенную гостью. Вера Сергеевна, ничуть не смущаясь, проходит прямо к столу худрука. В дверях стоит испуганная Светочка.

СВЕТОЧКА
(чуть не плача)
Марк Анатольевич, простите, я пыталась…я говорила женщине, что надо записаться…

Светочка вдруг замечает, что машет документом, залитым кофе, и испуганно прячет его за спину.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
(перебивает Светочку)
Милочка, я же вам сказала, что записывалась!

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
(делает Светочке рукой знак удалится)
Ладно, Светочка, все в порядке, я разберусь.

Светочка неуверенно пожимает плечами и закрывает дверь.

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
С кем имею честь?

Вера Сергеевна, не дожидаясь приглашения, садится на стул.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Вы понимаете, какая вышла штука! Марк Анатольевич, дорогой, ну нельзя же так! Я знаю, что вы очень справедливый председатель комиссии, и то, что произошло, ну ни в какие ворота….

Марк Анатольевич в недоумении смотрит на Веру Сергеевну, не понимая, о чем речь.

Вера Сергеевна продолжает без остановки.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Нет, я понимаю, что вы в комиссии не один, но вы же принимаете главное решение! И как так могло произойти, что вы не взяли лучшего из лучших?!   

Марка Анатольевича вдруг понимает, что речь о прошедшем туре.

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
Так вы родственница одного из абитуриентов?!

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Совершенно верно! Мой внук Николай Петренко два тура прошел! И говорили, третий пройдет…А вчера он вернулся сам не свой. Сказал, провалился…Ну это же безобразие, вы же понимаете! Ребенок теперь ни ест, ни пьет! Заперся в комнате, никого не пускает.

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
Николай Петренко...помню-помню…Хороший молодой человек! Но…комиссия решила, что нам он не подходит.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Да, как это не подходит?! Как это не подходит?! Вы понимаете, о чем вы говорите? Марк Анатольевич, дорогой, ведь мой Коля – гений! Нет, конечно,  каждая бабушка считает своего внука гением, но, поверьте мне, я всю жизнь по театрам, уж я-то сумею отличить талант.

Марк Анатольевич берет в руки ручку, крутит ее.

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
Эээ…Простите, не знаю вашего имени…

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
(с достоинством)
Вера Сергеевна.

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
Вера Сергеевна, я понимаю, что вы любите своего внука. Любовь – это прекрасно, но у нас в институте свои правила…

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Да, какие правила, голубчик?! Вы зарубили гениального мальчика. Вы же умница, вы должны ценить талант!

Марк Анатольевич исподлобья смотрит на Веру Сергеевну, потом его взгляд падает на настенный часы. На часах почти 11 утра. Затем он смотрит на расписание, стоящее на столе, где написано «11:15 – встреча с Пастуховым».

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
Ну хорошо, Вера Сергеевна, я попробую что-то сделать.

Вера Сергеевна недоверчиво смотрит в глаза Марку Анатольевичу.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Постойте, я вам кое-что покажу.

Вера Сергеевна достает из сумки фотоальбом. Раскрывает и кладет прямо перед Марком Анатольевичем. Марк Анатольевич видит старые фотографии, где изображен мальчик. На одном снимке от стоит на стуле, на другом - в костюме зайчика в окружении других детей, на третьем - он уже подросток на сцене, над которой висит растяжка "С Новым годом!"

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Вот посмотрите! Это поможет вам принять правильное решение. Вот Коленька! Это он в детском саду.
(умилительно смотрит на фото внука)
Заметьте, как он стоит! Декламирует стихи. Вознесенского, между прочим. Зал плакал.
(указывает на другое фото)
А вот здесь он в роли зайчика. Блестяще сыграно!
(потом показывает на фото, где Коля старше)
А это уже в школе, старших классах. Сам поставил спектакль, представляете! Бернарда Шоу!

Марк Анатольевич с раздражением смотрит на фото и Веру Сергеевну. Отодвигает альбом.

