Эти глаза напротив... 1ч. 5гл

Учительская двухэтажка была построена на территории школьного городка после

появления улицы" имени учительницы Катаевой".

Учительницы распределялись в район Тазовский из педагогического училища города

Салехарда. Почти все они были родом из Тюменской области и заселять их ,после

случившего ,стали в общежитие под названием " учительская двухэтажка".


В актированный день учительница начальных классов  вышла к  семи утра на работу

в интернат и заблудилась. Замёрзла в нескольких шагах от школы...В 1970 году

улицу назвали её именем.

Что такое " актированный день" на побережье Ледовитого океана?- Круг Ада,

которого Данте не знал. 


Метеорологи всегда  предупреждали о наступлении бурана. Детей надо из школы в

интернат привести  переодеться, в столовую (по верёвке ,протянутой из интерната

до столовой)сопроводить и вернуть в интернат .Всех пересчитывать ежеминутно

-обязательное условие этого дня. Меня предупредили  -забрать годовалого  сына

Мишку из детского садика пораньше.   

До посёлка, где находился детский садик, надо было пройти несколько 

одноэтажных домов по одной улице через небольшое поле.Добежала  легко-ветер дул

в спину . Пуховая косынка , шуба и бурки из оленьих лап на ногах. Вьюга

поднимала и опускала меня как на качелях. Веселилась- раньше отпустили с работы.

 Мишку всегда носила в сад и из сада на руках.

 Старожилы- нянечки в детсаду предложили мне остаться на ночь у них: "Глянь-ка 

на улицу. Не добежишь".

 Молодёжь советам не" внемлет!"

Мишку всего запеленали в байковое одеяло-"запечатали как конверт".Меня

привязали к этому конверту туго "по-талии."  Я  хи-хи-кала...

С порога детского садика меня вынесло  ветром пинком под "спину" в никуда.

Порыв ветра сразу же сорвал с лица косынку, повязанную до самых глаз.

Первая мысль, пришедшая в буйную голову, была: "Вернуться".

" Нифига! Добегу" -была вторая.

Страх приходил медленно.

Мишка, верещавший ,когда его  пеленали вместе со мной, притих. Вьюга качала

нас "на качелях" , била в лицо  снежной крошкой, кругом было всё как в...молоке.

 Домов не было. Интерната и спасительного огня около кочегарок - не было.

Отвязался  шарф, который привязывал меня к сыну. Я обхватила куль с ребёнком

мёртвой хваткой. Глаза смотреть не могли.

Я побежала. Бежала и думала : "Ветер должен дуть только в лицо."

Останавливалась. Открывала глаза-нет, ещё ничего нет. В то время я ещё не знала

спасительного действия мата. Говорят сейчас, что на войне ...

 Поворачивалась опять лицом к ветру и бежала.

Огни школы и посередине фонарь школьной кочегарки показались не  неожиданно. Я

знала, что сил хватит добежать.

Главное, не останавливаться! И, даже если вьюга" крутит" тебя во всех

направлениях-подстраивайся, но помни:" ...ветер должен бить в лицо"!


Пробежала мимо школы, кочегарки, до дверей двухэтажки -дверь мне уже открывали

 жители учительского дома. Дверь открывалась "к себе" если ты внутри дома.

Все что-то возмущённо обсуждали. Мишку сразу  девчонки -учительницы забрали к

себе. Смеялись: Мишка в сугробе! Волосы,лицо,глаза ,обледеневшая шуба

смотрелись снежным "су -гроб -ом"...Помогли кожаные перчатки-

мужнины. Меховые. Пальцы крепко сцепляли замком ценный груз. В этом случае 

незаменимые варежки не помогли бы. Почему я именно их надела тогда? Муж

-солдатик "весточкой надоумил"?
 
Я шла домой три часа...Так мне сказали .

Учительский Дом веселился-в комнатах горели керосиновые лампы ,излучали жар

натопленные печки, на весь дом орала песня :" Этиии глазааа 

напрооотиввв!..калейдоскоп огней!..только не уходи,только не уходиии......."

 В интернатах ,под присмотром ночных нянечек , пересчитЫнЫе несколько раз,спали

детки. Интернаты отапливались кочегарками-было тепло,чисто и уютно.



 P.S.Численность на 2007 год -3.427 чел.
     до 90 % -ненцы.
     11 улиц:Ленина.40 лет Октября. Молокова.Калинина.Полярная .Катаевой(1970г.).Советская.Снежная.Новая.Застройки.Одноэтажная - Двухэтажная.
 (из Википедии)

 
 


 


Рецензии
Уважаемая Женя!
Большое спасибо за Вашу глубокую,
душещипательную работу.
Сноска за сноской и не заметила,
как дошла до конца.
Даже предположить не могла, что в
такую тьму-таракань ехали люди из
центральных городов ,имея на руках
солидные дипломы! Пройти через та-
кие испытания и выжить!Не спасовать,
не сбежать!
Ваши работы надо включать в школьные
программы и воспитывать на достойном
примере наше разболтанное поколение.

Здоровья Вам,дорогая!
С теплом и признательностью.

Фаина Нестерова   03.08.2023 18:57     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв,который поднял мне настроение...хотя...молодёжь всегда одинаково общается в своем отеческом окружении...
мног можно привести пословиц и поговорок на эту тему-
- что посеешь то пожнёшь...и т. д.
Приятно сстретить единомышленников и хорошего нам все настроения.
Вам - особое спасибо и здоровье физического !
с уважением.е.

Евгения Бойцова   05.08.2023 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.