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
Вера Сергеевна, я же сказал вам: я разберусь. А сейчас, простите, мне надо работать.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Да, что вы, голубчик! Сейчас я вам еще покажу...

Начинает перелистывать страницы альбома

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
У меня через 10 минут встреча, мне надо готовится. Я не хочу показаться грубым, но вам пора.
 
ВЕРА СЕРГЕЕВНА
(открывая на новой странице и показывая фото взрослого Коли)
Вот! Вот Коля после съемок в сериале. Вы только посмотрите, какой типаж!

Cует альбом под нос Марку Анатольевичу.

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
(все больше раздражаясь)
Да слышите вы, что я вам говорю?! Мне уходить через десять минут, а вы пристали со своими фотографиями...

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Марк Анатольевич, дорогой, да вы поймите: Коля дышит искусством, он же всего Шекспира наизусть выучил. Я вам в следующий раз видеозапись принесу….

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
Хорошо, в следующий раз вы принесете мне всю вашу фильмотеку, но сейчас я попрошу вас уйти!

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
А знаете…Я вот что подумала: вы же можете устроить повторное прослушивание. Не для всех, конечно, а для Коленьки!

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
Вера Сергеевна, ей-богу…я все понимаю, но вы…вы уже начинаете действовать мне на нервы.

Вера Сергеевна будто не слышит Марка Анатольевича, откладывает альбом, улыбается, поднимает палец вверх, будто что-то вспомнила.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Я ж вам главного не показала!

Снова лезет в сумку и торжествующе извлекает оттуда сложенный листок.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Это Колинькина первая афиша и первая главная роль в студии при Театре юного зрителя! 

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
(хлопает по столу)
Нет, это уже запредельно!

Марк Анатольевич вскакивает, обегает стол, подходит к Вере Сергеевне, берет ее за локоть и резко поднимает со стула.
 
Вера Сергеевна меняется в лице. Обиженно убирает листок в сумку. Затем зло смотрит на Марка Анатольевича.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Неужели вы не понимаете, что губите талант?! Коля - гениальный мальчик. Вы же видели, как он читает!

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
Все я видел! Поверьте мне, если бы разглядел что-то оригинальное, вас бы здесь не было…

Марк Анатольевич пытается вывести Веру Сергеевну, но та упирается.

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Да, если хотите знать...мой Коля - будущий Качалов…и Ильинский со  Смоктуновским в одном флаконе!

Тут Марк Анатольевич взрывается. Он как ошпаренный начинает размахивать руками и почти кричит в лицо Вере Сергеевне.

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
Господи, как вы мне надоели со своим Коленькой! Да, если хотите знать, ваш Коленька не сможет сыграть ни одной роли!

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
(ехидно)
Да что вы говорите?!

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
Он же ничего не может. Даже собаку, и ту, не изобразит правдоподобно!  У актера должна быть искра, умение передавать эмоции, заразительность, талант перевоплощения…А ваш Коля?!

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
Вы мальчику судьбу ломаете!




Марк Анатольевич резко распахивает дверь.

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
(Вере Сергеевне)
Уходите!

ВЕРА СЕРГЕЕВНА
(не выходя из кабинета)
Но как же Коля?!

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ
Нет, это невозможно. Вы просто как клещ вцепились! Да, если б я увидел в вашем внуке хоть искру таланта, я бы, будьте уверены, взял бы его без разговоров!


Вера Сергеевна молча выслушивает тираду, и когда Марк Анатольевич, задыхаясь от гнева, заканчивает, она, не говоря ни слова, медленно снимает шляпу, затем парик, очки. Лицо Марка Анатольевича вытягивается. Он видит перед собой не старую сумасшедшую бабку, а Николая в гриме. Марк Анатольевич потрясенно смотрит на Николая, Николай молча смотрит на Марка Анатольевича. В воздухе повисает пауза. Слышно, как летит муха.

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧА
(сглатывает и говорит медленно)
Где...ваши...документы?

Николай вытирает пот со лба.


Рецензии
классно! очень понравилось!

Бушина Ирина   11.04.2015 21:40     Заявить о нарушении